Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Обеспечение трудовых прав во время карантина

Чтобы обезопасить работодателей от нарушений трудового законодательства в условиях карантинных ограничений, предусмотренных постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2», принято правительственное решение. Акцент сделан на госслужащих, хотя рекомендовано соблюдать предусмотренные «трудовые» нормы также относительно работников государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления (далее – ОМС), в частности, в случае работы работников на дому. 

Таким образом, на время установления карантина на руководителей госорганов всех уровней (включая министерства, ведомства, местные госорганы) возлагается обеспечение соблюдения трудовых прав государственных служащих и работников, которые выполняют определенную трудовым договором работу на дому. Это, в частности, означает необходимость корректного оформления на сегодняшний день документов об установлении режима работы (обычно это удаленная, дистанционная работа), условий и размеров оплаты труда, оформления установленных законодательством отпусков (в случае насущной потребности – отозвания из отпусков), других документов госслужащих и других категорий работников госорганов.

Особый упор сделан на сохранение за каждым работником занимаемой должности, условий труда, социальных гарантий и недопущение ограничений трудовых прав. То есть, несмотря на то что работа выполняется на дому (или в другом, определенном по согласованию с работником и его непосредственным руководителем, месте), а не в помещении госоргана, каждому работнику следует выплачивать его заработок по тем самым правилам, которые действовали до введения карантина. Если работник имел право на установленные законодательством льготы или преференции (например, является матерью ребенка с инвалидностью или лицом с особыми потребностями и т. п.), он имеет право их получить.

Обращаем внимание: требования КЗоТа не дают права работодателю увольнять работников из-за введения карантина или ограничительных мер. Кроме того, никаких изменений в части увольнения работников на период карантина в законодательство не вносилось. То есть увольнять работников по своей инициативе (зафиксированы уже прецеденты «временного» увольнения на время карантина) работодателю нельзя.

Добавим также, что Кабмин рекомендует всем предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а также субъектам хозяйствования, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, не увольнять работающих на дому работников и тех, кто находится в отпусках без сохранения зарплаты, по основаниям, установленным п. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. Речь идет о следующих основаниях увольнения по инициативе работодателей:

  • систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания; 
  • прогул (в т. ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; 
  • неявка на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, кроме отпусков по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. 

Еще добавим: согласно Уголовному кодексу за незаконное увольнение работника работодателя ожидают серьезные санкции (в частности, по ст. 172 – штраф в размере от 34 000 до 51 000 грн, или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет, или исправительные работы сроком до 2 лет).

Постановление КМУ от 25.03.20 г. № 256 вступило в силу с 07.04.20 г. («Урядовий кур’єр» от 07.04.20 г. № 66).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Утверждены изменения к Инструкции о порядке начисления и уплаты ЕСВ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.05.2025 Определены критерии, при которых деятельность не будет считаться предоставлением финансовых услуг Обнародованы п...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
06.06.2025
Документы, вступившие в силу со 2 по 8 июня 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Закон Украины от 15.04.2025 № 4345-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно имплементации норм законодательства Европейского Союза по вопросам электронных коммуни...
06.06.2025
Изменения в законодательстве со 2 по 6 июня 2025 года
Сборник изменений в законодательстве, произошедших на этой неделе Критические для нужд ВСУ предприятия смогут бронировать 100 % работников Кабмин принял изменения к Порядку бронирования военнообязанных, которые расширяют возможности сохранения кадрового потенциала для предприятий, обеспечивающих об...
06.06.2025
Усовершенствован механизм оборота побочных продуктов животного происхождения
Новый документ направлен на гармонизацию украинского законодательства с требованиями Европейского Союза. Больше по теме: Законодательство об управлении отходами: что нужно знать аграриям Как вести учет отходов на предприятии Кабмин принял постановление от 04.06.2025 № 640 «Некоторые вопросы ...
Лучшие материалы