Учетная ставка повышена до 14,5 %
Правление НБУ приняло решение повысить учетную ставку до 14,5 % годовых. Это решение направлено на поддержание устойчивости валютного рынка, сохранение инфляционных ожиданий под контролем, разворот инфляционного тренда и постепенное замедление инфляции до 5 %. Сдерживание ценового давления, вероятно, потребует дальнейшего усиления процентной политики.
Инфляция достигла 12 % в 2024 году, ценовое давление сохраняется и в начале 2025 года.
В декабре 2024 года инфляция ускорилась до 12 % в годовом исчислении, что превысило предварительный прогноз НБУ (Инфляционный отчет, октябрь 2024 года). По оценкам НБУ, ускорение инфляции продолжалось и в январе.
Высокие темпы роста потребительских цен в значительной степени определялись временными факторами, прежде всего связанными с эффектами худших урожаев прошлого года. В то же время усиливалось и фундаментальное ценовое давление. Об этом свидетельствует дальнейшее ускорение базовой инфляции (до 10,7 % г/г в декабре), в частности, из-за стремительного роста цен на услуги (12,5 % г/г в декабре). Такая ценовая динамика была обусловлена увеличением расходов бизнеса на сырье, материалы и электроэнергию, а также повышением зарплат на фоне сохранения дефицита кадров. В то же время в последние месяцы в определенной степени рост цен сдерживался укреплением курса гривны к евро, что имеет важное значение для украинского импорта.
Переход инфляции на двузнаковый уровень негативно отражается на инфляционных ожиданиях населения и бизнеса. Однако ожидания финансовых аналитиков и банков остаются относительно стойкими.
Благодаря исчерпанию временных факторов ценового давления и мерам процентной и валютно-курсовой политики НБУ инфляция замедлится до 8,4 % в 2025 году и до 5 % – в 2026 году
В первые месяцы 2025 года инфляция, вероятно, продолжит расти из-за дальнейшего влияния как временных факторов, в частности, эффектов низших прошлогодних урожаев, так и фундаментальных, в частности давления со стороны производственных затрат бизнеса. Инфляция достигнет своего пика во II квартале и с середины года начнет снижаться.
Ожидается, что в конце 2025 года инфляция замедлится до 8,4 %, а в 2026 году – до 5 %. Этому, в частности, будут способствовать меры процентной и валютно-курсовой политики Национального банка, а также более высокие урожаи, улучшение ситуации в энергетике, снижение фискального дефицита и умеренное внешнее ценовое давление.
Восстановление экономики будет продолжаться, хотя и будет ограничено из-за последствий войны.
Благодаря значительной международной поддержке, а также высокому уровню адаптивности бизнеса и населения к условиям войны экономика Украины продолжает восстанавливаться.
По оценкам НБУ, в 2024 году реальный ВВП Украины вырос на 3,4 %, что меньше октябрьского прогноза НБУ. Темпы экономического роста замедлились по сравнению с 2023 годом. Это объясняется не только худшими урожаями и несколько слабее внешним спросом, но и реализацией рисков увеличения интенсивности боевых действий, усилением воздушных атак рф и связанным с этим дефицитом электроэнергии. Сохранение высоких рисков безопасности также сдерживало возвращение мигрантов и приводило к значительному дефициту рабочей силы.
Учитывая риски безопасности и сложную ситуацию на рынке труда, НБУ снизил прогноз роста реального ВВП на 2025 год – до 3,6 %. В то же время базовый сценарий прогноза НБУ по-прежнему предусматривает постепенное возвращение экономики в нормальные условия функционирования. Соответственно, в 2026–2027 годах ожидается умеренное ускорение экономического роста – до около 4 %. С одной стороны, последствия войны, отразившиеся на дефиците рабочей силы и недостатке производственного капитала, и дальше будут ограничивать экономику. С другой стороны, восстановлению будут способствовать инвестиции в энергетические и производственные мощности, сохранение достаточно мягкой фискальной политики и рост частного потребления на фоне увеличения доходов населения.
Международная поддержка будет достаточной для безэмиссионного финансирования дефицита бюджета и поддержания устойчивой ситуации на валютном рынке.
В 2024 году Украина получила 42 млрд долл. США от международных партнеров в виде кредитов и грантов. Благодаря этим средствам Правительство смогло профинансировать значительный дефицит бюджета (около 24 % ВВП без учета грантов в доходах), а НБУ – поддерживать устойчивость валютного рынка и нарастить международные резервы до нового исторического максимума (43,8 млрд долл. США в конце 2024 года).
Ожидается, что в 2025 году Украина получит 38,4 млрд долл. США внешнего финансирования. Учитывая меры Правительства относительно наращивания собственных поступлений и привлечения на внутреннем долговом рынке этих средств должно хватить для полного покрытия запланированного дефицита бюджета на следующий год (около 19 % ВВП без учета грантов в доходах) без обращения к эмиссионным источникам. Со своей стороны, НБУ сможет компенсировать структурный дефицит валюты в частном секторе и сглаживать чрезмерные курсовые колебания. Это позволит поддерживать устойчивость валютного рынка в условиях режима управляемой курсовой гибкости, что согласуется с достижением инфляционной цели 5 % на горизонте политики.
Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны.
Война продолжается. Российская агрессия обуславливает риски дальнейшего снижения экономического потенциала, в частности из-за потерь людей, территорий и производств. Скорость возврата экономики в нормальные условия функционирования будет зависеть от характера и продолжительности боевых действий.
Основные риски, вызванные российской агрессией, остаются неизменными:
- возникновение дополнительных бюджетных нужд, прежде всего для поддержания обороноспособности;
- возможно дополнительное повышение налогов, что в зависимости от параметров может усиливать ценовое давление;
- дальнейшее повреждение инфраструктуры, прежде всего энергетической, что будет ограничивать экономическую активность и давить на цены со стороны предложения;
- углубление негативных миграционных тенденций и дальнейшее расширение дефицита рабочей силы на внутреннем рынке труда.
Сохраняются также риски снижения ритмичности международной помощи и менее благоприятных, чем ожидается сейчас, внешнеэкономических тенденций, в частности, из-за большей геополитической поляризации стран и соответствующей фрагментации мировой торговли.
Однако могут реализовываться и позитивные сценарии, связанные, прежде всего, с усилением финансовой поддержки партнеров (в частности, за счет использования основной суммы обездвиженных российских активов для компенсации потерь Украины) и усилий международного сообщества по обеспечению справедливого и длительного мира для Украины. Кроме того, возможно дальнейшее ускорение евроинтеграционных процессов и восстановления инфраструктуры, в том числе энергетической.
Для поддержания устойчивости валютного рынка, сохранения контролируемости ожиданий и постепенного приведения инфляции к цели 5 % на горизонте политики Правление НБУ решило повысить учетную ставку на 1 п. п. до 14,5 %.
Ускорение инфляции во втором полугодии 2024 года и связанное с этим ухудшение инфляционных ожиданий домохозяйств обусловило снижение реальной доходности гривневых инструментов для сбережений. Повышение учетной ставки направлено на обеспечение надлежащей защите гривневых сбережений от инфляции и поддержания интереса населения к гривневым активам. Это приведет к снижению давления на валютный рынок и цены.
Вместе с учетной ставкой на 1 п. п. повышаются ставки по депозитным сертификатам овернайт, трехмесячным депозитным сертификатам и кредитам рефинансирования – до 14,5 %, 17,0 % и 17,5 % соответственно.
Обновленный макропрогноз НБУ предусматривает дальнейшее повышение учетной ставки для сдерживания инфляции.
НБУ, вероятно, продолжит усиление процентной политики на ближайших заседаниях Правления по монетарной политике в случае сохранения признаков устойчивости инфляционного давления и угрозы разбалансирования инфляционных ожиданий.
Полная версия январского макроэкономического прогноза будет обнародована в Инфляционном отчете 30 января 2025 года.
Повышение учетной ставки до 14,5 % годовых утверждено решением Правления НБУ от 23.01.2025 № 24-рш «О размере учетной ставки», которое вступает в силу с 24 января 2025 года.
Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением НБУ данного решения, будут обнародованы 3 февраля 2025 года.
Следующее заседание Правления НБУ по вопросам монетарной политики состоится 6 марта 2025 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
НБУ
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу