Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Негосударственное пенсионное обеспечение: обсуждаются первые варианты законопроектов, предусматривающих уменьшение НДФЛ

Внимание!
28.10.2024

Минсоцполитики направило министерствам и заинтересованным органам на согласование законопроект «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении» (далее – Проект № 1), подготовленный для выполнения задания, определенного п. 4 протокола совещания по реформированию системы пенсионного обеспечения в Украине под председательством Премьер- министра Украины Дмитрия Шмыгаля от 27.06.2024, а также законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения» (далее – Проект № 2). 

Проектом № 1 предполагается установить обязательное участие в системе накопительного пенсионного обеспечения всех категорий работающих лиц. 

При этом фискальная нагрузка на работодателя или работника не меняется. Накопительный взнос составит 2 % (1 % за счет выделения из ЕСВ и 1 % – за счет НДФЛ) базы начисления накопительного взноса в течение первого года с даты начала уплаты накопительных взносов, 4 % (2 % + 2 % соответственно) – в течение второго года, 6 % (3 % + 3 % соответственно) – в течение третьего и последующих лет. 

При этом работодатель автоматически привлекает работника на ежегодной основе для уплаты накопительного взноса (автозапись). Работник, в свою очередь, имеет право отказаться от уплаты такого взноса, подав соответствующее заявление работодателю. 

Физлица-предприниматели и другие категории самозанятых лиц, уплачивающие накопительный взнос в свою пользу, накопительные взносы уплачивают на добровольной основе (автозапись с правом отказа). 

Проектом № 1 предлагается установить, что средства накопительной системы являются собственностью участников системы в размере, накопленном на их индивидуальных накопительных пенсионных счетах, а в случае смерти лица право собственности на пенсионные сбережения переходят к его наследникам. 

Проектом № 1 предложена комбинированная модель функционирования системы накопительного пенсионного обеспечения. Она предусматривает, что первые 3 года накопительные взносы направляются в государственный фонд, который будет иметь корпоратизированную структуру управления, соответствующую Директиве ЕС 2016/2341, которую Украина обязалась имплементировать. Деятельность по администрированию и управлению активами такого фонда осуществляется на основании лицензий, выданных согласно действующему законодательству. ИТ-система по ведению персонифицированного учета находится в государственной собственности.

Начиная с 4 года участники смогут выбирать частного пенсионного провайдера (негосударственный пенсионный фонд, компанию по страхованию жизни, банк) или, по желанию, остаться в государственном фонде. 

Проект №1 обязывает создание системы гарантирования пенсионных накоплений в обязательной системе пенсионного обеспечения, что позволит обеспечить постоянство этой системы и уверенность ее участников в сохранении собственных накоплений. 

Дополнительной системой гарантий сохранения пенсионных накоплений в системе накопительного пенсионного обеспечения являются жесткие требования к допуску к работе в системе и контролю за деятельностью субъектов, обслуживающих средства участников этой системы. Контроль будет осуществляться со стороны государственных регуляторов, установленных Проектом № 1. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку как регулятор осуществляет государственный надзор за деятельностью учреждений пенсионного обеспечения. 

Вступление в действие законодательства о накопительном пенсионном обеспечении предусматривается с 1 января 2026 года, а начало осуществления накоплений – через год после завершения военного положения, но не ранее, чем будет внедрена вся необходимая нормативная база и необходимая инфраструктура. 

Проект № 1 предусматривает также внесение изменений в целый ряд законодательных актов относительно приведения их норм в соответствие с предложенной концепцией обязательной накопительной пенсионной системы. 

Проектом № 2 для системы общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения предлагается установить наиболее благоприятный режим – освобождение от налогообложения накопительных взносов, доходов от инвестирования пенсионных активов и пенсионных выплат, что будет способствовать повышению уровня социальной защиты людей пенсионного возраста, привлечению мощного внутреннего долгосрочного ресурса инвестиций следствие увеличения инвестиций в национальную экономику. 

Проект № 2 обеспечивает согласование терминологии с Проектом № 1, а также дополнение функции контролирующих органов в части контроля за уплатой накопительного взноса, поскольку Проектом № 1 предусматривается уплата накопительного взноса по аналогии уплаты ЕСВ. 

Также в связи с тем, что пенсионные активы являются собственностью участников системы общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения, а не пенсионных учреждений, предоставляющих услуги в системе, доходы от инвестирования пенсионных активов не могут облагаться налогом на прибыль. В связи с этим, законопроектом закрепляется статус неприбыльной организации для авторизованных пенсионных фондов, которые будут предоставлять услуги в системе общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения. 

Проектом № 2 также предлагается: 

  • определить, что пенсионные выплаты из системы общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения не подлежат налогообложению, учитывая высокий уровень социальной составляющей пенсионных выплат, обязательность системы, а также решение КСУ от 27.02.2018 № 1-р/2018, которым признано неконституционным положение Налогового кодекса о налогообложении пенсий в солидарной пенсионной системе; 
  • определить, что суммы накопительных взносов в систему общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика, а база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму накопительного взноса, уплачиваемого за счет заработной платы работника. 

В связи с тем, что комплексной реформой системы пенсионного обеспечения не предусматривается увеличение в обязательном порядке фискальной нагрузки на работодателя или работника, в частности, направление части НДФЛ на уплату накопительного взноса, законопроектом предусматривается уменьшение ставки налога. Начиная с даты уплаты накопительного взноса, согласно Проекту № 1, предлагается уменьшить ставку налога в течение первого года введения системы до 17 %, в течение второго года – до 16 %, начиная с третьего года и в последующие годы – до 15 %. 

СПО профсоюзов

zakonoproyekt.pdf
Открыть

Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
07.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 26.09.2025 Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии ГНС отвечает на актуальные вопрос...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
08.10.2025
Изменены подходы к оцениванию банками должников-предпринимателей на прифронтовых территориях
Установлен подход к оцениванию банком способности должника выполнять обязательства перед кредиторами, если такой должник осуществляет хозяйственную деятельность преимущественно на территории, относительно которой не определена дата прекращения возможности или завершения боевых действий. Больше по те...
08.10.2025
Верховная Рада приняла за основу законопроект об основных принципах госнадзора
Законопроект № 14030 является частью евроинтеграционного пакета Ukraine Facility и отвечает европейским подходам к риск-ориентированному контролю – когда главная цель государства не наказывать, а поддерживать. Больше по теме: Налоговые риски по учету транспортно-заготовительных расходов: анал...
08.10.2025
Принят за основу законопроект о кредитной истории
Принятие законопроекта будет способствовать уменьшению доли просроченных кредитов, усилению финансовой дисциплины и обеспечению соблюдения международных стандартов защиты данных.  Больше по теме: Как показать в учете возврат комиссии банком? Банковская тайна: имеют ли доступ налоговики? С да...
Лучшие материалы