Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Относительно реструктуризации валютных кредитов физлиц

16.03.2016

Вчера банковский комитет Верховной Рады одобрил два законопроекта о реструктуризации валютных кредитов физлиц.

Первый - № 4004 - правительственный (собственно, документ является общей наработкой с НБУ и банковским сообществом). Второй - № 4004-1 - альтернативный, нардеповский (авторы - А. Вилкул с «Опоблоку» и Д. Дзензерский из «Народного фронта»).

Как представляется, кабминовский законопроект более удачно балансирует интересы валютных заемщиков и банков, тогда как в депутатском более чем заметный крен в сторону именно валютных заемщиков.

В некоторых аспектах эти документы похожи. В частности, в части, что долг валютного заемщика по ипотечному кредиту, взятому на приобретение единственного жилья, на 01.01.2015 года не должен превышать 2500000 грн; по списанию 100 % долга участникам АТО и тому подобное. Однако различий гораздо больше.

В частности, законопроект им. "Опоблоку" и "НФ" охватывает не только ипотечные, но и потребительские валютные займы, обеспеченные залогом (то есть речь идет, в частности, о автокредитах) и долг по которым 01.01.2016 года не превышает 500 тыс. грн.

Действие нардеповского документа распространяется на квартиры площадью до 140 «квадратов» и дома до 250 «квадратов». В правительственном же законопроекте есть градация: одни условия - для социального жилья (квартир площадью до 60 кв.метров и домов площадью до 120 кв. метров), другие (менее лояльные) - для несоциального жилья (то есть с большей площадью).

Еще один аспект - в правительственном законопроекте предусмотрена конвертация валютного кредита в гривневый по курсу на момент реструктуризации, а в депутатском - на 01.01.16 г. (когда он был 24,0).

В целом в нардеповском законопроекте прописано более радикальное списание части долга и более лояльные условия по другим параметрам.

Так, нардепы предлагают предусмотреть прощение банками не менее 2/3 части реструктуризированной задолженности. На разницу между суммой задолженности и суммой прощения за кредитом, банк (другое учреждение) устанавливает норму фиксированной процентной ставки в размере 0,01 % годовых.

Кроме того, депутаты хотят обязать кредитора (речь идет как о банках, так и других финучреждениях) изменить форму погашения кредита, включая увеличение срока кредитования: часть ежемесячных платежей по обслуживанию кредитов не должна превышать 35 процентов совокупного месячного дохода семьи.

Также законопроект предусматривает прощение заемщикам штрафных санкций, которые возникли из-за ненадлежащего выполнения им своих обязательств.

Согласно документу, если заемщик передает банку залоговое имущество, то его обязательства считается прекращенными - даже если стоимость предмета залога недостаточна для полного удовлетворения требований кредитора.

Относительно правительственного законопроекта (который поддерживают НБУ и банковская сообщество).

В документе предусмотрено, что одним из критериев для возможности реструктуризации должно быть отсутствие невозвращенной просроченной задолженности в иностранной валюте или погашение ее до момента реструктуризации.

В законопроекте прописана замена валютных обязательств по курсу НБУ на дату реструктуризации с условием прощения части долга:

- заемщикам, имеющим единственное жилье - не менее 25%;

- заемщикам, имеющим единственное социальное жилье (квартиры - 60кв.м., дома 120 кв.м.) - не менее 50%;

- инвалидам 1 группы, участникам АТО, ветеранам, многодетным и семьям с ребенком-инвалидом 1 группы, имеющим единственное жилье - не менее 50%;

- инвалидам 1 группы, участникам АТО, ветеранам, многодетным; семьям с ребенком-инвалидом 1 группы, имеющим единственное социальное жилье - не менее 70%;

-у АТО, которые во время АТО получили инвалидность 1 группы, имеющим единственное жилье - не менее 80%, которые имеют единственное социальное жилье - 100%;

- наследникам участников АТО, погибших в АТО - 100%.

Правительственный законопроект предусматривает фиксацию в течение 3-х лет процентной ставки по реструктурированным кредитам на уровне той, по которой был предоставлен кредит в иностранной валюте и предлагает рыночный механизм определения процентной ставки, по которой, по истечении 3-летнего срока будет обслуживаться кредит - на уровне украинского индекса ставок по депозитам физических лиц в гривне (для депозитов на 12 месяцев) + 3%.

Кабмин, как и нардепы, предлагает прощение заемщикам штрафных санкций, но только тех, которые возникли из-за ненадлежащего исполнения обязательств по 01.01.2014 года.

Законопроект предусматривает прекращение действия моратория на обращение взыскания на имущество, которое выступает обеспечением по кредитам физических лиц (установленный законом №1304-VII от 3 июня 2014) через 6 месяцев, что должно обеспечить достаточное время заемщикам для подачи заявлений банкам о реструктуризации своих обязательств и банкам - для осуществления соответствующих операций.

В правительственном законопроекте нет положения, если заемщик передает банку залоговое имущество, то его обязательства считается прекращенным - даже если стоимость предмета залога недостаточна для полного удовлетворения требований кредитора.

В то же время в документе предусмотрено, что «после проведения реструктуризации в случае уступки банком по договору уступки права требования и/или договору факторинга другому учреждению прав по договору о предоставлении кредита в иностранной валюте заемщик в течение 30 дней с момента направления уведомления банком в адрес заемщика, указанную в кредитном договоре, имеет приоритетное право приобрести такое право по цене предложения.

Источник: http://finbalance.com.ua/news/Spisann...

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу Трудоустройство лиц с инвалидностью: ключевые изменения для работодателей с 1 января 2026 года Обновлены правила для определения критически важных предприятий Изменен Поря...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
18.11.2025
ГРС утвердила план комплексных проверок на 2026 год
Приказом Государственной регуляторной службы утвержден План осуществления комплексных мер государственного надзора (контроля) органов государственного надзора (контроля) на 2026 год. Больше по теме: Можно ли перенести начало налоговой проверки Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый ал...
18.11.2025
Утверждены изменения к НП(С)БУГС 126 «Аренда»
В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса Украины, ст. 6 Закона о бухучете и пп. 5 п. 4 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного постановлением КМУ от 20.08.2014 № 375, вносятся изменения в НП(С)БУГС 126 «Аренда». Подробнее см. ниже. Больше по теме: Бухучет земельных у...
18.11.2025
Утверждена Методика верификации компенсации расходов на обустройство рабочих мест для лиц с инвалидностью
Новой Методикой определен единый подход к осуществлению верификации компенсации фактических расходов на обустройство рабочих мест/мест ведения хозяйственной деятельности/независимой профессиональной деятельности для лиц с инвалидностью. Подробнее см. ниже.Больше по теме:Трудоустройство лиц с инвалид...
Лучшие материалы