Выпускники ВУЗов, обучающиеся по госзаказу, свободны в выборе места работы
13.01.2017 214 0 0
Законом от 06.10.16 г. № 1662-VІІІ (далее – Закон № 1662) внесены изменения в Закон от 01.07.14 г.
№ 1556-VІІ «О высшем образовании» (далее – Закон № 1556) по поводу трудоустройства выпускников. Теперь к основным задачам вуза относится не только изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда, но и содействие трудоустройству выпускников. Такая норма касается всех вузов.
Кроме того, госорганы, в сферу управления которых входят вузы (это могут быть как министерства, ведомства, так и местные госадминистрации), должны распределять выпускников высших военных учебных заведений (вузов со специфическими условиями обучения) для дальнейшего прохождения службы этими выпускниками. Остальные вузы будут информировать выпускников о наличии вакансий в составе юридических лиц для возможного трудоустройства. Речь идет о юрлицах всех форм собственности и подчинения.
Отметим, что законодатели руководствовались Конвенцией Международной организации труда от 28.06.30 г. № 29 «О принудительном или обязательном труде» и Международной Конвенцией № 105 «Об отмене принудительного труда», ратифицированной Законом от 05.10.2000 г. № 2021-ІІІ. То есть государство должно содействовать трудоустройству лиц, а не создавать прецеденты по работе выпускников вузов там, где они не желают работать. С дополнением ст. 64 Закона № 1556 учебные заведения освобождены от обязательства по проведению трудоустройства выпускников.
Исходя из этого, Порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых проводилась по государственному заказу, утвержденный постановлением КМУ от 22.08.96 г.
№ 992, подлежит приведению в соответствие с измененными Законом № 1662 нормами в отношении таких выпускников. Особенно важно это в связи с тем, что согласно п. 14 упомянутого Порядка тот молодой специалист, который был направлен на работу и не прибыл или отказался без уважительной причины приступить к работе по назначению, был уволен (в частности, за нарушение трудовой дисциплины или по своему желанию), в течение 3 лет обязан возместить в госбюджет стоимость обучения и компенсировать заказчику все расходы. Правда, механизм такого возмещения не принят, о чем,
в частности, сказано в письме Минюста от 12.08.15 г. № ПІ-К-2626.
Очевидно, следует ждать пересмотра зафиксированной в ч. 2 ст. 197 КЗоТ нормы, касающейся молодых специалистов – выпускников государственных учебных заведений, необходимость в которых ранее была заявлена предприятиями, учреждениями, организациями. Для них предусмотрено предоставление работы по специальности на период не менее 3 лет в порядке, определенном Кабмином. Также требует соответствующего упорядочения и Указ Президента от 23.01.96 г. № 77/96. Им установлено, что те лица, которые обучались за счет государственных средств, обязаны отработать в госсекторе как минимум 3 года. В случае отказа выпускники возмещают в госбюджет полную стоимость обучения.
Закон № 1556 дополнен еще несколькими новыми нормами. Изменения касаются преференций для лиц, заключивших договор об отработке не менее 3 лет в сельской местности или поселках городского типа. Так, обновленная ст. 44 Закона № 1556 после вступления в силу Закона № 1662 предусматривает, что лица могут воспользоваться правом первоочередного зачисления в высшие медицинские и педагогические учебные заведения по государственному заказу. На сегодняшний день прием на обучение
в вузы производится по конкурсу на условиях, утвержденных МОН.
Кроме того, внесенное Законом № 1662 дополнение в действующие нормы Закона № 1556 в отношении вышеупомянутых лиц устанавливает им такую государственную гарантию, как обеспечение бесплатного пользования жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм.
Закон № 1662 вступил в силу с 01.01.17 г. Итак, ждем соответствующих решений Кабмина и отраслевых министерств (в частности, МОН и Минсоцполитики), в которых будет определен механизм реализации упомянутых законодательных норм.
Анна СЕМЕНЕНКО, консультант
Комментарии к материалу