Профсоюзы предложили доработать проект Трудового кодекса и принять его после окончания военного положения
Совместный представительский орган объединений профсоюзов на своем заседании 22 января 2024 года принял решение о правовой позиции относительно рассмотрения правительственного проекта Трудового кодекса (далее – ТК).
По этому вопросу доложил первый заместитель председателя СПО объединений профсоюзов, заместитель председателя ФПУ Александр Шубин.
Отмечая безусловный положительный шаг Минэкономики относительно выполнения законодательного предписания по разработке изменений трудового законодательства в виде проекта именно кодифицированного акта, необходимость которого неоднократно отмечала именно профсоюзная сторона при рассмотрении предыдущих проектов законов о труде, дальнейшее продвижение которых удалось остановить в сентябре прошлого года в ходе консультаций с правительственной стороной, СПО объединений профсоюзов констатирует необходимость существенной доработки документа на трехсторонней основе, в частности, с использованием наработок в проектах, которые ранее вносились в Верховную Раду (рег. № 1658, № 2410-1).
Проект ТК состоит из шести отдельных книг, представляющих собой фактическую компиляцию отдельных положений проекта Закона Украины «О труде», в том числе и тех, которые неоднократно не поддерживались СПО объединений профсоюзов с учетом выводов МБТ относительно их несоответствия положениям и стандартам, определенным международными. правовыми актами, Директивами ЕС в сфере регулирования социально-трудовых отношений, а также разработанных на трехсторонней основе уже принятых законов и законопроектов касательно отдельных аспектов трудовых отношений, которые находятся в Верховной Раде на разных стадиях принятия.
Указанный подход обусловил, что некоторые нормы законов и проектов, технически объединенных в проекте ТК, не корреспондируются между собой, отличаются по содержанию, терминологии, содержат значительное количество противоречивых, неоднозначных и непонятных трактовок и недопустимых формулировок. В отдельных случаях происходит сокращение уровня гарантий прав работников, что не может быть поддержано, а также необоснованно упраздняется государственное правовое регулирование целых блоков правоотношений между работодателями и работниками.
Кроме того, ввиду текущего переговорного процесса по вступлению Украины в ЕС, проект ТК, по нашему мнению, содержит правовые пробелы по регулированию целых секторов правоотношений, которые рамочно регулируются нормами ЕС и раскрываются странами-членами ЕС в национальных нормативно-правовых актах. В частности, это касается неурегулированности вопросов гарантий деятельности профсоюзных организаций и обеспечения их прав работодателями, вопросов участия работников в управлении предприятиями, дополнительных гарантий лиц с особыми физическими, духовными или другими потребностями, особенностей регулирования трудовых отношений командированных работников (как украинских работодателей, так и украинских работников в другие страны), соотношение национального трудового законодательства с правовыми системами других стран, особенностей регулирования трудовых отношений в цифровой и «платформенной» экономике.
Также необходимо отметить, что в 2022–2023 годах во время военного положения в Украине был принят целый ряд законодательных актов, регулирующих особенности реализации трудовых отношений в этот особый период. Указанные нормативно-правовые документы базируются на положениях действующего законодательства о труде, а потому, введение предложенных законодательных изменений к отмене военного положения непременно приведет к необходимости пересмотра этих положений, немедленной разработке сотен новых и обновлению действующих подзаконных актов и организационно-распорядительных документов в условиях военной экономики приведет к необоснованному реальными социально-экономическими потребностями Государства отвлечению от основной задачи отражения агрессора огромных организационных и кадровых ресурсов.
Учитывая вышеизложенное, на данном этапе целесообразно сосредоточить усилия социальных партнеров на подготовке проекта ТК в редакции, которая будет отвечать потребностям послевоенного восстановления экономики в контексте интеграции Украины в единый рынок труда.
Председатель СПО объединений профсоюзов, Председатель ФПУ Григорий Осовой проинформировал членов СПО, что перед вынесением этого вопроса на их рассмотрение состоялись консультации с работодателями, поддержавшими профсоюзную позицию относительно необходимости существенной доработки проекта ТК на трехсторонней основе.
Исходя из результатов проведенной дискуссии, СПО объединений профсоюзов приняло решение:
- Не согласовывать проект ТК в предложенной редакции, как не обеспечивающий реализацию трудовых прав и гарантий работников, определенных Конституцией Украины, не учитывающий в полной мере нормы и стандарты международных правовых актов МОТ и ЕС, и требующий существенной доработки на трехсторонней основе под патронатом МОТ и с привлечением специалистов ведущих национальных и образовательных учреждений, а также международных экспертов в сфере трудового права.
- Направить Первому вице-премьер-министру Украины – Министру экономики Украины Ю. Свириденко, СПО стороны работодателей предварительные замечания и предложения СПО объединений профсоюзов к проекту ТК, отметив продолжение проработки проекта профсоюзной стороной.
- Принимая во внимание результаты проведенных 22.01.2024 двусторонних консультаций между СПО объединений профсоюзов и СПО стороны работодателей считать целесообразным наработать и направить правительственной стороне общую позицию по определению концептуальных основ и нужного срока доработки проекта ТК.
- Обратиться в Международную организацию труда, Международную конфедерацию профсоюзов и Европейскую конфедерацию профсоюзов с целью получения технической помощи для Украины в доработке проекта ТК, в том числе путем привлечения их экспертов к этой работе.
- Руководству СПО объединений профсоюзов продолжить отстаивание прав и интересов работников и профсоюзов в ходе согласительных процедур со сторонами социального диалога по проекту ТК на всех этапах доработки, усилив представительство СПО объединений профсоюзов в составе соответствующей рабочей группы.
В то же время, Совместный представительский орган профсоюзов на национальном уровне предложил Минэкономики с учетом имеющихся программ международной технической помощи и проектов, реализуемых в сфере реформ трудового законодательства Украины, доработать проект ТК в формате рабочей группы, принять его и применять после Победы Украины и на этапе присоединение Украины к Единому рынку труда ЕС.
Своим другим решением СПО внес изменения в состав Совместного представительского органа объединений профсоюзов, утвердил План работы СПО объединений профсоюзов на 2024 год.
Пресс-центр ФПУ
Комментарии к материалу