В Украине планируют запретить продажу всех программ-аналогов, созданных с помощью программного кода для 1С
В Верховной Раде 24.10.2023 под № 10186 зарегистрирован законопроект о запрещении продажи на территории Украины программного обеспечения (электронных поставок), для налогового и бухгалтерского учета, при создании которого использован программный код, написанный на языке страны-агрессора.
Как отмечено в пояснительной записке, к началу 2017 года на рынке ИТ-услуг в Украине самым популярным программным продуктом по бухгалтерскому учету была разработка компании рф «1С», предназначенная для создания систем автоматизации предприятий, которая занимала более 90 % рынка (ориентировочный объем услуг на сумму более полумиллиарда гривен).
Совет национальной безопасности и обороны 28 апреля 2017 года принял решение «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» и наложил на программные продукты разработчика этой платформы санкции, а именно: запретил продавать такие программные продукты на территории Украины. Одновременно запретив использование государственными учреждениями таких программных продуктов, к разработчикам которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции). Такое использование создает реальную угрозу нарушения конфиденциальности, целостности и доступности циркулирующих данных в автоматизированных системах.
Принятое решение стало толчком и положительным сигналом для украинских, американских и европейских компаний – разработчиков альтернативных программных решений в бухгалтерском и налоговом учете, которые на сегодняшний день динамично развиваются. Авторы проекта констатируют, что за более 5 лет существующего запрета на продажу новых продуктов «1С», в Украине создали и запустились в работу десятки украинских и международных альтернативных программных продуктов для налогового и бухгалтерского учета.
Однако, несмотря на введенные санкционные меры, на 19 месяце войны субъекты хозяйствования использовать российский «1C» и его аналоги не перестали. В Украине сохранилось их доминирующее положение на рынке, а это более 80 % бизнеса (с объемом услуг на сумму более полумиллиарда гривен), так или иначе, остаются пользователями и продолжают покупать для налогового и бухгалтерского учета программное обеспечение (электронные поставки) компилятор), в котором написано на языке страны агрессора.
Язык программирования – язык программного кода (компилятор) является одним из основных характерных признаков любого программного продукта в мире, общеизвестный факт, что при создании программного обеспечения (электронные поставки), как и от «1С», так и от его аналогов, что на сегодняшний день присутствуют и продаются на рынке Украины, был использован программный код, написанный на языке страны агрессора.
В связи с изложенным, авторы проекта предлагают для продолжения, усиления запретительных или ограничительных норм в отношении государства-агрессора, защиты интересов Украины и безопасности, дальнейшего предотвращения обхода санкций, путем проведения ребрединга компаний связанных с российскими разработчиками программных продуктов, ускорения преодоления тотальной зависимости от таких продуктов и перехода на украинские или международные альтернативные программные решения, обеспечивающие высокий уровень защиты, сохранения конфиденциальности, целостности и доступности данных, циркулирующих в автоматизированных системах налогового и бухгалтерского учета, запретить на территории Украины продажу программного обеспечения (электронные поставки), при создании и написании которого был использован программный код, написанный на языке страны агрессора, и предусмотреть ответственность за нарушение установленного запрета, поскольку дальнейшее продвижение такого программного продукта является одним из видов гибридных воздействий рф.
За продажу запрещенных продуктов предлагается налагать штраф в размере 1 000 минимальных заработных плат (далее – МЗП), повторное в течение года нарушение влечет наложение штрафа в размере 2 000 МЗП.
Далее авторы проекта указывают, что одновременно, если не считать этическую сторону использования российского программного продукта, а учитывать сегодняшние реалии экономики, работающей в военное время, и значительный объем уже приобретенных программных продуктов, используемых ежедневно субъектами хозяйствования в своей предпринимательской деятельности и в которых, с тех или иных причин нет возможности отказаться от российского «1C» и его аналогов по ведению налогового и бухгалтерского учета, при создании и написании которых был использован программный код написанный на языке страны агрессора, и понимая, что полный запрет использования, таких программных решений может повлечь за собой существенные негативные экономические и правовые последствия, следовательно, для придания правовой определенности, подтверждения принципов правового и демократического государства, с учетом нормы ст. 58 Конституции Украины, которой установлено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, предлагается, предоставить общее предписание о возможности дальнейшего функционального использования предприятиями (кроме государственных и коммунальных) уже приобретенных программных продуктов, при создании которых был использован программный код, написанный на языке страны агрессора, на законных основаниях.
Верховная Рада
Комментарии к материалу