Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Верховная Рада создала условия для привлечения частных инвестиций в дорожное строительство

16.02.2022 53 0 0

Верховная Рада Украины приняла инициированный Министерством инфраструктуры законопроект № 5090. Документ вводит долгосрочные обязательства государственных партнеров (концессиодателей) в рамках договоров государственно-частного партнерства (ГЧП) и/или концессии.

Теперь государство сможет ежегодно производить выплаты частному инвестору, предусмотренные договором о ГЧП и/или концессию, из средств Государственного дорожного фонда.

«Принятый закон регулирует вопрос об взаимных обязанностях государства и инвесторов в проектах государственно-частного партнерства. В частности, бизнес получает гарантию того, что государство выполнит свои обязательства по оплате за эксплуатационную готовность, так называемые availability payments.

Сейчас уже есть 2 пилотных проекта ГЧП – маршруты Харьков – Днепр – Запорожье и Ягодин – Ковель – Луцк, которые внедряются при поддержке IFC и ЕБРР. Кроме этого, благодаря принятому законопроекту, уже в этом году планируем объявить конкурс на строительство первой новой концессионной дороги – Краковец – Львов – Броды – Ровно», – рассказал Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков.

В настоящее время законопроектом предусматривается, что договоры заключены в рамках ГЧП, в том числе концессионные договоры, долгосрочны – в среднем от 5 до 50 лет. Соответствующие договоры могут предусматривать выполнение финансовых обязательств, в частности, осуществление платежей частному партнеру, например платы за эксплуатационную готовность, после ввода объекта в эксплуатацию и до конца действия такого договора.

На сегодняшний день государственный партнер (концессиодатель) лишен возможности брать долгосрочные обязательства для выполнения такого договора в связи с ограничениями процесса бюджетообразования.

Отсутствие законодательно закрепленного механизма долгосрочных обязательств сдерживает инвесторов от участия в ГЧП и препятствует увеличению масштабов дорожного строительства.

Законопроект содержит следующие изменения:

  • введены долгосрочные обязательства в рамках ГЧП государственными партнерами (концессиодателями);
  • установленные требования по общему ежегодному объему долгосрочных обязательств в рамках ГЧП;
  • предусмотрено направление средств Государственного дорожного фонда на осуществление платы за эксплуатационную готовность автодорог общего пользования государственного значения, построенных в рамках исполнения договора о ГЧП или концессии;
  • урегулирован механизм уплаты концессионных платежей

Законопроект также создает дополнительные источники пополнения Государственного бюджета Украины, в частности:

  • плата за использование автодорог общего пользования транспортными средствами с полной массой 12 тонн и более;
  • административные штрафы за правонарушение габаритно-весового контроля (ГИК)

Напомним, в декабре Укравтодор, Международная финансовая корпорация (IFC) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписали договор на предоставление консультационных услуг по подготовке ГЧП проектов в дорожной отрасли.

Согласно договору, первыми проектами государственно-частного партнерства будут два маршрута Харьков – Днепр – Запорожье (М-29, M-04, M-18) и Ягодин – Ковель – Луцк (М-07, М-19).

Справочно

Программа государственно-частного партнерства, принятая в 2020 году, предусматривает поэтапное вовлечение частного сектора в усовершенствование и обслуживание сети имеющихся автодорог в Украине.

Модель такого партнерства предполагает, что государство привлекает частные инвестиции в строительство, а инвестор реализует проект за свой счет. После сдачи дороги в эксплуатацию инвестор получает платежи от государства, так называемую плату за доступность.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы