Парламент отменил Хозяйственный кодекс и предусмотрел корпоратизацию государственных и коммунальных предприятий
Парламент принял законопроект об особенностях регулирования предпринимательской деятельности отдельных видов юридических лиц и их объединений в переходный период (рег. № 6013).
Принятый законопроект является частью масштабной реформы, направленной на упорядочение правоотношений в сфере государственной собственности, повышение инвестиционной привлекательности и интеграцию Украины в международные экономические стандарты.
Основные положения законопроекта предусматривают корпоратизацию государственных и коммунальных предприятий. Все государственные и коммунальные унитарные предприятия должны быть трансформированы в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Этот подход отвечает международным стандартам и способствует привлечению инвестиций. Для коммунальных предприятий корпоратизация носит гибкий характер, позволяя общинам самостоятельно определять целесообразность трансформации.
Принятый законопроект вводит прозрачное управление имуществом. Операции с имуществом предприятий, где государству принадлежит более 50 % акций, будут осуществляться через систему «Прозорро.Продажі», которая обеспечивает открытость процессов и минимизирует коррупционные риски.
Законопроект предусматривает финансовую прозрачность и отчетность. Согласно положениям Закона, государственные предприятия обязаны публиковать финансовые отчеты, что будет способствовать общественному контролю и прозрачности управления.
Имущество с дополнительным контролем. Для непредпринимательских активов, не подлежащих приватизации, вводится механизм узуфрукта. Это обеспечит их рациональное использование под надзором государства.
Закон также четко регулирует переходный период. Положениями законодательного акта предусматривается сохранение деятельности коммунальных предприятий в переходный период, а также гармонизация норм с Законом от 21.05.1997 № 280/97-ВР «О местном самоуправлении» и Гражданским кодексом во избежание пробелов после утраты действия Хозяйственного кодекса, который отменяется и который был принят в 2003 году в противоположность проевропейскому Гражданскому кодексу. При этом некоторые положения Хозяйственного кодекса сохраняют свою силу в данном законопроекте и будут действовать в течение переходного периода.
Следует отметить, что принятый законопроект не направлен на ликвидацию хозяйственных судов и хозяйственной юрисдикции.
Законодательный акт значительно расширяет возможности территориальных общин. Законопроект позволяет общинам создавать юридические лица для обеспечения эффективного управления собственностью и реализации социальных инициатив. Корпоратизация государственных предприятий обязательна в течение переходного периода, что обеспечивает их трансформацию в современные корпоративные структуры. Для коммунальных предприятий этот процесс предусматривается более гибким, поскольку для общин нет санкций за отказ от преобразования.
Эта норма имеет ключевое значение, ведь позволяет общинам по всей территории Украины гибко использовать корпоратизацию как инструмент для:
- привлечения международных инвесторов к участию в капитале;
- модернизации главных средств;
- получения кредитования по европейским ставкам для корпоратизированных предприятий.
Кроме того, корпоратизация государственных и коммунальных предприятий активно поддерживается Европейским Союзом и ОЭСР. В частности, реформа отвечает международным практикам прозрачного управления, способствующим привлечению инвестиций. К 2025–2026 годам, в рамках Плана для Ukraine Facility, предусмотрено завершение трансформации коммунальных предприятий в корпоративные структуры к 2025–2026 годам. Также с 2027 года будет запрещено дотационное финансирование таких предприятий из государственного и местных бюджетов, что будет стимулировать их к самоокупаемости и внедрению эффективных бизнес-моделей.
Законопроект оставляет возможность введения штрафов за нарушение сроков поставки товаров, работ и услуг для оборонных предприятий. Положения закона устраняют существующую практику наложения тройных штрафов за одно нарушение сроков поставки, что приводило к чрезмерному финансовому давлению на производителей украинской продукции.
Теперь предусмотрен один прогрессивный штраф – пеня в размере 3 % за каждый месяц просрочки. Это создает справедливые условия для выполнения контрактов, стимулируя производителей к своевременному выполнению обязательств.
Следует отметить, что на платформе Конгресса местных и региональных властей при Президенте Украины с участием более 400 представителей из всех регионов были обсуждены предложенные парламентом изменения.
Таким образом, принятие законопроекта № 6013 является важным шагом в направлении модернизации экономического сектора Украины. Реформа будет способствовать развитию современных бизнес-моделей, прозрачному управлению имуществом и усилению экономической устойчивости государства.
Верховная Рада
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу