Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Новый единщик четвертой группы и что ждет семейные ФХ: обзор Закона

21.08.2018 950 2 2

С 15.08.18 г. вступил в силу Закон от 10.07.18 г. № 2497-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно стимулирования образования и деятельности семейных фермерских хозяйств» (далее – НК, Закон № 2497, семейные ФХ). Рассмотрим основные новации для фермеров.

1. Физлицо-предприниматель признан сельхозтоваропроизводителем. Многие и раньше относили к сельхозпроизводителям предпринимателей, занимающихся производством сельхозпродукции и/или разведением рыбы, переработкой продукции на собственных или арендованных мощностях и осуществляющих дальнейшую ее поставку. Впрочем, пп. 14.1.235 НК, то есть прямая норма, которая определяет понятие такого производителя, не содержала физлица-предпринимателя, в ней упоминались только юрлица. Поэтому налоговики трактовали эту норму так, что сельхозтоваропроизводителем может быть только юрлицо.

Принятым Законом № 2497 указанный подпункт НК дополнен несколькими словами, которые для многих являются долгожданными: сельхозтоваропроизводителем является юрлицо, независимо от организационно-правовой формы, или физлицо-предприниматель.

2. Встречаем новенького среди единщиков четвертой группы – физлицо-предпринимателя, который осуществляет деятельность исключительно в пределах ФХ, зарегистрированного согласно Закону от 19.06.03 г. № 973-IV «О фермерском хозяйстве» (далее – Закон № 973) (пп. 4 п. 291.4 НК). Но для этого нужно, чтобы совокупно выполнялись следующие требования:

  • осуществляет исключительно выращивание, откармливание сельхозпродукции, сбор, улов, переработку собственно выращенной или откормленной продукции и ее продажу;
  • осуществляет хозяйственную деятельность (кроме поставки) по месту налогового адреса;
  • членами хозяйства такого физлица являются только члены его семьи в понимании ч. 2 ст. 3 Семейного кодекса;
  • не использует труд наемных лиц;
  • площадь сельхозугодий и/или земель водного фонда, которая находится в собственности и/или пользовании членов ФХ, составляет не менее 2 га и не более 20 га.

Итак, отныне среди единщиков четвертой группы могут быть юрлица и предприниматели при условии выполнения определенных требований (для предпринимателей – вышеупомянутые, для юрлиц – доля сельхозпроизводства).

В случае несоблюдения одного из требований физлицо-предприниматель не сможет получить статус плательщика единого налога (далее – ЕН) четвертой группы.

Из анализа перечисленных выше требований становится понятно, что данная группа рассчитана на небольшие семейные ФХ. Напомним, во время обоснования необходимости принятия Закона № 2497 подчеркивалось, что существует множество небольших крестьянских хозяйств из семей, которые не имеют шанса функционировать надлежащим образом из-за отсутствия их защиты на государственном уровне. Создав семейное ФХ без статуса юрлица, субъекты не могли быть отнесены к той или иной группе налогоплательщиков, чтобы пользоваться льготными правами, которые имеют другие хозяйства – юрлица. Из-за этого возникала неравная конкурентная среда.

Чтобы легализовать работу простых крестьян и получать от них надлежащие налоги и платежи, и был принят Закон № 2497, которым семейным ФХ без статуса юрлица предоставлена возможность стать единщиком четвертой группы. Считается, что это должно поощрить их выйти из тени и официально платить налоги. Кроме того, изменениями уточняется, что стать плательщиком ЕН четвертой группы (пп. 291.4.7 НК):

  • со следующего года – может вновь созданное юрлицо, у которого доля сельхозтоваропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год составляет 75 % или больше;
  • с года госрегистрации – физлицо-предприниматель.

Относительно доли сельхозпроизводства для предпринимателей в изменениях речи не идет. Кроме того, в пп. 298.8.1 НК уточняется, что расчет доли сельхозпроизводства подается юрлицом. Это означает, что предпринимателям его подавать не надо. Также в перечне оснований для аннулирования регистрации плательщика ЕН соблюдение доли сельхозпроизводства теперь касается только юрлиц (п. 299.10 НК). То есть в случае выполнения всех условий физлицо-предприниматель может стать плательщиком ЕН четвертой группы сразу со дня госрегистрации (пп. 298.8.5 НК). Со стороны государства это еще одно средство поощрения крестьян регистрировать семейное ФХ без статуса юрлица, узаконить свою деятельность и сразу получить привилегии плательщика ЕН. Детальнее о налоговых новациях для предпринимателей – единщиков четвертой группы читайте в следующих консультациях.

3. Обычно в селах в пик сезона для выполнения разных подрядных работ нанимают местных жителей, заключая с ними гражданско-правовые договоры (далее – ГПД). Однако не все захотят иметь дело с предпринимателями – плательщиками ЕН четвертой группы. Ведь они не являются налоговыми агентами по отношению к получателям вознаграждений/выплат по ГПД. Во время сотрудничества с единщиком четвертой группы исполнитель обязан включить суммы доходов в годовую налоговую декларацию за отчетный год и самостоятельно уплатить из них налоги и сборы (пп. 164.2.2 НК). Так вот, такое физлицо будет иметь дополнительные обязательства относительно самостоятельного декларирования и уплаты НДФЛ и военного сбора после окончания отчетного года.

4. Наконец-то это произошло! Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в контроле за официальным оформлением договоров аренды земли ст. 168 НК дополнена пп. 168.4.9, согласно которому НДФЛ с арендной платы (субаренды, эмфитевзиса) за земельные участки (паи) уплачивается налоговым агентом в местные бюджеты по местонахождению земельных участков. То есть, начиная с 15.08.18 г. суммы НДФЛ из доходов, которые выплачиваются физлицам за аренду/субаренду/эмфитевзис земли, нужно перечислять в местный бюджет по местонахождению участка.

Внимание! Порядок перечисления военного сбора не изменился: как и раньше, он должны перечисляться по налоговому адресу плательщика.

5. Закон № 2497 не обошел Закон № 973, в который внесен ряд изменений, а именно:

  • учредительным документом для ФХ-юрлица является устав, а для предпринимателей – договор (декларация) о создании ФХ (ст. 1);
  • договор о создании семейного ФХ заключается, когда учредителей несколько (лицо и члены его семьи), а декларация составляется в случае единоличного создания хозяйства (ст. 81);
  • особенности создания и деятельности семейного ФХ без статуса юрлица изложены в новой редакции ст. 81. В частности, уточнены учредительные документы для различных форм семейного ФХ. Определено, что условия договора (декларации) о создании семейного ФХ должны содержать данные членов хозяйства, степень их родственной связи, паспортные данные и идентификационный номер плательщика (прежде такого условия в норме не было).

Аналогичные изменения в учредительные документы, которые необходимо подавать для госрегистрации семейного ФХ без статуса юрлица, внесены в Закон от 15.05.03 г. № 755-IV (ст. 9, 18).

6. Уточнен порядок налогообложения лесных земель. А именно: налог за лесные земли отныне состоит не только из рентной платы, а и из земельного налога, который определяется налоговым законодательством. Ставки налога за 1 га лесных земель устанавливаются согласно ст. 274 и 277 НК (ставки налога для ситуаций, когда нормативная денежная оценка проведена и не проведена) (п. 273.1, 273.3 НК).
Однако до конца не понятно, почему в налоге за лесные земли решили объединить земельный налог и рентную плату. Создается впечатление, что целью было припрятать норму. В другие нормы НК относительно леса изменения не внесены. Поэтому однозначно ответить, с какой целью внесены изменения в ст. 273 НК, сказать тяжело. Редакция выяснит этот вопрос и ознакомит с результатом читателей журнала.

7. Кроме предусмотренных Законом № 2497 видов поддержки, семейным ФХ, зарегистрированным плательщиками ЕН четвертой группы, предоставляется дополнительная финансовая поддержка через механизм доплаты ЕСВ в пользу застрахованных лиц - членов/председателя семейного ФХ в сумме:

  • 0,9 минимального страхового взноса (далее — МСВ) – первый год;
  • 0,8 МСВ – второй год;
  • 0,7 МСВ – третий год;
  • 0,6 МСВ – четвертый год;
  • 0,5 МСВ – пятый год;
  • 0,4 МСВ – шестой год;
  • 0,3 МСВ – седьмой год;
  • 0,2 МСВ – восьмой год;
  • 0,1 МСВ – девятый и десятый годы.

Напомним, что в 2018 году МСВ составляет 819,06 грн. Финансовая поддержка предоставляется семейному ФХ исключительно при условии, что его председатель платит за себя и за каждого из членов своего хозяйства (если они не подлежат страхованию на других принципах) ЕСВ в сумме, не меньше, чем:

  • 0,1 МСВ – первый год;
  • 0,2 МСВ – второй год;
  • 0,3 МСВ – третий год;
  • 0,4 МСВ – четвертый год;
  • 0,5 МСВ – пятый год;
  • 0,6 МСВ – шестой год;
  • 0,7 МСВ – седьмой год;
  • 0,8 МСВ – восьмой год;
  • 0,9 МСВ – девятый и десятый годы.

Не совсем понятно, почему законодатели сделали такую оговорку. Ведь с 01.01.18 г. члены ФХ, которые не подлежат страхованию на других принципах, обязаны платить за себя ЕСВ в размере не меньше МСВ. Впрочем, ясно одно – если член ФХ или его председатель не зарегистрировались плательщиками ЕСВ и не платили взносы, они не будут иметь права на получение доплаты с ЕСВ. Кстати, такое право может быть применено каждым членом семейного ФХ, в том числе председателем, один раз.

Обратите внимание: впервые закон содержит норму, где четко указано, что председатель относится к членам ФХ.

Эта новация действительно очень полезна и важна для членов ФХ. Но, скорее всего, механизм заработает только в следующем году, поскольку:

  • во-первых, финансовая поддержка предоставляется за счет средств, предусмотренных в Госбюджете Украины, в том числе за счет средств, которые направляются на государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей согласно п. 42 разд. VI Бюджетного кодекса;
  • во-вторых, порядок предоставления указанной финансовой поддержки определяется Кабмином, то есть внедрение механизма требует принятия КМУ подзаконного нормативного акта.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 2

Лучшие материалы