Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Новый порядок ведения учета налогов, сборов, платежей и ЕСВ

12.04.2021 360 0 0

С 05.04.21 г. вступил в силу Порядок ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 12.01.21 г. № 5 (далее – Порядок № 5).

Вместе с тем утратил силу Порядок ведения органами Государственной фискальной службы Украины оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 07.04.16 г. № 422.

Действующий Порядок обеспечивает:

1. Урегулирование правил ведения оперативного учета налогов, сборов, платежей и ЕСВ.

Оперативный учет платежей осуществляется налоговыми органами в информационной системе. Целью его ведения является обеспечение пользователей полной, достоверной и непредубежденной информацией относительно состояния расчетов плательщиков с бюджетами и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования для принятия оптимальных управленческих решений.

2. Функционирование автоматизированной системы предварительного и общего контролей, которые осуществляются структурными подразделениями органов ГНС по направлениям работы для обеспечения достоверности учетных показателей относительно состояния расчетов плательщиков с бюджетами и целевыми фондами.

Этапы предварительного контроля:

  • формирование реестров сопоставлений;
  • анализ данных реестров сопоставлений;
  • осуществление мероприятий по отработке реестров сопоставлений.

Этапы общего контроля:

  • генерирование модулей контроля за каждым реестром сопоставлений;
  • проведение комплекса мероприятий, направленных на генерирование всех модулей контроля в установленные сроки;
  • маркировка учетных показателей на отчетные даты, которые прошли общий контроль.

Внедрение электронного документооборота в процессе ведения учета платежей органами ГНС.

Для учета начисленных и уплаченных, возвращенных и возмещенных сумм платежей территориальные органы ГНС открывают интегрированные карточки плательщиков (далее – ИКП) по каждому плательщику и каждому виду платежа, которые должны платиться такими плательщиками на счета, открытые в разрезе административно-территориальных единиц. При проведении учетной операции в ИКП указывается дата записи операции, содержание операции и/или документ, на основании которого осуществляется запись. Специальное кодирование всех операций, которые используются для отражения в ИКП учетных показателей, обеспечивает автоматизированное ведение ИКП. Все стоимостные учетные операции и учетные показатели в ИКП приводят в гривнях с двумя десятичными знаками.

В информационной системе обеспечивается формирование реестров:

  • сопоставления информации об уплаченных, возвращенных и возмещенных суммах (далее – поступление) по данным Казначейства и налоговых органов;
  • сопоставления сумм денежных обязательств, самостоятельно определенных плательщиком, и учетных показателей, отраженных в ИКП;
  • сумм переплат по налогу на добавленную стоимость со специальным статусом;
  • сопоставления сумм налоговых обязательств плательщиков, не связанных с нарушением налогового законодательства, определенных территориальным органом ГНС, и учетных показателей, отраженных в ИКП;
  • сопоставления сумм, определенных по результатам контрольно-проверочной работы, из них согласованных и несогласованных (по результатам административного и/или судебного обжалования), и учетных показателей, отраженных в ИКП;
  • сопоставления данных журнала рассрочек (отсрочек) и учетных показателей, отраженных в ИКП;
  • сопоставления данных журнала списания (воссстановления) и учетных показателей, отраженных в ИКП;
  • контроля выполнения решений судов, принятых по сути, которые вступили в законную силу, не связанных с контрольно-проверочной работой.

Отсутствие записей в реестрах сопоставлений фиксируется в соответствующих модулях контроля как факт прохождения предварительного контроля.

В информационной системе обеспечивается генерирование модулей контроля:

  • по показателям поступлений;
  • по показателям денежных обязательств, самостоятельно определенных плательщиком;
  • по отработке сумм переплат по НДС со специальным статусом;
  • по показателям налоговых обязательств по имущественным налогам, определенным территориальным органом ГНС;
  • по показателям, определенным по результатам контрольно-проверочной работы (в т. ч. по результатам административного и/или судебного обжалования);
  • по показателям рассроченных (отсроченных) сумм;
  • по показателям списанных (восстановленных) сумм.

Наличие сгенерированного модуля контроля свидетельствует о положительной оценке отработки соответствующего реестра сопоставлений.

Отражение/занесение первичных показателей в подсистемах информационной системы осуществляют работники структурных подразделений территориальных органов ГНС по направлениям работы.

Мониторинг полноты и своевременности внесения первичных показателей в подсистемы информационной системы обеспечивают руководители структурных подразделений территориального органа ГНС по направлениям работы.

Общий контроль за достоверностью отражения в ИКП учетных показателей обеспечивает подразделение, осуществляющее учет платежей.

Действия работников территориальных органов ГНС относительно отражения в информационной системе первичных показателей фиксируются с указанием идентификатора пользователя, даты и времени действия.

Обработка информации с ограниченным доступом и государственных информационных ресурсов, а также применение квалифицированной электронной подписи или печати осуществляется с учетом требований законодательства в сфере защиты информации и электронных доверительных услуг.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы