Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Утверждена методика оценки фискальных рисков

14.05.2019

Постановлением Кабинета Министров Украины утверждена Методика оценки фискальных рисков.

Документом установлен порядок осуществления оценки фискальных рисков, связанных с изменением в макроэкономической среде, предоставлением государственных гарантий по кредитам, деятельностью субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, функционированием финансового сектора, реализацией проектов государственно-частного партнерства, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, невыполнением плана поступлений от приватизации государственного имущества, отклонением от плановых показателей в сфере пенсионного обеспечения.

В частности, целью проведения оценки фискальных рисков является определение их возможного влияния на показатели государственного бюджета, своевременное принятие мер, направленных на предотвращение возникновения фискальных рисков и их минимизации.

Ответственным за проведение общей оценки фискальных рисков является Минфин.

Минэкономразвития, Минсоцполитики, Пенсионный фонд Украины, Фонд государственного имущества, ГСЧС (далее - органы, ответственные за оценку фискальных рисков) определяют в своем составе структурные подразделения, ответственные за представление Минфина информации, необходимой для проведения общей оценки фискальных рисков, которые могут влиять на показатели государственного бюджета, о чем сообщают Минфина.

При проведении оценки фискальных рисков органы, ответственные за оценку фискальных рисков, могут применять сценарный анализ, предусматривающий определение нескольких вариантов (сценариев) развития событий и проведения их сравнительной оценки, в том числе моделирование стрессовых сценариев для соответствующих показателей с целью определения их влияния на показатели государственного бюджета.

К фискальных рисков, связанных с изменениями в макроэкономической среде, относятся негативные изменения основных прогнозных показателей (в частности, валового внутреннего продукта, курса национальной валюты, ценовых индексов, объема прибыли предприятий, фонда оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих, показателей внешней торговли и т.п.), которые произошли в результате уточнения статистических данных в сторону уменьшения, ухудшение текущей социально-экономической ситуации в результате внутренних и внешних рисков и просмотра сценарных условий функционирования экономики с учетом новых угроз развития экономики.

Оценку фискальных рисков, связанных с изменениями в макроэкономической среде, проводит Минэкономразвития.

О результатах оценки рисков прогноза, которая проводится в случае необходимости после одобрения Кабинетом Министров Украины Прогноза экономического и социального развития Украины, Минэкономразвития до 1 августа года, предшествующего плановому бюджетному периоду, информирует Минфин согласно приложению.

Мерами по минимизации фискальных рисков, связанных с изменениями в макроэкономической среде, которые должны принимать органы государственной власти, является, в частности:

  • совершенствование инструментов прогнозирования и других мероприятий в сфере макроэкономического и бюджетного прогнозирования;
  • продолжение сотрудничества с международными финансовыми организациями;
  • совершенствование инструментария, используемого для осуществления расчета интегрального уровня теневой экономики;
  • увеличение удельного веса государственного долга в национальной валюте;
  • разработка плана действий на случай существенного уменьшения объема поступлений в государственный бюджет.

К фискальных рисков, связанных с предоставлением государственных гарантий, относятся риски, связанные с невыполнением заемщиком долговых обязательств, гарантированных государством, с негативным влиянием человеческого и технического факторов, обстоятельств непреодолимой силы.

Оценка фискальных рисков, связанных с предоставлением государственных гарантий, проводится Минфином в соответствии с Положением об управлении рисками, связанными с предоставлением государственных гарантий, и распределение этих рисков между государством, кредиторами и заемщиками.

Мерами по минимизации фискальных рисков, связанных с предоставлением государственных гарантий, являются, в частности:

  • ограничение предоставления государственных гарантий;
  • обеспечение контроля за предоставляемыми государственными гарантиями оценке вероятности выплат по ним;
  • ограничения гарантированной суммы обязательства;
  • расчет комиссии за выдачу государственных гарантий на основе риска;
  • оценка кредитоспособности заемщика при выдаче государственных гарантий, экономической эффективности инвестиционных проектов / государственных инвестиционных проектов, в том числе в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства; определения ликвидного обеспечения выполнения обязательств перед гарантом.

К фискальным рискам, связанных с функционированием финансового сектора, относятся:

  • рост объема расходов государства на поддержку государственных банков и обеспечения устойчивости финансовой системы;
  • увеличение расходов государства на поддержку системы гарантирования вкладов физических лиц в связи с признанием неплатежеспособности банков;
  • возникновения расходов государственного бюджета для компенсации убытков Национального банка в соответствии с требованиями Закона Украины «О Национальном банке Украины».

Также предусмотрен перечень мероприятий минимизации этих рисков.

К фискальным рискам, связанных с реализацией проектов государственно-частного партнерства, относится возникновение обязательств государства в рамках реализации таких проектов в случае наступления риска, разделен на государственного партнера. Их оценку проводит Минфин. Мерами по минимизации фискальных рисков, связанных с реализацией проектов государственно-частного партнерства, являются, в частности: проведение анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства; обеспечение эффективного управления рисками при выполнении договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства; установление ограничений на обязательства государства в рамках проектов государственно-частного партнерства; обеспечение прозрачности и публичности отчетности по проектам государственно-частного партнерства.

Кроме того Методика предусматривает оценку фискальных рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого происхождения, и оценку фискальных рисков, связанных с невыполнением плана поступлений от приватизации государственного имущества.

Органы, ответственные за оценку фискальных рисков, подают Минфина в бумажном и электронном виде информацию согласно приложению в сроки:

  • за год - до 31 марта года, следующего за отчетным периодом;
  • за I, II и III кварталы - соответственно до 31 мая, 31 августа и 30 ноября года, следующего за отчетным периодом;
  • на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода - до 15 апреля (предварительная информация) и до 1 августа года, предшествующего плановому бюджетному периоду (уточненная информация).

Минфин сотрудничает с органами, ответственными за оценку фискальных рисков, и другими органами государственной власти в части минимизации влияния фискальных рисков в соответствующих сферах на показатели государственного бюджета.

ukrainepravo.com

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
07.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 26.09.2025 Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии ГНС отвечает на актуальные вопрос...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
08.10.2025
Изменены подходы к оцениванию банками должников-предпринимателей на прифронтовых территориях
Установлен подход к оцениванию банком способности должника выполнять обязательства перед кредиторами, если такой должник осуществляет хозяйственную деятельность преимущественно на территории, относительно которой не определена дата прекращения возможности или завершения боевых действий. Больше по те...
08.10.2025
Верховная Рада приняла за основу законопроект об основных принципах госнадзора
Законопроект № 14030 является частью евроинтеграционного пакета Ukraine Facility и отвечает европейским подходам к риск-ориентированному контролю – когда главная цель государства не наказывать, а поддерживать. Больше по теме: Налоговые риски по учету транспортно-заготовительных расходов: анал...
08.10.2025
Принят за основу законопроект о кредитной истории
Принятие законопроекта будет способствовать уменьшению доли просроченных кредитов, усилению финансовой дисциплины и обеспечению соблюдения международных стандартов защиты данных.  Больше по теме: Как показать в учете возврат комиссии банком? Банковская тайна: имеют ли доступ налоговики? С да...
Лучшие материалы