Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Планируют внести изменения в СЭАРГ и СЭ, а также администрирование акцизного налога

02.09.2024 12 0 0

На веб-портале ГНС 30 августа размещен законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового и усовершенствования администрирования акцизного налога» (далее – проект Закона).

Проект Закона разработан во исполнение п. 363 Плана законопроектной работы Верховной Рады Украины на 2024 год, утвержденного постановлением Верховной Рады от 06.02.2023 № 3561-IX, шага 205 Плана приоритетных действий Правительства на 2024 год, утвержденного распоряжением КМУ от 16.02.2024 № 137-р и подразд. 4.2.2 (е) «Усовершенствование администрирования акцизного налога» Национальной стратегии доходов до 2030 года, одобренной распоряжением КМУ от 27.12.2023 № 1218-р.

Основной целью проекта Закона является усовершенствование системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (далее – СЭАРГ и СЄ) в части отражения в СЭАРГ и СЭ собственников горючего для выявления фиктивных операций, а также усиление контроля за уплатой акцизного налога с реализации горючего и спирта этилового.

В настоящее время в соответствии с нормами Налогового кодекса (далее – НК) в СЭАРГ и СЭ не отражаются собственники горючего, что не обеспечивает надлежащего контроля за оборотом горючего и делает возможным проведение фиктивных операций с горючим.

Кроме того, действующие нормы НК не предотвращают безосновательное пользование лимитами в СЭАРГ и СЭ, на которые плательщик может зарегистрировать акцизные накладные.

Функционирование СЭАРГ и СЭ построено исключительно на основании документов, составляемых распорядителями акцизных складов, и в случае формирования схемного налогового кредита по НДС пока не исключена возможность регистрировать акцизные накладные на несуществующие объемы горючего, которые одновременно реализуются за наличные деньги другим потребителям, или на зарегистрированном акцизном складе отсутствуют резервуары и/или нет достаточной их емкости для хранения горючего.

Контролирующие органы пока не имеют достаточного законодательного инструментария, чтобы помешать указанным нарушениям, в том числе относительно приведения данных об объемах горючего в СЭАРГ и СЭ к фактическим остаткам горючего на акцизном складе.

Также в действующих нормах НК отсутствует ответственность при установлении таких нарушений.

На сегодняшний день акцизный склад регистрируется по заявительному принципу и не предусматривает предварительное получение лицензии на операции со спиртом этиловым, регистрации резервуаров и счетчиков на них, что приводит к учету в СЭАРГ и СЭ акцизных складов, которые фактически не находятся по адресу или на которых отсутствуют введенные в эксплуатацию резервуары (т. е. емкости, в которые можно загружать спирт). Отменить регистрацию таких акцизных складов можно только по заявлению распорядителя, что позволяет им продолжать функционировать.

Поэтому есть необходимость принятия законодательных изменений в НК в части отражения в СЭАРГ и СЭ собственников горючего для выявления фиктивных операций, а также усиления контроля за уплатой акцизного налога с реализации горючего и этилового спирта.

Проектом Закона предложены следующие основные изменения к НК, в частности, предусмотрены:

  • отражение в СЭАРГ и СЭ собственников горючего для обеспечения надлежащего контроля над оборотом горючего. При переходе права собственности на горючее, находящееся в акцизном складе, от одного субъекта хозяйствования к другому составляется акцизная накладная, в том числе относительно горючего, находящегося на хранении на акцизном складе;
  • возможность по результатам проверки по решению контролирующего органа привести в соответствие лимиты объемов горючего и спирта этилового в СЭАРГ и СЭ, на которые плательщик может зарегистрировать акцизные накладные, к фактическим объемам горючего и этилового спирта на акцизном складе;
  • установление ответственности за осуществление субъектами хозяйствования хранения горючего или спирта этилового без регистрации плательщиком акцизного налога, а также в случае обнаружения в ходе проверок фактических объемов горючего или спирта этилового, не соответствующих данным СЭАРГ и СЭ, при отсутствии документального подтверждения получения/реализации горючего или спирта этилового;
  • исключение необходимости ежемесячного представления налоговых деклараций по акцизному налогу при операциях переоборудования грузовых транспортных средств, в легковые автомобили, а также импортерами электрической энергии;
  • необходимость представления вместе с декларацией по акцизному налогу справки об общих объемах получения, импорта и использования за отчетный календарный месяц товаров, используемых в качестве сырья при производстве горючего, и об остатках таких товаров и горючего для контроля за производством и оборотом горючего с учетом объемов полученного неподакцизного сырья.

Замечания и предложения к проекту Закона от физических и юридических лиц, их объединений принимаются в течение месяца с даты его обнародования на официальном веб-портале ГНС по адресам:

  • Государственная налоговая служба Украины, Департамент контроля над подакцизными товарами, Львовская площадь, 8, г. Киев, 04053, e-mail: post@tax.gov.ua;
  • Министерство финансов Украины, ул. Межигорская, 11, г. Киев, 04071, e-mail: infomf@minfin.gov.ua;
  • Государственная регуляторная служба Украины, ул. Арсенально, дом. 9/11, г. Киев, 01011, e-mail: inform@drs.gov.ua.

Дополнительные материалы: 

  • ПРОЕКТ Закона; 
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона; 
  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА к проекту Закона; 
  • АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНОГО ВЛИЯНИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА; 
  • РАСХОДЫ на одного субъекта хозяйствования крупного и среднего предпринимательства, возникающих вследствие действия регуляторного акта; 
  • Тест малого предпринимательства (М-тест). 

ГНС


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы