Новый порядок ведения учета налогов, сборов, платежей и ЕСВ
С 05.04.21 г. вступил в силу Порядок ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 12.01.21 г. № 5 (далее – Порядок № 5).
Вместе с тем утратил силу Порядок ведения органами Государственной фискальной службы Украины оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 07.04.16 г. № 422.
Действующий Порядок обеспечивает:
1. Урегулирование правил ведения оперативного учета налогов, сборов, платежей и ЕСВ.
Оперативный учет платежей осуществляется налоговыми органами в информационной системе. Целью его ведения является обеспечение пользователей полной, достоверной и непредубежденной информацией относительно состояния расчетов плательщиков с бюджетами и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования для принятия оптимальных управленческих решений.
2. Функционирование автоматизированной системы предварительного и общего контролей, которые осуществляются структурными подразделениями органов ГНС по направлениям работы для обеспечения достоверности учетных показателей относительно состояния расчетов плательщиков с бюджетами и целевыми фондами.
Этапы предварительного контроля:
- формирование реестров сопоставлений;
- анализ данных реестров сопоставлений;
- осуществление мероприятий по отработке реестров сопоставлений.
Этапы общего контроля:
- генерирование модулей контроля за каждым реестром сопоставлений;
- проведение комплекса мероприятий, направленных на генерирование всех модулей контроля в установленные сроки;
- маркировка учетных показателей на отчетные даты, которые прошли общий контроль.
Внедрение электронного документооборота в процессе ведения учета платежей органами ГНС.
Для учета начисленных и уплаченных, возвращенных и возмещенных сумм платежей территориальные органы ГНС открывают интегрированные карточки плательщиков (далее – ИКП) по каждому плательщику и каждому виду платежа, которые должны платиться такими плательщиками на счета, открытые в разрезе административно-территориальных единиц. При проведении учетной операции в ИКП указывается дата записи операции, содержание операции и/или документ, на основании которого осуществляется запись. Специальное кодирование всех операций, которые используются для отражения в ИКП учетных показателей, обеспечивает автоматизированное ведение ИКП. Все стоимостные учетные операции и учетные показатели в ИКП приводят в гривнях с двумя десятичными знаками.
В информационной системе обеспечивается формирование реестров:
- сопоставления информации об уплаченных, возвращенных и возмещенных суммах (далее – поступление) по данным Казначейства и налоговых органов;
- сопоставления сумм денежных обязательств, самостоятельно определенных плательщиком, и учетных показателей, отраженных в ИКП;
- сумм переплат по налогу на добавленную стоимость со специальным статусом;
- сопоставления сумм налоговых обязательств плательщиков, не связанных с нарушением налогового законодательства, определенных территориальным органом ГНС, и учетных показателей, отраженных в ИКП;
- сопоставления сумм, определенных по результатам контрольно-проверочной работы, из них согласованных и несогласованных (по результатам административного и/или судебного обжалования), и учетных показателей, отраженных в ИКП;
- сопоставления данных журнала рассрочек (отсрочек) и учетных показателей, отраженных в ИКП;
- сопоставления данных журнала списания (воссстановления) и учетных показателей, отраженных в ИКП;
- контроля выполнения решений судов, принятых по сути, которые вступили в законную силу, не связанных с контрольно-проверочной работой.
Отсутствие записей в реестрах сопоставлений фиксируется в соответствующих модулях контроля как факт прохождения предварительного контроля.
В информационной системе обеспечивается генерирование модулей контроля:
- по показателям поступлений;
- по показателям денежных обязательств, самостоятельно определенных плательщиком;
- по отработке сумм переплат по НДС со специальным статусом;
- по показателям налоговых обязательств по имущественным налогам, определенным территориальным органом ГНС;
- по показателям, определенным по результатам контрольно-проверочной работы (в т. ч. по результатам административного и/или судебного обжалования);
- по показателям рассроченных (отсроченных) сумм;
- по показателям списанных (восстановленных) сумм.
Наличие сгенерированного модуля контроля свидетельствует о положительной оценке отработки соответствующего реестра сопоставлений.
Отражение/занесение первичных показателей в подсистемах информационной системы осуществляют работники структурных подразделений территориальных органов ГНС по направлениям работы.
Мониторинг полноты и своевременности внесения первичных показателей в подсистемы информационной системы обеспечивают руководители структурных подразделений территориального органа ГНС по направлениям работы.
Общий контроль за достоверностью отражения в ИКП учетных показателей обеспечивает подразделение, осуществляющее учет платежей.
Действия работников территориальных органов ГНС относительно отражения в информационной системе первичных показателей фиксируются с указанием идентификатора пользователя, даты и времени действия.
Обработка информации с ограниченным доступом и государственных информационных ресурсов, а также применение квалифицированной электронной подписи или печати осуществляется с учетом требований законодательства в сфере защиты информации и электронных доверительных услуг.
Комментарии к материалу