18 июля Правительство зарегистрировало в Верховной Раде два законопроекта. Первый (регистр. № 11416) предлагает Верховной Раде внести изменения в Налоговый кодекс, позволяющие профинансировать дополнительные военные расходы. Второй (регистр № 11417) предлагает изменения к госбюджету для повышения военных расходов, необходимых для продолжения эффективного сопротивления агрессору.
Полномасштабная война длится уже третий год и потребности в секторе безопасности и обороны растут. В настоящее время необходимо найти дополнительные 500,3 млрд грн для обеспечения критически важных потребностей.
Для финансирования сопротивления агрессору можно рассчитывать только на собственные ресурсы, основными из которых являются налоги и внутренние заимствования. Это позволит обеспечить нашу безопасность и приблизить победу!
Предлагается наиболее мягкий вариант финансирования дополнительных военных потребностей среди всех возможных, состоящий из двух частей:
1) почти три четверти дополнительной потребности на финансирование обороны предлагается обеспечить за счет внутренних заимствований, перевыполнения действующих доходов госбюджета, в том числе за счет детенизации и экономии по отдельным расходам (361,6 млрд грн);
2) и всего одна четверть – за счет пересмотра военного сбора, акцизов и некоторых других мероприятий (138,7 млрд грн). Значительная часть составляющих этого списка касается только тех, кто потребляет совершенно необязательные в период военного времени дорогие импортные товары.
За счет каких конкретных поступлений предлагается обеспечить три четверти дополнительной потребности (361,6 млрд грн)?
Значительная часть – это дополнительные поступления от ОВГЗ на 220,1 млрд грн. Финансирование войны через внутренние заимствования является общемировой практикой, подтверждающей свою эффективность. Она позволяет привлекать необходимые ресурсы для обеспечения национальной безопасности, одновременно поддерживая экономическое развитие и способствуя укреплению внутреннего рынка.
Экономия средств на обслуживании государственного долга и исполнение государством гарантийных обязательств за заемщиков, получивших кредиты под государственные гарантии по результатам 6 месяцев, обусловлена отклонением фактического курса национальной валюты по отношению к иностранной на дату осуществления платежей от прогнозного курса, фактических индекса потребительских цен и учетной ставки Национального банка по сравнению с индексом потребительских цен и учетной ставкой, которые использовались при составлении проекта бюджета, получения субсидии от Европейской комиссии для осуществления платежей по обслуживанию кредитов, полученных в рамках макрофинансовой помощи, и самостоятельным исполнением субъектами хозяйствования долговых обязательств по кредитам, полученным под государственную гарантию, что позволяет направить на военные нужды еще дополнительно 65,7 млрд грн.
За счет фактического перевыполнения доходов госбюджета в первом полугодии 2024 года предполагается привлечь 75,8 млрд грн, из которых:
За счет каких конкретных поступлений предлагается обеспечить одну четверть дополнительной потребности (138,7 млрд грн)?
Первый этап постепенного приближения ставок акцизов к минимальным стандартам в ЕС позволит обеспечить дополнительно +16,9 млрд грн, в частности, пересмотр акцизов с 1 сентября 2024 года на табак (+3,8 млрд грн) и горючее (+9,8 млрд грн). А также внедрение акцизного налога на сладкие напитки (+3,3 млрд грн), введенного в подавляющем большинстве стран мира.
Пересмотр военного сбора и некоторые другие меры позволят мобилизовать на сектор безопасности и обороны ресурсов на +121,8 млрд грн, из которых:
Изменениями в Закон Украины от 21.05.1997 № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» предлагается предоставить временно, на период действия военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного состояния в Украине» , утвержденным Законом Украины от 24.02.2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», и до последнего дня календарного месяца, в котором прекращено или отменено действие военного положения (включительно), сельским, поселковым, городским советам права принимать решение об установлении для соответствующей территории минимальной налогооблагаемой базы налогом на доходы физических лиц, но не менее размера минимальной заработной платы, установленной Законом, при начислении доходов в форме заработной платы для месячного налогового (отчетного) периода.
На какие конкретные направления будут ориентированы средства?
Законопроектом предусмотрено увеличение расходов для органов сектора безопасности и обороны на 495,3 млрд грн. В частности, эти средства будут распределены следующим образом:
Также предусмотрено выделение дополнительных 4,5 млрд грн для резервного фонда на осуществление непредвиденных и неотложных расходов.
Увеличены расходы Министерства реинтеграции временно оккупированных территорий на 0,4 млрд грн для выплат помощи военнопленным. Министерство юстиции получит дополнительные 0,1 млрд грн для обеспечения деятельности учреждений исполнения наказаний.
Таким образом, общие расходы государственного бюджета предусмотрено увеличить на 500,3 млрд грн.
Следует отметить, что для получения вышеперечисленных дополнительных ресурсов должны быть приняты Верховной Радой соответствующие изменения в налоговом законодательстве и подписаны Президентом Украины.
Правительственный портал
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm