Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

В Украине планируют запретить продажу всех программ-аналогов, созданных с помощью программного кода для 1С

25.10.2023

В Верховной Раде 24.10.2023 под № 10186 зарегистрирован законопроект о запрещении продажи на территории Украины программного обеспечения (электронных поставок), для налогового и бухгалтерского учета, при создании которого использован программный код, написанный на языке страны-агрессора. 

Как отмечено в пояснительной записке, к началу 2017 года на рынке ИТ-услуг в Украине самым популярным программным продуктом по бухгалтерскому учету была разработка компании рф «1С», предназначенная для создания систем автоматизации предприятий, которая занимала более 90 % рынка (ориентировочный объем услуг на сумму более полумиллиарда гривен). 

Совет национальной безопасности и обороны 28 апреля 2017 года принял решение «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» и наложил на программные продукты разработчика этой платформы санкции, а именно: запретил продавать такие программные продукты на территории Украины. Одновременно запретив использование государственными учреждениями таких программных продуктов, к разработчикам которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции). Такое использование создает реальную угрозу нарушения конфиденциальности, целостности и доступности циркулирующих данных в автоматизированных системах. 

Принятое решение стало толчком и положительным сигналом для украинских, американских и европейских компаний – разработчиков альтернативных программных решений в бухгалтерском и налоговом учете, которые на сегодняшний день динамично развиваются. Авторы проекта констатируют, что за более 5 лет существующего запрета на продажу новых продуктов «1С», в Украине создали и запустились в работу десятки украинских и международных альтернативных программных продуктов для налогового и бухгалтерского учета. 

Однако, несмотря на введенные санкционные меры, на 19 месяце войны субъекты хозяйствования использовать российский «1C» и его аналоги не перестали. В Украине сохранилось их доминирующее положение на рынке, а это более 80 % бизнеса (с объемом услуг на сумму более полумиллиарда гривен), так или иначе, остаются пользователями и продолжают покупать для налогового и бухгалтерского учета программное обеспечение (электронные поставки) компилятор), в котором написано на языке страны агрессора. 

Язык программирования – язык программного кода (компилятор) является одним из основных характерных признаков любого программного продукта в мире, общеизвестный факт, что при создании программного обеспечения (электронные поставки), как и от «1С», так и от его аналогов, что на сегодняшний день присутствуют и продаются на рынке Украины, был использован программный код, написанный на языке страны агрессора. 

В связи с изложенным, авторы проекта предлагают для продолжения, усиления запретительных или ограничительных норм в отношении государства-агрессора, защиты интересов Украины и безопасности, дальнейшего предотвращения обхода санкций, путем проведения ребрединга компаний связанных с российскими разработчиками программных продуктов, ускорения преодоления тотальной зависимости от таких продуктов и перехода на украинские или международные альтернативные программные решения, обеспечивающие высокий уровень защиты, сохранения конфиденциальности, целостности и доступности данных, циркулирующих в автоматизированных системах налогового и бухгалтерского учета, запретить на территории Украины продажу программного обеспечения (электронные поставки), при создании и написании которого был использован программный код, написанный на языке страны агрессора, и предусмотреть ответственность за нарушение установленного запрета, поскольку дальнейшее продвижение такого программного продукта является одним из видов гибридных воздействий рф.  

За продажу запрещенных продуктов предлагается налагать штраф в размере 1 000 минимальных заработных плат (далее – МЗП), повторное в течение года нарушение влечет наложение штрафа в размере 2 000 МЗП.

Далее авторы проекта указывают, что одновременно, если не считать этическую сторону использования российского программного продукта, а учитывать сегодняшние реалии экономики, работающей в военное время, и значительный объем уже приобретенных программных продуктов, используемых ежедневно субъектами хозяйствования в своей предпринимательской деятельности и в которых, с тех или иных причин нет возможности отказаться от российского «1C» и его аналогов по ведению налогового и бухгалтерского учета, при создании и написании которых был использован программный код написанный на языке страны агрессора, и понимая, что полный запрет использования, таких программных решений может повлечь за собой существенные негативные экономические и правовые последствия, следовательно, для придания правовой определенности, подтверждения принципов правового и демократического государства, с учетом нормы ст. 58 Конституции Украины, которой установлено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, предлагается, предоставить общее предписание о возможности дальнейшего функционального использования предприятиями (кроме государственных и коммунальных) уже приобретенных программных продуктов, при создании которых был использован программный код, написанный на языке страны агрессора, на законных основаниях. 

Верховная Рада 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
07.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 26.09.2025 Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии ГНС отвечает на актуальные вопрос...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
08.10.2025
Изменены подходы к оцениванию банками должников-предпринимателей на прифронтовых территориях
Установлен подход к оцениванию банком способности должника выполнять обязательства перед кредиторами, если такой должник осуществляет хозяйственную деятельность преимущественно на территории, относительно которой не определена дата прекращения возможности или завершения боевых действий. Больше по те...
08.10.2025
Верховная Рада приняла за основу законопроект об основных принципах госнадзора
Законопроект № 14030 является частью евроинтеграционного пакета Ukraine Facility и отвечает европейским подходам к риск-ориентированному контролю – когда главная цель государства не наказывать, а поддерживать. Больше по теме: Налоговые риски по учету транспортно-заготовительных расходов: анал...
08.10.2025
Принят за основу законопроект о кредитной истории
Принятие законопроекта будет способствовать уменьшению доли просроченных кредитов, усилению финансовой дисциплины и обеспечению соблюдения международных стандартов защиты данных.  Больше по теме: Как показать в учете возврат комиссии банком? Банковская тайна: имеют ли доступ налоговики? С да...
Лучшие материалы