Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Утверждена методика оценки фискальных рисков

14.05.2019 149 0 0

Постановлением Кабинета Министров Украины утверждена Методика оценки фискальных рисков.

Документом установлен порядок осуществления оценки фискальных рисков, связанных с изменением в макроэкономической среде, предоставлением государственных гарантий по кредитам, деятельностью субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, функционированием финансового сектора, реализацией проектов государственно-частного партнерства, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, невыполнением плана поступлений от приватизации государственного имущества, отклонением от плановых показателей в сфере пенсионного обеспечения.

В частности, целью проведения оценки фискальных рисков является определение их возможного влияния на показатели государственного бюджета, своевременное принятие мер, направленных на предотвращение возникновения фискальных рисков и их минимизации.

Ответственным за проведение общей оценки фискальных рисков является Минфин.

Минэкономразвития, Минсоцполитики, Пенсионный фонд Украины, Фонд государственного имущества, ГСЧС (далее - органы, ответственные за оценку фискальных рисков) определяют в своем составе структурные подразделения, ответственные за представление Минфина информации, необходимой для проведения общей оценки фискальных рисков, которые могут влиять на показатели государственного бюджета, о чем сообщают Минфина.

При проведении оценки фискальных рисков органы, ответственные за оценку фискальных рисков, могут применять сценарный анализ, предусматривающий определение нескольких вариантов (сценариев) развития событий и проведения их сравнительной оценки, в том числе моделирование стрессовых сценариев для соответствующих показателей с целью определения их влияния на показатели государственного бюджета.

К фискальных рисков, связанных с изменениями в макроэкономической среде, относятся негативные изменения основных прогнозных показателей (в частности, валового внутреннего продукта, курса национальной валюты, ценовых индексов, объема прибыли предприятий, фонда оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих, показателей внешней торговли и т.п.), которые произошли в результате уточнения статистических данных в сторону уменьшения, ухудшение текущей социально-экономической ситуации в результате внутренних и внешних рисков и просмотра сценарных условий функционирования экономики с учетом новых угроз развития экономики.

Оценку фискальных рисков, связанных с изменениями в макроэкономической среде, проводит Минэкономразвития.

О результатах оценки рисков прогноза, которая проводится в случае необходимости после одобрения Кабинетом Министров Украины Прогноза экономического и социального развития Украины, Минэкономразвития до 1 августа года, предшествующего плановому бюджетному периоду, информирует Минфин согласно приложению.

Мерами по минимизации фискальных рисков, связанных с изменениями в макроэкономической среде, которые должны принимать органы государственной власти, является, в частности:

  • совершенствование инструментов прогнозирования и других мероприятий в сфере макроэкономического и бюджетного прогнозирования;
  • продолжение сотрудничества с международными финансовыми организациями;
  • совершенствование инструментария, используемого для осуществления расчета интегрального уровня теневой экономики;
  • увеличение удельного веса государственного долга в национальной валюте;
  • разработка плана действий на случай существенного уменьшения объема поступлений в государственный бюджет.

К фискальных рисков, связанных с предоставлением государственных гарантий, относятся риски, связанные с невыполнением заемщиком долговых обязательств, гарантированных государством, с негативным влиянием человеческого и технического факторов, обстоятельств непреодолимой силы.

Оценка фискальных рисков, связанных с предоставлением государственных гарантий, проводится Минфином в соответствии с Положением об управлении рисками, связанными с предоставлением государственных гарантий, и распределение этих рисков между государством, кредиторами и заемщиками.

Мерами по минимизации фискальных рисков, связанных с предоставлением государственных гарантий, являются, в частности:

  • ограничение предоставления государственных гарантий;
  • обеспечение контроля за предоставляемыми государственными гарантиями оценке вероятности выплат по ним;
  • ограничения гарантированной суммы обязательства;
  • расчет комиссии за выдачу государственных гарантий на основе риска;
  • оценка кредитоспособности заемщика при выдаче государственных гарантий, экономической эффективности инвестиционных проектов / государственных инвестиционных проектов, в том числе в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства; определения ликвидного обеспечения выполнения обязательств перед гарантом.

К фискальным рискам, связанных с функционированием финансового сектора, относятся:

  • рост объема расходов государства на поддержку государственных банков и обеспечения устойчивости финансовой системы;
  • увеличение расходов государства на поддержку системы гарантирования вкладов физических лиц в связи с признанием неплатежеспособности банков;
  • возникновения расходов государственного бюджета для компенсации убытков Национального банка в соответствии с требованиями Закона Украины «О Национальном банке Украины».

Также предусмотрен перечень мероприятий минимизации этих рисков.

К фискальным рискам, связанных с реализацией проектов государственно-частного партнерства, относится возникновение обязательств государства в рамках реализации таких проектов в случае наступления риска, разделен на государственного партнера. Их оценку проводит Минфин. Мерами по минимизации фискальных рисков, связанных с реализацией проектов государственно-частного партнерства, являются, в частности: проведение анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства; обеспечение эффективного управления рисками при выполнении договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства; установление ограничений на обязательства государства в рамках проектов государственно-частного партнерства; обеспечение прозрачности и публичности отчетности по проектам государственно-частного партнерства.

Кроме того Методика предусматривает оценку фискальных рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого происхождения, и оценку фискальных рисков, связанных с невыполнением плана поступлений от приватизации государственного имущества.

Органы, ответственные за оценку фискальных рисков, подают Минфина в бумажном и электронном виде информацию согласно приложению в сроки:

  • за год - до 31 марта года, следующего за отчетным периодом;
  • за I, II и III кварталы - соответственно до 31 мая, 31 августа и 30 ноября года, следующего за отчетным периодом;
  • на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода - до 15 апреля (предварительная информация) и до 1 августа года, предшествующего плановому бюджетному периоду (уточненная информация).

Минфин сотрудничает с органами, ответственными за оценку фискальных рисков, и другими органами государственной власти в части минимизации влияния фискальных рисков в соответствующих сферах на показатели государственного бюджета.

ukrainepravo.com

Комментарии к материалу

Лучшие материалы