Комитет по вопросам правовой политики рассмотрел на своем заседании 12 августа 2025 года законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно создания предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (рег. № 13467 от 11.07.2025), поданный народными депутатами Украины Стефанчуком Р. А. и др., а также альтернативный законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно создания предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (рег. № 13467-1 от 21.07.2025), поданный народными депутатами Украины Масловым Д. В. и др..
Согласно пояснительной записке к законопроекту № 13467, его целью является обеспечение качественного переформатирования подходов к определению размера должностных окладов судей и должностных лиц системы правосудия на основе более стабильной, обоснованной и прозрачной расчетной величины, не связанной с социальным стандартом прожиточного минимума. Целью законопроекта № 13467-1 является создание предпосылок для повышения размера прожиточного минимума и установления справедливого размера судейского вознаграждения.
Для достижения цели авторами законопроектов предлагается внесение изменений в ст. 135, 150 Закона от 02.06.2016 № 1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон № 1402), которыми определить базовый размер должностного оклада судьи, руководителя и заместителя руководителя службы дисциплинарных инспекторов ВСП, а также дисциплинарных инспекторов ВСП не в прожиточных минимумах для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года, а в базовых (орудных) величинах для определения размеров должностных окладов. Разница между двумя законопроектами состоит в том, что в законопроекте № 13467-1 предлагается установить базовый должностной оклад судьи местного суда в размере 26 базовых (орудных) величин, в то время как в законопроекте № 13467 – 18,2 базовых (орудных) величин.
Данные законопроекты напрямую связаны с проектом Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (рег. № 13466). Вступление в силу указанных законодательных инициатив предусмотрено с 1 января 2026 года.
Обсудив положения обоих законопроектов, Комитет по вопросам правовой политики принял решение рекомендовать парламенту включить в повестку дня тринадцатой сессии Верховной Рады девятого созыва проекты законов о внесении изменений в Закон № 1402 относительно создания предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (рег. № 13467, № 13467-1) и по результатам рассмотрения в первом чтении принять за основу законопроект № 13467-1 с доработкой положений в соответствии с ч. 1 ст. 116 Регламента Верховной Рады, в связи с чем законопроект № 13467 отклонить.
Комитет по вопросам правовой политики на заседании также рассмотрел законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об урегулировании вопросов формирования прожиточного минимума и создании предпосылок для его повышения (рег. № 13469от 11.07.2025), поданный народными депутатами Украины Стефанчуком Р. А. и др.
Согласно пояснительной записке к законопроекту его целью является разграничение социального и финансово-расчетного значения прожиточного минимума путем введения четко определенной ставки как новой единицы расчета штрафов и сборов.
Указанной законодательной инициативой предлагается внести изменения в ряд статей Хозяйственного и Гражданского процессуальных кодексов, Кодекса административного судопроизводства, отдельных законов Украины. В частности, предлагается рассчитывать штраф не в размерах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а в размерах штрафной ставки; рассчитывать плату в сфере государственной регистрации, плату (административный сбор) за проведение регистрационных действий и за предоставление информации из Государственного реестра прав, плату за внесение сведений в Государственный земельный кадастр, внесение изменений в них, предоставление сведений из Государственного земельного кадастра, предельную стоимость административной услуги, регистрационный сбор за регистрацию субъектов в сфере медиа не в прожиточных минимумах для трудоспособных лиц, а в ставках административного сбора. Указанные размеры штрафной ставки и плат будут устанавливаться в законе о Госбюджете на соответствующий год по представлению КМУ.
Этот законопроект напрямую связан с законопроектом о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (рег. № 13466). Вступление в силу указанных законодательных инициатив предусмотрено с 1 января 2026 года.
Обсудив положения законопроекта с учетом высказанных к нему замечаний и предложений, Комитет по вопросам правовой политики решил рекомендовать Верховной Раде включить законопроект № 13469 в повестку дня тринадцатой сессии Верховной Рады девятого созыва и по результатам рассмотрения в первом чтении принять его за основу.
Верховная Рада