Верховная Рада создала условия для привлечения частных инвестиций в дорожное строительство
Верховная Рада Украины приняла инициированный Министерством инфраструктуры законопроект № 5090. Документ вводит долгосрочные обязательства государственных партнеров (концессиодателей) в рамках договоров государственно-частного партнерства (ГЧП) и/или концессии.
Теперь государство сможет ежегодно производить выплаты частному инвестору, предусмотренные договором о ГЧП и/или концессию, из средств Государственного дорожного фонда.
«Принятый закон регулирует вопрос об взаимных обязанностях государства и инвесторов в проектах государственно-частного партнерства. В частности, бизнес получает гарантию того, что государство выполнит свои обязательства по оплате за эксплуатационную готовность, так называемые availability payments.
Сейчас уже есть 2 пилотных проекта ГЧП – маршруты Харьков – Днепр – Запорожье и Ягодин – Ковель – Луцк, которые внедряются при поддержке IFC и ЕБРР. Кроме этого, благодаря принятому законопроекту, уже в этом году планируем объявить конкурс на строительство первой новой концессионной дороги – Краковец – Львов – Броды – Ровно», – рассказал Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков.
В настоящее время законопроектом предусматривается, что договоры заключены в рамках ГЧП, в том числе концессионные договоры, долгосрочны – в среднем от 5 до 50 лет. Соответствующие договоры могут предусматривать выполнение финансовых обязательств, в частности, осуществление платежей частному партнеру, например платы за эксплуатационную готовность, после ввода объекта в эксплуатацию и до конца действия такого договора.
На сегодняшний день государственный партнер (концессиодатель) лишен возможности брать долгосрочные обязательства для выполнения такого договора в связи с ограничениями процесса бюджетообразования.
Отсутствие законодательно закрепленного механизма долгосрочных обязательств сдерживает инвесторов от участия в ГЧП и препятствует увеличению масштабов дорожного строительства.
Законопроект содержит следующие изменения:
- введены долгосрочные обязательства в рамках ГЧП государственными партнерами (концессиодателями);
- установленные требования по общему ежегодному объему долгосрочных обязательств в рамках ГЧП;
- предусмотрено направление средств Государственного дорожного фонда на осуществление платы за эксплуатационную готовность автодорог общего пользования государственного значения, построенных в рамках исполнения договора о ГЧП или концессии;
- урегулирован механизм уплаты концессионных платежей
Законопроект также создает дополнительные источники пополнения Государственного бюджета Украины, в частности:
- плата за использование автодорог общего пользования транспортными средствами с полной массой 12 тонн и более;
- административные штрафы за правонарушение габаритно-весового контроля (ГИК)
Напомним, в декабре Укравтодор, Международная финансовая корпорация (IFC) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписали договор на предоставление консультационных услуг по подготовке ГЧП проектов в дорожной отрасли.
Согласно договору, первыми проектами государственно-частного партнерства будут два маршрута Харьков – Днепр – Запорожье (М-29, M-04, M-18) и Ягодин – Ковель – Луцк (М-07, М-19).
Справочно
Программа государственно-частного партнерства, принятая в 2020 году, предусматривает поэтапное вовлечение частного сектора в усовершенствование и обслуживание сети имеющихся автодорог в Украине.
Модель такого партнерства предполагает, что государство привлекает частные инвестиции в строительство, а инвестор реализует проект за свой счет. После сдачи дороги в эксплуатацию инвестор получает платежи от государства, так называемую плату за доступность.
https://www.kmu.gov.ua
Комментарии к материалу