С 02.07.21 г. вступил в силу Закон от 03.06.21 г. № 1525-IX (далее – Закон № 1525), уже известный как Закон о налоге на Google. Этим законом внесены очередные изменения в Налоговый кодекс (далее – НК). В частности, изменился порядок регистрации плательщиками НДС и, соответственно, уплаты этого налога иностранными компаниями, которые оказывают электронные услуги резидентам Украины. Отметим, что почти все НДС-изменения, внесенные в НК Законом № 1525, уже вступили в силу. Однако фактически порядок обложения НДС операций по оказанию электронных услуг нерезидентами заработает только с 1 января 2022 года. Кроме того, с 1 января 2022 года вступят в силу изменения, касающиеся налогообложения доходов нерезидента, полученных от резидентов Украины за производство и распространение рекламы, а также освобождения от НДС образовательных услуг.
Определение и перечень электронных услуг теперь приведены в пп. 14.1.565 НК: это услуги, которые поставляются через Интернет автоматизированно, с помощью информационных технологий и преимущественно без вмешательства человека, в том числе путем установления специального приложения на цифровых устройствах. К таким услугам, в частности, относятся:
Обратите внимание! Вышеприведенный перечень электронных услуг не является исключительным – это прямо следует из пп. 14.1.565 НК. То есть этот перечень может быть детализирован (например, дальнейшими разъяснениями от ГНС). Поэтому в данном вопросе следует идти от обратного, ориентируясь на перечень операций, которые не относятся к электронным услугам.
Не относится к электронным услугам поставка (пп. 14.1.565 НК):
Плательщиками НДС являются лица, названные в ст. 180 НК. В свою очередь, определение лица для целей разд. V НК приведено в пп. 14.1.139 НК. Так, согласно новому пп. «д» пп. 14.1.139 НК, лицом для целей НДС является нерезидент, который не имеет постоянного представительства и поставляет в Украине электронные услуги физлицам, в том числе физлицам-предпринимателям, которые не являются плательщиками НДС. Напомним, что для целей НДС постоянное представительство нерезидента также является лицом (пп. «г» пп. 14.1.139 НК) и регистрируется плательщиком НДС на общих основаниях согласно п. 181.1, 185.1 НК. Эти нормы действовали и до вступления в силу Закона № 1525.
Не является лицом для целей НДС нерезидент-физлицо, если он (пп. «д» пп. 14.1.139 НК):
Поставка товаров (услуг) облагается НДС, если местом поставки является таможенная территория Украины (далее – ТТУ) (п. 185.1 НК). Как известно, место поставки товаров (услуг) определяется по правилам ст. 186 НК. Законом № 1525 эта статья была дополнена новым п. 186.31 НК, в котором речь идет о месте поставки электронных услуг. Так, место поставки электронных услуг зависит от статуса их получателя. Если получателем электронных услуг является:
№ п/п |
Способ оказания услуг физлицу (не СХ) |
Фактическое местонахождение физлица (не СХ) – |
1 |
2 |
3 |
1 |
Средствами фиксированной связи |
Страна установления линии фиксированной связи (местонахождение провайдера телекоммуникаций, услугами которого пользовалось физлицо в процессе получения электронной услуги) (пп. «а») |
2 |
Средствами подвижной (мобильной) связи |
Страна, которую идентифицируют по мобильному коду страны SIM-карты, которая используется при получении таких услуг (пп. «б») |
3 |
Другими средствами связи, в т. ч. с использованием карты доступа |
Страна, в которой размещены такие другие средства связи или в которую отправлена карта доступа для ее использования (в т. ч. местонахождение устройства, которое использовалось получателем электронной услуги, определяемое по IP-адресу) (пп. «в») |
Внимание! Одновременно с одним из этих правил (пп. «а»–«в» п. 186.31 НК) дополнительно применяется одно из доказательств, указанных в этом же пункте НК, а именно: – платежный адрес физлица – получателя услуг; – банковские реквизиты, в частности место ведения банковского счета, используемого для расчета за электронные услуги; – другая коммерчески важная информация. |
Здесь может возникнуть вопрос:
Откуда будет известно, что получателем электронных услуг является физлицо – неплательщик НДС?
Дело в том, что если физлицо – получатель услуг является плательщиком НДС, он подтверждает этот факт путем указания своего ИНН (скорее всего, этот момент будет предусмотрен договором/ офертой). Если же ИНН не указан, тогда автоматически будет считаться, что физлицо (получатель услуг) – неплательщик НДС.
Отметим, что контролировать все моменты, связанные с определением места поставки электронных услуг в случае, когда их получателем является физлицо – неплательщик НДС, придется поставщику-нерезиденту. Ведь именно он будет отвечать за уплату НДС со стоимости электронных услуг, оказанных резидентам Украины.
Процедура НДС-регистрации нерезидента – поставщика электронных услуг изложена в новой ст. 2081 НК. Так, лицо-нерезидент обязано подать заявление о регистрации в качестве плательщика НДС, если по результатам предыдущего календарного года общая сумма поставок физлицам электронных услуг, местом поставки которых является ТТУ, совокупно превышает эквивалент 1 000 000 грн по официальному курсу НБУ, действующему на 0 часов 1 января соответствующего года. Такое заявление подается до 31 марта календарного года, следующего за тем годом, в котором был достигнут указанный объем поставок. Форма заявления на данный момент не утверждена.
На заметку! Как следует из п. 79 подразд. 2 разд. ХХ НК, нерезидент должен будет зарегистрироваться плательщиком НДС, если объем операций по оказанию электронных услуг физлицам на ТТУ за 2021 год превысит 1 млн грн. И тогда регистрационное заявление нужно будет подать до 31 марта 2022 года.
Базовым отчетным налоговым периодом для нерезидента является квартал, декларация будет подаваться нерезидентом в упрощенной форме, которая на данный момент еще не утверждена.
На каком языке должен подавать отчетность такой нерезидент?
Все бланки и формы отчетности будут утверждены на двух языках: украинском и английском. Также для нерезидентов будет создан специальный электронный сервис, посредством которого они будут коммуницировать с органом ГНС.
Каковы особенности НДС-учета у нерезидента?
Базой налогообложения является стоимость услуг, ставка НДС – 20 %. И база налогообложения и сумма НДС определяются в инвалюте (п. 2081.6 НК). Нерезидент не будет формировать налоговый кредит и не будет составлять и регистрировать в ЕРНН налоговые накладные.
Сегодня возможностью получать образовательные услуги на зарубежных интернет-сайтах пользуются многие граждане Украины. Сразу скажем: образовательные услуги (услуги дистанционного обучения) от нерезидентов – освобождаются от обложения НДС. Причем как в случае, когда Интернет используется исключительно в качестве средства коммуникации (пп. 197.1.2 НК), так и в случае предоставления доступа к виртуальным классам, образовательным ресурсам, где учащиеся выполняют задания онлайн, а оценки выставляются автоматически, без участия человека (или с минимальным его участием) (пп. 197.1.32 НК).
Внимание! Еще раз отметим, что нерезидент будет выступать в роли плательщика НДС при поставке электронных услуг только в том случае, если их получателем является физлицо – неплательщик НДС. Если же получатель этих услуг – плательщик НДС и местом поставки услуг является ТТУ, тогда уплачивать НДС будет получатель услуг (по той же схеме, что действует сейчас). |
С 1 января 2022 года доходы нерезидента от производства и распространения рекламы могут уйти из-под обложения налогом на доход нерезидента, полученный из украинских источников. Причина – исключение из НК с этой даты нормы пп. 141.4.6 (п. 11 Закона № 1525).
Отметим, что сейчас норма пп. 141.4.6 НК является одним из исключений из общего правила налогообложения украинских доходов юрлица-нерезидента. Напомним, что по общему правилу доходы нерезидента, перечисленные в пп. 141.4.1 НК, облагаются налогом по ставке 15 % при их выплате за их счет. Но только если иное не предусмотрено действующим международным договором Украины, заключенным со страной резиденции такого нерезидента (пп. 141.4.2 НК). А согласно действующему пока «рекламному» пп. 141.4.6 НК (норме-исключению), резиденты, в том числе физлица-предприниматели, физлица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, или плательщики единого налога (юрлица и физлица), которые выплачивают нерезидентам доход за производство и/или распространение рекламы, во время такой выплаты должны уплачивать налог по ставке 20 % от суммы таких выплат за собственный счет.
Возникает вопрос:
Как же будут облагаться «рекламные» выплаты нерезиденту после ликвидации нормы пп. 141.4.6 НК?
Примерный перечень налогооблагаемых доходов нерезидента приведен в пп. 141.4.1 НК. При этом рекламные доходы после исключения из НК пп. 141.4.6 могут (пп. «к» пп. 141.4.1 НК):
Мы склоняемся ко второму варианту, но однозначный ответ на этот вопрос может дать только контролирующий орган.
Налоговые уведомления для нерезидентов Налоговый кодекс дополнили новой статьей 581, которая регламентирует направление налоговых уведомлений нерезидентам. Причем налоговые уведомления будут двух видов:
Если нерезидент не зарегистрирован плательщиком НДС, то ГНС направит налоговое уведомление в компетентный орган иностранного государства для информирования нерезидента в случаях, предусмотренных ст. 2081 НК. То есть нерезидента уведомят об обязанности зарегистрироваться плательщиком НДС.
Если же нерезидент уже зарегистрирован плательщиком НДС, тогда налоговое уведомление ему направят в случае, когда он:
Налоговое уведомление будет направлено нерезиденту в течение 30 календарных дней (далее – к. д.) с момента истечения срока, отведенного для уплаты согласованной суммы налогового обязательства и/или подачи упрощенной декларации, либо же установления факта иного нарушения, допущенного нерезидентом.
Форма таких налоговых уведомлений будет утверждена Минфином, уведомления будут составляться на двух языках – украинском и английском.
Налоговые уведомления будут направляться нерезидентам в электронной форме через специальный портал, предназначенный для пользователей-нерезидентов, и одновременно отсылаться на электронную почту нерезидента, указанную им при регистрации плательщиком НДС.
Уплатить сумму, указанную в налоговом уведомлении, нужно будет в течение 90 к. д.
Если нерезидент не согласен с информацией, приведенной в налоговом уведомлении, он может подать жалобу в ГНС. И в НК теперь предусмотрен механизм такого обжалования (п. 56.24 НК). Срок для обжалования – 90 к. д. с даты получения нерезидентом налогового уведомления.
Жалоба подается нерезидентами – плательщиками НДС в электронной форме через специальное портальное решение для пользователей-нерезидентов. Для нерезидентов, не зарегистрированных плательщиками НДС, порядок подачи жалобы определяется международным договором со страной нерезидента (если международный договор отсутствует, тогда жалоба подается в порядке, установленном КМУ).
Срок для рассмотрения жалобы – 90 к. д. И если в этот срок нерезидент не получит мотивированное решение по жалобе, то жалоба будет считаться полностью удовлетворенной. А форма решения по жалобе будет утверждена Минфином. Решение будет составлено на двух языках – украинском и английском.
Соавторы:
Виктория ЯКИМАЩЕНКО, редактор
Елена КАНТЕРМАН, юрист