Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Трудовые проверки по новым правилам: что именно изменилось?

17.01.2020 911 0 3


Вопросы контроля за соблюдением законодательства о труде регламентируются Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 21.08.19 г. № 823 (далее – Порядок № 823). Постановлением КМУ от 04.12.19 г. № 1132 этот порядок был изложен в новой редакции (изменения вступили в силу с 31.12.19 г. – даты официального опубликования постановления в «Урядовом кур’єрі», 2019, № 251). Поэтому в 2020 году трудовые проверки проводятся уже по новым правилам. 

Давайте посмотрим, что же изменилось.

1. Нормативное регулирование

Теперь в п. 1 Порядка № 823 четко указано, что проверяющие обязаны соблюдать требования ч. 4 и 5 ст. 2 Закона от 05.04.07 г. № 877-V (далее – Закон № 877) (кроме случаев выявления неоформленных работников). А это означает, что проверки (инспекционные посещения) органы Гоструда осуществляют с учетом особенностей, установленных специальным законодательством, но при этом они не должны нарушать нормы Закона № 877, на которые даны ссылки в ч. 5 ст. 2 этого Закона. 

Назовем наиболее значимые из этих норм с указанием статей Закона № 877:

  • ст. 3 – в ходе контроля за деятельностью субъекта хозяйствования (далее – СХ) здесь должны соблюдаться определенные принципы. Например, такой принцип, как презумпция правомерности деятельности СХ. Это означает, что если нормы законодательства допускают неоднозначную трактовку прав и обязанностей СХ, то законодательная коллизия должна разрешаться в пользу СХ;
  • ч. 1 ст. 4 – контроль следует осуществлять по месту нахождения СХ;
  • ч. 7 ст. 4 – коллизионные нормы законодательства, касающиеся прав и обязанностей СХ и полномочий контролирующего органа, должны трактоваться в пользу СХ;
  • ч. 8 ст. 4 – как проверяющие, так и СХ могут фиксировать процесс проверки (или отдельное действие) средствами аудио- и видеотехники;
  • абзац второй ч. 10 ст. 4 – во время проверки не допускается изъятие у СХ оригиналов финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей (кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством);
  • ч. 14 ст. 4 – во время и после проверок должностные лица органа Гоструда обязаны сохранять коммерческую тайну и конфиденциальную информацию СХ;
  • ч. 1–4 ст. 5 – для назначения и проведения плановых проверок есть свои правила. В частности, частота плановых проверок зависит от степени риска, к которой отнесен СХ; о плановой проверке СХ обязаны письменно предупредить не менее чем за 10 дней до ее начала; 
  • ч. 3 ст. 6 – СХ должен быть ознакомлен с основанием для проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии направления на ее проведение;
  • ч. 1–4, 6 ст. 7 – документы, связанные с проверкой (приказа, направления, акта проверки), должны быть оформлены органом Гоструда надлежащим образом;
  • ст. 10 – во время проверок у СХ есть права, которые не должны нарушаться проверяющими. 

2. Виды контроля

Теперь в Порядке № 823 есть только один вид контроля – инспекционные посещения. Невыездные инспектирования упразднены.

Отметим, что инспекционные посещения – это вид контроля, предусмотренный Порядком № 823. Но помимо таких посещений органы Гоструда, как и прежде, вправе проводить плановые и внеплановые проверки в соответствии с Законом № 877.

3. Основания для инспекционных посещений

Основания для визитов инспекторов остались практически неизменными. Найти эти основания можно в п. 5 Порядка № 823.

4. Допуск проверяющих

В пункте 8 Порядка № 823 сказано, что во время инспекционного посещения инспектор должен предъявить СХ свое служебное удостоверение. До внесения изменений в Порядок № 823 в этом пункте было предусмотрено, что по требованию СХ проверяющие должны предоставить ему копию направления на инспекционное посещение. Теперь же здесь указано, что проверяющие должны предъявлять СХ направление перед подписанием акта проверки (то же самое касается и внесения записи в журнал проверок). 

Мы считаем это нелогичным. Ведь важно проверить полномочия и права визитеров, а также пройти все формальности перед началом проверки. Потом уже будет поздно их проверять. Да и согласно Закону № 877 проверяющие обязаны расписываться в журнале проверок перед началом проверки, а не в ходе ее проведения (ч. 12 ст. 4 Закона № 877). 

Относительно служебных удостоверений проверяющих отметим, что изменения в Порядок № 823 не слишком затрагивают этот вопрос. Как и прежде, вся информация об удостоверениях инспекторов труда будет обнародоваться Гоструда.

Только в прежней редакции Порядка № 823 речь шла о реестре выданных удостоверений, а после внесения изменений информация об удостоверениях не будет иметь статуса реестра. Но, как и прежде, информацию о выданных служебных удостоверениях инспекторов можно будет проверить на официальном сайте Гоструда. 

5. Применение штрафов

Изменения коснулись и этого вопроса. И они не в пользу СХ: из Порядка № 823 исключили норму о том, что в случае выполнения предписания об устранении правонарушений меры ответственности к нарушителю не применяются (кроме нарушений за использование труда неоформленных работников). 

Однако, по нашему мнению, это не должно повлиять на существовавший ранее порядок применения штрафов. Ведь хотя и косвенно, но правило о наложении штрафов только в случае невыполнения предписания в Порядке № 823 все же осталось. Так, в п. 25 сейчас указано, что меры по привлечению к ответственности за использование труда неоформленных работников применяются одновременно с вынесением предписания об устранении правонарушений – независимо от факта устранения выявленных правонарушений. 

Получается, что по другим правонарушениям трудового законодательства (кроме неоформленных сотрудников) вынесение предписания не сопровождается применением штрафов. 

Отметим также, что норма о применении контролирующими органами штрафов только в случае неустранения СХ выявленных нарушений закреплена в ч. 11 ст. 7 Закона № 877. 

Выводы

С 31.12.19 г. изменились правила контроля за соблюдением законодательства о труде, закрепленные в Порядке № 823. Изменения коснулись видов контроля, хода проверок и порядка применения штрафов за нарушения трудового законодательства. 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы