Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Обеспечение трудовых прав во время карантина

27.04.2020 361 0 0

Чтобы обезопасить работодателей от нарушений трудового законодательства в условиях карантинных ограничений, предусмотренных постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2», принято правительственное решение. Акцент сделан на госслужащих, хотя рекомендовано соблюдать предусмотренные «трудовые» нормы также относительно работников государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления (далее – ОМС), в частности, в случае работы работников на дому. 

Таким образом, на время установления карантина на руководителей госорганов всех уровней (включая министерства, ведомства, местные госорганы) возлагается обеспечение соблюдения трудовых прав государственных служащих и работников, которые выполняют определенную трудовым договором работу на дому. Это, в частности, означает необходимость корректного оформления на сегодняшний день документов об установлении режима работы (обычно это удаленная, дистанционная работа), условий и размеров оплаты труда, оформления установленных законодательством отпусков (в случае насущной потребности – отозвания из отпусков), других документов госслужащих и других категорий работников госорганов.

Особый упор сделан на сохранение за каждым работником занимаемой должности, условий труда, социальных гарантий и недопущение ограничений трудовых прав. То есть, несмотря на то что работа выполняется на дому (или в другом, определенном по согласованию с работником и его непосредственным руководителем, месте), а не в помещении госоргана, каждому работнику следует выплачивать его заработок по тем самым правилам, которые действовали до введения карантина. Если работник имел право на установленные законодательством льготы или преференции (например, является матерью ребенка с инвалидностью или лицом с особыми потребностями и т. п.), он имеет право их получить.

Обращаем внимание: требования КЗоТа не дают права работодателю увольнять работников из-за введения карантина или ограничительных мер. Кроме того, никаких изменений в части увольнения работников на период карантина в законодательство не вносилось. То есть увольнять работников по своей инициативе (зафиксированы уже прецеденты «временного» увольнения на время карантина) работодателю нельзя.

Добавим также, что Кабмин рекомендует всем предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а также субъектам хозяйствования, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, не увольнять работающих на дому работников и тех, кто находится в отпусках без сохранения зарплаты, по основаниям, установленным п. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. Речь идет о следующих основаниях увольнения по инициативе работодателей:

  • систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания; 
  • прогул (в т. ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; 
  • неявка на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, кроме отпусков по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. 

Еще добавим: согласно Уголовному кодексу за незаконное увольнение работника работодателя ожидают серьезные санкции (в частности, по ст. 172 – штраф в размере от 34 000 до 51 000 грн, или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет, или исправительные работы сроком до 2 лет).

Постановление КМУ от 25.03.20 г. № 256 вступило в силу с 07.04.20 г. («Урядовий кур’єр» от 07.04.20 г. № 66).

Комментарии к материалу

Лучшие материалы