Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Профсоюзы предложили доработать проект Трудового кодекса и принять его после окончания военного положения

24.01.2024

Совместный представительский орган объединений профсоюзов на своем заседании 22 января 2024 года принял решение о правовой позиции относительно рассмотрения правительственного проекта Трудового кодекса (далее – ТК).

По этому вопросу доложил первый заместитель председателя СПО объединений профсоюзов, заместитель председателя ФПУ Александр Шубин.

Отмечая безусловный положительный шаг Минэкономики относительно выполнения законодательного предписания по разработке изменений трудового законодательства в виде проекта именно кодифицированного акта, необходимость которого неоднократно отмечала именно профсоюзная сторона при рассмотрении предыдущих проектов законов о труде, дальнейшее продвижение которых удалось остановить в сентябре прошлого года в ходе консультаций с правительственной стороной, СПО объединений профсоюзов констатирует необходимость существенной доработки документа на трехсторонней основе, в частности, с использованием наработок в проектах, которые ранее вносились в Верховную Раду (рег. № 1658, № 2410-1).

Проект ТК состоит из шести отдельных книг, представляющих собой фактическую компиляцию отдельных положений проекта Закона Украины «О труде», в том числе и тех, которые неоднократно не поддерживались СПО объединений профсоюзов с учетом выводов МБТ относительно их несоответствия положениям и стандартам, определенным международными. правовыми актами, Директивами ЕС в сфере регулирования социально-трудовых отношений, а также разработанных на трехсторонней основе уже принятых законов и законопроектов касательно отдельных аспектов трудовых отношений, которые находятся в Верховной Раде на разных стадиях принятия.

Указанный подход обусловил, что некоторые нормы законов и проектов, технически объединенных в проекте ТК, не корреспондируются между собой, отличаются по содержанию, терминологии, содержат значительное количество противоречивых, неоднозначных и непонятных трактовок и недопустимых формулировок. В отдельных случаях происходит сокращение уровня гарантий прав работников, что не может быть поддержано, а также необоснованно упраздняется государственное правовое регулирование целых блоков правоотношений между работодателями и работниками.

Кроме того, ввиду текущего переговорного процесса по вступлению Украины в ЕС, проект ТК, по нашему мнению, содержит правовые пробелы по регулированию целых секторов правоотношений, которые рамочно регулируются нормами ЕС и раскрываются странами-членами ЕС в национальных нормативно-правовых актах. В частности, это касается неурегулированности вопросов гарантий деятельности профсоюзных организаций и обеспечения их прав работодателями, вопросов участия работников в управлении предприятиями, дополнительных гарантий лиц с особыми физическими, духовными или другими потребностями, особенностей регулирования трудовых отношений командированных работников (как украинских работодателей, так и украинских работников в другие страны), соотношение национального трудового законодательства с правовыми системами других стран, особенностей регулирования трудовых отношений в цифровой и «платформенной» экономике.

Также необходимо отметить, что в 2022–2023 годах во время военного положения в Украине был принят целый ряд законодательных актов, регулирующих особенности реализации трудовых отношений в этот особый период. Указанные нормативно-правовые документы базируются на положениях действующего законодательства о труде, а потому, введение предложенных законодательных изменений к отмене военного положения непременно приведет к необходимости пересмотра этих положений, немедленной разработке сотен новых и обновлению действующих подзаконных актов и организационно-распорядительных документов в условиях военной экономики приведет к необоснованному реальными социально-экономическими потребностями Государства отвлечению от основной задачи отражения агрессора огромных организационных и кадровых ресурсов.

Учитывая вышеизложенное, на данном этапе целесообразно сосредоточить усилия социальных партнеров на подготовке проекта ТК в редакции, которая будет отвечать потребностям послевоенного восстановления экономики в контексте интеграции Украины в единый рынок труда.

Председатель СПО объединений профсоюзов, Председатель ФПУ Григорий Осовой проинформировал членов СПО, что перед вынесением этого вопроса на их рассмотрение состоялись консультации с работодателями, поддержавшими профсоюзную позицию относительно необходимости существенной доработки проекта ТК на трехсторонней основе.

Исходя из результатов проведенной дискуссии, СПО объединений профсоюзов приняло решение:

  1. Не согласовывать проект ТК в предложенной редакции, как не обеспечивающий реализацию трудовых прав и гарантий работников, определенных Конституцией Украины, не учитывающий в полной мере нормы и стандарты международных правовых актов МОТ и ЕС, и требующий существенной доработки на трехсторонней основе под патронатом МОТ и с привлечением специалистов ведущих национальных и образовательных учреждений, а также международных экспертов в сфере трудового права.
  2. Направить Первому вице-премьер-министру Украины – Министру экономики Украины Ю. Свириденко, СПО стороны работодателей предварительные замечания и предложения СПО объединений профсоюзов к проекту ТК, отметив продолжение проработки проекта профсоюзной стороной.
  3. Принимая во внимание результаты проведенных 22.01.2024 двусторонних консультаций между СПО объединений профсоюзов и СПО стороны работодателей считать целесообразным наработать и направить правительственной стороне общую позицию по определению концептуальных основ и нужного срока доработки проекта ТК.
  4. Обратиться в Международную организацию труда, Международную конфедерацию профсоюзов и Европейскую конфедерацию профсоюзов с целью получения технической помощи для Украины в доработке проекта ТК, в том числе путем привлечения их экспертов к этой работе.
  5. Руководству СПО объединений профсоюзов продолжить отстаивание прав и интересов работников и профсоюзов в ходе согласительных процедур со сторонами социального диалога по проекту ТК на всех этапах доработки, усилив представительство СПО объединений профсоюзов в составе соответствующей рабочей группы.

В то же время, Совместный представительский орган профсоюзов на национальном уровне предложил Минэкономики с учетом имеющихся программ международной технической помощи и проектов, реализуемых в сфере реформ трудового законодательства Украины, доработать проект ТК в формате рабочей группы, принять его и применять после Победы Украины и на этапе присоединение Украины к Единому рынку труда ЕС.

Своим другим решением СПО внес изменения в состав Совместного представительского органа объединений профсоюзов, утвердил План работы СПО объединений профсоюзов на 2024 год.

Пресс-центр ФПУ

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу Трудоустройство лиц с инвалидностью: ключевые изменения для работодателей с 1 января 2026 года Обновлены правила для определения критически важных предприятий Изменен Поря...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
19.11.2025
Новые правила финмониторинга СПФМ: Минфин переносит запуск
Минфин предложил перенести даты запуска э-кабинета для субъектов первичного финансового мониторинга. Соответствующий проект приказа обнародован на сайте ведомства. Больше по теме: Как проводятся проверки субъектов первичного финмониторинга, подконтрольных Минфину Финмониторинг от НБУ: как банки вы...
18.11.2025
ГРС утвердила план комплексных проверок на 2026 год
Приказом Государственной регуляторной службы утвержден План осуществления комплексных мер государственного надзора (контроля) органов государственного надзора (контроля) на 2026 год. Больше по теме: Можно ли перенести начало налоговой проверки Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый ал...
18.11.2025
Утверждены изменения к НП(С)БУГС 126 «Аренда»
В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса Украины, ст. 6 Закона о бухучете и пп. 5 п. 4 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного постановлением КМУ от 20.08.2014 № 375, вносятся изменения в НП(С)БУГС 126 «Аренда». Подробнее см. ниже. Больше по теме: Бухучет земельных у...
Лучшие материалы