Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

В Украине планируют запретить продажу всех программ-аналогов, созданных с помощью программного кода для 1С

25.10.2023

В Верховной Раде 24.10.2023 под № 10186 зарегистрирован законопроект о запрещении продажи на территории Украины программного обеспечения (электронных поставок), для налогового и бухгалтерского учета, при создании которого использован программный код, написанный на языке страны-агрессора. 

Как отмечено в пояснительной записке, к началу 2017 года на рынке ИТ-услуг в Украине самым популярным программным продуктом по бухгалтерскому учету была разработка компании рф «1С», предназначенная для создания систем автоматизации предприятий, которая занимала более 90 % рынка (ориентировочный объем услуг на сумму более полумиллиарда гривен). 

Совет национальной безопасности и обороны 28 апреля 2017 года принял решение «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» и наложил на программные продукты разработчика этой платформы санкции, а именно: запретил продавать такие программные продукты на территории Украины. Одновременно запретив использование государственными учреждениями таких программных продуктов, к разработчикам которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции). Такое использование создает реальную угрозу нарушения конфиденциальности, целостности и доступности циркулирующих данных в автоматизированных системах. 

Принятое решение стало толчком и положительным сигналом для украинских, американских и европейских компаний – разработчиков альтернативных программных решений в бухгалтерском и налоговом учете, которые на сегодняшний день динамично развиваются. Авторы проекта констатируют, что за более 5 лет существующего запрета на продажу новых продуктов «1С», в Украине создали и запустились в работу десятки украинских и международных альтернативных программных продуктов для налогового и бухгалтерского учета. 

Однако, несмотря на введенные санкционные меры, на 19 месяце войны субъекты хозяйствования использовать российский «1C» и его аналоги не перестали. В Украине сохранилось их доминирующее положение на рынке, а это более 80 % бизнеса (с объемом услуг на сумму более полумиллиарда гривен), так или иначе, остаются пользователями и продолжают покупать для налогового и бухгалтерского учета программное обеспечение (электронные поставки) компилятор), в котором написано на языке страны агрессора. 

Язык программирования – язык программного кода (компилятор) является одним из основных характерных признаков любого программного продукта в мире, общеизвестный факт, что при создании программного обеспечения (электронные поставки), как и от «1С», так и от его аналогов, что на сегодняшний день присутствуют и продаются на рынке Украины, был использован программный код, написанный на языке страны агрессора. 

В связи с изложенным, авторы проекта предлагают для продолжения, усиления запретительных или ограничительных норм в отношении государства-агрессора, защиты интересов Украины и безопасности, дальнейшего предотвращения обхода санкций, путем проведения ребрединга компаний связанных с российскими разработчиками программных продуктов, ускорения преодоления тотальной зависимости от таких продуктов и перехода на украинские или международные альтернативные программные решения, обеспечивающие высокий уровень защиты, сохранения конфиденциальности, целостности и доступности данных, циркулирующих в автоматизированных системах налогового и бухгалтерского учета, запретить на территории Украины продажу программного обеспечения (электронные поставки), при создании и написании которого был использован программный код, написанный на языке страны агрессора, и предусмотреть ответственность за нарушение установленного запрета, поскольку дальнейшее продвижение такого программного продукта является одним из видов гибридных воздействий рф.  

За продажу запрещенных продуктов предлагается налагать штраф в размере 1 000 минимальных заработных плат (далее – МЗП), повторное в течение года нарушение влечет наложение штрафа в размере 2 000 МЗП.

Далее авторы проекта указывают, что одновременно, если не считать этическую сторону использования российского программного продукта, а учитывать сегодняшние реалии экономики, работающей в военное время, и значительный объем уже приобретенных программных продуктов, используемых ежедневно субъектами хозяйствования в своей предпринимательской деятельности и в которых, с тех или иных причин нет возможности отказаться от российского «1C» и его аналогов по ведению налогового и бухгалтерского учета, при создании и написании которых был использован программный код написанный на языке страны агрессора, и понимая, что полный запрет использования, таких программных решений может повлечь за собой существенные негативные экономические и правовые последствия, следовательно, для придания правовой определенности, подтверждения принципов правового и демократического государства, с учетом нормы ст. 58 Конституции Украины, которой установлено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, предлагается, предоставить общее предписание о возможности дальнейшего функционального использования предприятиями (кроме государственных и коммунальных) уже приобретенных программных продуктов, при создании которых был использован программный код, написанный на языке страны агрессора, на законных основаниях. 

Верховная Рада 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
29.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент утвердил мораторий на проверки бизнеса Обновлены правила ведения воинского учета: постановление КМУ от 16.07.2025 Обнародованы изменения к КЗоТ относительно установления наличия признаков трудовых отношений Нужно ли переоформлять документы, если ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
01.08.2025
Документы, вступившие в силу с 28 июля по 3 августа 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Закон Украины от 03.06.2025 № 4466-IX «О факторинге» Закон Украины от 18.06.2025 № 4503-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О Национальном агентстве Ук...
01.08.2025
Изменения в законодательстве с 28 июля по 1 августа 2025 года
Сборник изменений в законодательстве, проведенных этой неделе Президент подписал Закон о факторинге Закон предусматривает усовершенствование регулирования факторинга в Украине и отдельных положений действующих законов Украины, касающихся предоставления факторинговых услуг. Кабмин еще раз обно...
01.08.2025
Как будет осуществляться надзор за предоставителями нефинансовых платежных услуг в рамках открытого банкинга
Внесены изменения в нормативно-правовые акты НБУ относительно надзора на платежном рынке. Изменения касаются небанковских предоставителей платежных услуг по предоставлению сведений со счетов и инициированию платежных операций. Национальный банк определил порядок осуществления надзора за предоставите...
Лучшие материалы