Олег Канцуров: «Директива ЕС устанавливает новые условия составления финансовой отчетности»
05.08.2015 9901 0 4
Весной 2015 года Кабмин принял распоряжение относительно имплементации некоторых актов законодательства ЕС в сфере бухучета и аудита. Как это решение будет реализоваться на практике? К каким изменениям готовиться отечественным бухгалтерам, принимая во внимание новые евроинтеграционные процессы в Украине? На эти и другие вопросы отвечает наш гость Олег Канцуров – начальник управления методологии бухгалтерского учета Министерства финансов.
Канцуров Олег Александрович – родился 8 июля 1974 года в городе Луганске. В 1996 году закончил Луганский сельскохозяйственный институт (специальность «Учет и аудит»). Кандидат экономических наук, доцент (кандидатская диссертация: «Учет собственного капитала в сельскохозяйственных предприятиях, аудит»). С ноября 2010 года возглавляет управление методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины. Автор монографий, посвященных развитию предпринимательства в Украине, малому бизнесу, бухгалтерскому учету и финансовому контролю.
– Олег Александрович, объясните, пожалуйста: каким образом европейские нормы пропишут в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета?
– Этот вопрос уже рассматривался не только на министерском, а и на правительственном уровне. Еще в апреле 2015 года Кабмин принял распоряжение «О принятии разработанных Министерством финансов планов имплементации некоторых актов законодательства ЕС в сфере бухгалтерского учета и аудита» (от 08.04.15 г. № 345-р). В нем предусмотрены планы имплементации актов законодательства ЕС в сфере бухучета и аудита, в частности относительно Директивы 2013/34/ЄС Европейского Парламента и Совета ЕС от 26.06.13 г. о годовой финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанной отчетности определенных типов предприятий.
Учитывая законодательные требования Евросоюза (в частности, Директивы 2013/34/ЄС), Программы деятельности Кабинета Министров и Стратегии постоянного развития «Украина-2020», наше министерство разработало законопроект, предусматривающий внесение рядя изменений в Закон от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
– О каких изменения идет речь? Можете поделиться новыми наработками в законодательной сфере?
– В упомянутом Законе (№ 996) должны появиться следующие термины: «расходы», «доходы», «отчетный период», «отчет о платежах в пользу государства», «отчет об управлении», «таксономия финансовой отчетности» и «предприятия, которые составляют общественный интерес». Также мы предлагаем установить (для целей бухучета) критерии отнесения предприятий к микропредприятиям, малым, средним и крупным предприятиям, согласно положениям Директивы 2013/34/ЄС. Новый законопроект распространяется на операции по выполнению бюджетов и составлению финансовой отчетности о выполнении бюджетов с учетом бюджетного законодательства. Кроме того, он направлен на сокращение перечня обязательных реквизитов для первичных документов, уточнение периода составления промежуточной финансовой отчетности (с целью обеспечения однозначности в определении периода, за который она составляется). Относительно предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, то они должны составлять финансовую отчетность согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Замечу, что планируется усовершенствовать порядок представления и обнародования финансовой отчетности (в том числе для предприятий, применяющих МСФО) в едином электронном формате, а также обязать предприятия предоставлять копии финансовой отчетности по запросу юридических и физических лиц.
Вследствие имплементации актов законодательства ЕС в системе П(С)БУ будут установлены европейские критерии классификации предприятий, которые будут применяться и в Украине. Предполагается, что к микропредприятиям будут относится субъекты хозяйственной деятельности, показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за предыдущий год соответствуют следующим критериям: совокупная стоимость активов (на годовую дату составления финансовой отчетности за предыдущий год) – до 350 тыс. евро, чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 700 тыс. евро, а среднее количество работников – до 10 лиц.
У малых предприятий совокупная стоимость активов – до 4 млн евро, чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 8 млн евро, а среднее количество работников – до 50 лиц. У средних предприятий совокупная стоимость активов – до 20 млн евро, чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 40 млн евро, среднее количество работников – до 250 лиц.
Крупными являются предприятия, у которых совокупная стоимость активов – свыше 20 млн евро, чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – свыше 40 млн евро, среднее количество работников – свыше 250 лиц. Относительно вновь созданных предприятий, то при определении критериев они тоже применяют показатели на дату составления годовой финансовой отчетности. Поскольку эти критерии зафиксированы в Директиве ЕС, то они будут отражены и в изменениях в Закон (№ 996).
– Какова дальнейшая судьба этого законопроекта?
– Этот документ уже согласован со всеми заинтересованными органами исполнительной власти и представлен на рассмотрение Кабинета Министров. Надеемся, что Верховная Рада поддержит наш законопроект. Ведь речь идет об имплементации актов европейского законодательства в сфере бухучета и аудита. Кроме того, следует обратить внимание на довольно существенный момент: Директива ЕС устанавливает новые условия финансовой отчетности, точнее новые условия составления, представления и обнародования финотчетности и консолидированной финансовой отчетности, а также новый порядок признания и оценки определенных видов активов и обязательств, доходов и расходов. Существенным является то, что положения Директивы ЕС в отдельных случаях отличны от правил МСФО. И, как я уже отмечал, предприятия, составляющие финансовую отчетность согласно МСФО, и в дальнейшем будут руководствоваться международными стандартами (МСФО). Это, кстати, предусмотрено Регламентом (ЕС) № 1606/2002 Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 19.07.02 г. Остальные предприятия будут применять национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, которые также будут приведены в соответствие с Директивой (№ 2013/34/ЄС) после принятия законодательных изменений.
– Предположим, что Верховная Рада поддержит законодательные предложения Кабмина в общем и Минфина в частности. Какой прогнозируется эффект от имплементации этой Директивы?
– Прежде всего мы сможем адаптировать национальное законодательство (в сфере бухучета) к нормам МСФО и Евросоюза. Это будет содействовать гармонизации финансовой отчетности отечественных предприятий с отчетностью предприятий государств – членов ЕС, а также других стран, применяющих МСФО и акты ЕС. Кроме того, будущий закон направлен на повышение прозрачности и обеспечение достоверности финансовой отчетности и надлежащего уровня доверия к ней со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Таким образом, будет возрастать инвестиционная привлекательность национальной экономики, будут стимулироваться поступления иностранных инвестиций и будут упрощаться процедуры привлечения капитала на международных рынках.
Беседу вел Валентин Ковальский,
редактор рубрики «Интервью»
Комментарии к материалу