Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Закон о налоге на Google: знакомимся с новациями

С 02.07.21 г. вступил в силу Закон от 03.06.21 г. № 1525-IX (далее – Закон № 1525), уже известный как Закон о налоге на Google. Этим законом внесены очередные изменения в Налоговый кодекс (далее – НК). В частности, изменился порядок регистрации плательщиками НДС и, соответственно, уплаты этого налога иностранными компаниями, которые оказывают электронные услуги резидентам Украины. Отметим, что почти все НДС-изменения, внесенные в НК Законом № 1525, уже вступили в силу. Однако фактически порядок обложения НДС операций по оказанию электронных услуг нерезидентами заработает только с 1 января 2022 года. Кроме того, с 1 января 2022 года вступят в силу изменения, касающиеся налогообложения доходов нерезидента, полученных от резидентов Украины за производство и распространение рекламы, а также освобождения от НДС образовательных услуг.

Как нерезиденты будут уплачивать НДС при оказании электронных услуг?

Какие услуги относятся к электронным?

Определение и перечень электронных услуг теперь приведены в пп. 14.1.565 НК: это услуги, которые поставляются через Интернет автоматизированно, с помощью информационных технологий и преимущественно без вмешательства человека, в том числе путем установления специального приложения на цифровых устройствах. К таким услугам, в частности, относятся:

  • поставка электронных экземпляров, предоставление доступа к изображениям, текстам и информации, в том числе, но не исключительно, подписка на электронные газеты, журналы, книги, предоставление доступа и/или загрузка фотографий, графических изображений, видеоматериалов;
  • предоставление доступа к базе данных; поставка электронных экземпляров (электронно-цифровой информации) и/или предоставление доступа к аудиовизуальным произведениям, видео- и аудиопроизведениям на заказ, играм, включая поставку услуг по участию в таких играх, предоставление услуг по доступу к телевизионным программам (каналам);
  • доступ к электронным ресурсам (информационным, коммерческим, развлекательным);
  • услуги дистанционного обучения (если оказание таких услуг не требует участия человека, в том числе предоставления доступа к виртуальным классам, образовательным ресурсам, где учащиеся выполняют задания онлайн, а оценки выставляются автоматически, без участия человека или с его минимальным участием);
  • облачные услуги;
  • поставка программного обеспечения и обновлений к нему, в том числе электронных экземпляров, предоставление доступа к ним, а также дистанционное обслуживание программного обеспечения и электронного оборудования; рекламные интернет-услуги.

Обратите внимание! Вышеприведенный перечень электронных услуг не является исключительным – это прямо следует из пп. 14.1.565 НК. То есть этот перечень может быть детализирован (например, дальнейшими разъяснениями от ГНС). Поэтому в данном вопросе следует идти от обратного, ориентируясь на перечень операций, которые не относятся к электронным услугам.

Какие услуги не относятся к электронным?

Не относится к электронным услугам поставка (пп. 14.1.565 НК):

  • товаров/услуг, заказ (бронирование) которых осуществляется через Интернет, но фактическая их поставка осуществляется без использования Интернета (в частности, это услуги по размещению в отелях, найму автомобилей, услуги общепита по поставкам продукции, услуги пассажирского транспорта и другие подобные услуги);
  • товаров и/или других услуг, отличных от электронных услуг, в составе которых есть электронные услуги, если стоимость электронных услуг включена в общую стоимость таких товаров/услуг (т. е. когда стоимость электронных услуг отдельно не выделена);
  • услуг по дистанционному обучению в Интернете, если Интернет используется исключительно как средство коммуникации между преподавателем и слушателем. То есть когда они взаимодействуют друг с другом посредством информационных технологий;
  • экземпляров произведений в области науки, литературы и искусства на материальных носителях;
  • консультационных услуг по электронной почте;
  • услуг по доступу к Интернету.

Кто будет плательщиком НДС со стоимости электронных услуг?

Плательщиками НДС являются лица, названные в ст. 180 НК. В свою очередь, определение лица для целей разд. V НК приведено в пп. 14.1.139 НК. Так, согласно новому пп. «д» пп. 14.1.139 НК, лицом для целей НДС является нерезидент, который не имеет постоянного представительства и поставляет в Украине электронные услуги физлицам, в том числе физлицам-предпринимателям, которые не являются плательщиками НДС. Напомним, что для целей НДС постоянное представительство нерезидента также является лицом (пп. «г» пп. 14.1.139 НК) и регистрируется плательщиком НДС на общих основаниях согласно п. 181.1, 185.1 НК. Эти нормы действовали и до вступления в силу Закона № 1525.

Не является лицом для целей НДС нерезидент-физлицо, если он (пп. «д» пп. 14.1.139 НК):

  • поставляет электронные услуги по посредническим договорам, и при этом в счетах (квитанциях), полученных заказчиками электронных услуг, приведен перечень таких электронных услуг и указан их фактический поставщик. То есть это случай, когда нерезидент действует от имени другого лица. Однако если нерезидент поставляет электронные услуги в рамках посреднического договора по поручению поставщика электронных услуг, но от своего имени, тогда такой посредник является лицом для целей НДС;
  • осуществляет исключительно обработку платежей за электронные услуги и не участвует в оказании таких электронных услуг;
  • поставляет электронные услуги непосредственно через свое постоянное представительство в Украине. В этом случае НДС уплачивает ППН.

Как определить место поставки электронных услуг?

Поставка товаров (услуг) облагается НДС, если местом поставки является таможенная территория Украины (далее – ТТУ) (п. 185.1 НК). Как известно, место поставки товаров (услуг) определяется по правилам ст. 186 НК. Законом № 1525 эта статья была дополнена новым п. 186.31 НК, в котором речь идет о месте поставки электронных услуг. Так, место поставки электронных услуг зависит от статуса их получателя. Если получателем электронных услуг является:

  • физлицо-предприниматель – местом поставки будет место регистрации такого получателя как субъекта хозяйствования (далее – СХ);
  • физлицо-гражданин (не СХ) – тогда местом поставки будет фактическое местонахождение такого физлица. А фактическое местонахождение такого физлица (не СХ) зависит еще и от способа оказания ему электронных услуг (см. таблицу).

№ п/п

Способ оказания услуг физлицу (не СХ)

Фактическое местонахождение физлица (не СХ) –
получателя услуг (п. 186.31 НК)

1

2

3

1

Средствами фиксированной связи

Страна установления линии фиксированной связи (местонахождение провайдера телекоммуникаций, услугами которого пользовалось физлицо в процессе получения электронной услуги) (пп. «а»)

2

Средствами подвижной (мобильной) связи

Страна, которую идентифицируют по мобильному коду страны SIM-карты, которая используется при получении таких услуг (пп. «б»)

3

Другими средствами связи, в т. ч. с использованием карты доступа

Страна, в которой размещены такие другие средства связи или в которую отправлена карта доступа для ее использования (в т. ч. местонахождение устройства, которое использовалось получателем электронной услуги, определяемое по IP-адресу) (пп. «в»)

Внимание! Одновременно с одним из этих правил (пп. «а»–«в» п. 186.31 НК) дополнительно применяется одно из доказательств, указанных в этом же пункте НК, а именно:

– платежный адрес физлица – получателя услуг;

– банковские реквизиты, в частности место ведения банковского счета, используемого для расчета за электронные услуги;

– другая коммерчески важная информация.

Здесь может возникнуть вопрос:

Откуда будет известно, что получателем электронных услуг является физлицо – неплательщик НДС?

Дело в том, что если физлицо – получатель услуг является плательщиком НДС, он подтверждает этот факт путем указания своего ИНН (скорее всего, этот момент будет предусмотрен договором/ офертой). Если же ИНН не указан, тогда автоматически будет считаться, что физлицо (получатель услуг) – неплательщик НДС.

Отметим, что контролировать все моменты, связанные с определением места поставки электронных услуг в случае, когда их получателем является физлицо – неплательщик НДС, придется поставщику-нерезиденту. Ведь именно он будет отвечать за уплату НДС со стоимости электронных услуг, оказанных резидентам Украины.

Регистрация нерезидента плательщиком НДС

Процедура НДС-регистрации нерезидента – поставщика электронных услуг изложена в новой ст. 2081 НК. Так, лицо-нерезидент обязано подать заявление о регистрации в качестве плательщика НДС, если по результатам предыдущего календарного года общая сумма поставок физлицам электронных услуг, местом поставки которых является ТТУ, совокупно превышает эквивалент 1 000 000 грн по официальному курсу НБУ, действующему на 0 часов 1 января соответствующего года. Такое заявление подается до 31 марта календарного года, следующего за тем годом, в котором был достигнут указанный объем поставок. Форма заявления на данный момент не утверждена.

На заметку! Как следует из п. 79 подразд. 2 разд. ХХ НК, нерезидент должен будет зарегистрироваться плательщиком НДС, если объем операций по оказанию электронных услуг физлицам на ТТУ за 2021 год превысит 1 млн грн. И тогда регистрационное заявление нужно будет подать до 31 марта 2022 года.

Базовым отчетным налоговым периодом для нерезидента является квартал, декларация будет подаваться нерезидентом в упрощенной форме, которая на данный момент еще не утверждена.

На каком языке должен подавать отчетность такой нерезидент?

Все бланки и формы отчетности будут утверждены на двух языках: украинском и английском. Также для нерезидентов будет создан специальный электронный сервис, посредством которого они будут коммуницировать с органом ГНС.

Каковы особенности НДС-учета у нерезидента?

Базой налогообложения является стоимость услуг, ставка НДС – 20 %. И база налогообложения и сумма НДС определяются в инвалюте (п. 2081.6 НК). Нерезидент не будет формировать налоговый кредит и не будет составлять и регистрировать в ЕРНН налоговые накладные.

А как же образовательные услуги?

Сегодня возможностью получать образовательные услуги на зарубежных интернет-сайтах пользуются многие граждане Украины. Сразу скажем: образовательные услуги (услуги дистанционного обучения) от нерезидентов – освобождаются от обложения НДС. Причем как в случае, когда Интернет используется исключительно в качестве средства коммуникации (пп. 197.1.2 НК), так и в случае предоставления доступа к виртуальным классам, образовательным ресурсам, где учащиеся выполняют задания онлайн, а оценки выставляются автоматически, без участия человека (или с минимальным его участием) (пп. 197.1.32 НК).

Внимание! Еще раз отметим, что нерезидент будет выступать в роли плательщика НДС при поставке электронных услуг только в том случае, если их получателем является физлицо – неплательщик НДС. Если же получатель этих услуг – плательщик НДС и местом поставки услуг является ТТУ, тогда уплачивать НДС будет получатель услуг (по той же схеме, что действует сейчас).

Налог на рекламу от нерезидента: то ли будет, то ли нет...

С 1 января 2022 года доходы нерезидента от производства и распространения рекламы могут уйти из-под обложения налогом на доход нерезидента, полученный из украинских источников. Причина – исключение из НК с этой даты нормы пп. 141.4.6 (п. 11 Закона № 1525).

Отметим, что сейчас норма пп. 141.4.6 НК является одним из исключений из общего правила налогообложения украинских доходов юрлица-нерезидента. Напомним, что по общему правилу доходы нерезидента, перечисленные в пп. 141.4.1 НК, облагаются налогом по ставке 15 % при их выплате за их счет. Но только если иное не предусмотрено действующим международным договором Украины, заключенным со страной резиденции такого нерезидента (пп. 141.4.2 НК). А согласно действующему пока «рекламному» пп. 141.4.6 НК (норме-исключению), резиденты, в том числе физлица-предприниматели, физлица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, или плательщики единого налога (юрлица и физлица), которые выплачивают нерезидентам доход за производство и/или распространение рекламы, во время такой выплаты должны уплачивать налог по ставке 20 % от суммы таких выплат за собственный счет.

Возникает вопрос:

Как же будут облагаться «рекламные» выплаты нерезиденту после ликвидации нормы пп. 141.4.6 НК?

Примерный перечень налогооблагаемых доходов нерезидента приведен в пп. 141.4.1 НК. При этом рекламные доходы после исключения из НК пп. 141.4.6 могут (пп. «к» пп. 141.4.1 НК):

  • либо попасть под налогообложение по общим правилам из пп. 141.4.2 НК (ставка 15 % или ставка международного договора за счет таких доходов – см. выше) – как прочие доходы от ведения нерезидентом хоздеятельности на территории Украины;
  • либо уйти из-под налогообложения – как доходы в виде выручки или прочих видов компенсации стоимости работ и услуг, выполненных (оказанных) нерезидентом резиденту (постоянному представительству другого нерезидента).

Мы склоняемся ко второму варианту, но однозначный ответ на этот вопрос может дать только контролирующий орган.

Администрирование налогов: что изменится с 01.01.22 г.?

Налоговые уведомления для нерезидентов Налоговый кодекс дополнили новой статьей 581, которая регламентирует направление налоговых уведомлений нерезидентам. Причем налоговые уведомления будут двух видов:

  • для нерезидентов, которые зарегистрированы плательщиками НДС (пп. 14.1.1581 НК);
  • для нерезидентов, которые не зарегистрированы плательщиками НДС (пп. 14.1.1582 НК).

Если нерезидент не зарегистрирован плательщиком НДС, то ГНС направит налоговое уведомление в компетентный орган иностранного государства для информирования нерезидента в случаях, предусмотренных ст. 2081 НК. То есть нерезидента уведомят об обязанности зарегистрироваться плательщиком НДС.

Если же нерезидент уже зарегистрирован плательщиком НДС, тогда налоговое уведомление ему направят в случае, когда он:

  • не подал упрощенную налоговую декларацию в установленные законодательством сроки;
  • не уплатил согласованную сумму денежных обязательств по НДС в установленные сроки;
  • допустил иные нарушения норм НК, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафной (финансовой) санкции.

Налоговое уведомление будет направлено нерезиденту в течение 30 календарных дней (далее – к. д.) с момента истечения срока, отведенного для уплаты согласованной суммы налогового обязательства и/или подачи упрощенной декларации, либо же установления факта иного нарушения, допущенного нерезидентом.

Форма таких налоговых уведомлений будет утверждена Минфином, уведомления будут составляться на двух языках – украинском и английском.

Налоговые уведомления будут направляться нерезидентам в электронной форме через специальный портал, предназначенный для пользователей-нерезидентов, и одновременно отсылаться на электронную почту нерезидента, указанную им при регистрации плательщиком НДС.

Уплатить сумму, указанную в налоговом уведомлении, нужно будет в течение 90 к. д.

Обжалование налоговых уведомлений нерезидентами

Если нерезидент не согласен с информацией, приведенной в налоговом уведомлении, он может подать жалобу в ГНС. И в НК теперь предусмотрен механизм такого обжалования (п. 56.24 НК). Срок для обжалования – 90 к. д. с даты получения нерезидентом налогового уведомления.

Жалоба подается нерезидентами – плательщиками НДС в электронной форме через специальное портальное решение для пользователей-нерезидентов. Для нерезидентов, не зарегистрированных плательщиками НДС, порядок подачи жалобы определяется международным договором со страной нерезидента (если международный договор отсутствует, тогда жалоба подается в порядке, установленном КМУ).

Срок для рассмотрения жалобы – 90 к. д. И если в этот срок нерезидент не получит мотивированное решение по жалобе, то жалоба будет считаться полностью удовлетворенной. А форма решения по жалобе будет утверждена Минфином. Решение будет составлено на двух языках – украинском и английском.

Соавторы:

Виктория ЯКИМАЩЕНКО, редактор

Елена КАНТЕРМАН, юрист

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
02.06.2025
Расширен перечень оснований для завершения валютного надзора по экспортным операциям
Изменения нормируют правовое поле для завершения банками валютного надзора за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по экспортным операциям, которые предусматривают предоставление иностранными банками гарантий/контргарантий. НБУ, учитывая обращение банковского сообщества, расширяет пере...
02.06.2025
Критические для нужд ВСУ предприятия смогут бронировать 100 % работников
Изменения к Порядку бронирования военнообязанных расширяют возможности сохранения кадрового потенциала для предприятий, обеспечивающих обороноспособность страны во время военного положения. Больше по теме: Алгоритм разбронирования работников через Дію Изменения в бронировании с 05.03.2025 30 мая К...
30.05.2025
Документы, вступившие в силу с 26 мая по 1 июня 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Постановление КМУ от 21.05.2025 № 588 «Об утверждении Порядка государственной регистрации опасных факторов» Постановление КМУ от 23.05.2025 № 595 «Об утверждении Порядк...
Лучшие материалы