Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Негосударственное пенсионное обеспечение: обсуждаются первые варианты законопроектов, предусматривающих уменьшение НДФЛ

Внимание!
28.10.2024

Минсоцполитики направило министерствам и заинтересованным органам на согласование законопроект «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении» (далее – Проект № 1), подготовленный для выполнения задания, определенного п. 4 протокола совещания по реформированию системы пенсионного обеспечения в Украине под председательством Премьер- министра Украины Дмитрия Шмыгаля от 27.06.2024, а также законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения» (далее – Проект № 2). 

Проектом № 1 предполагается установить обязательное участие в системе накопительного пенсионного обеспечения всех категорий работающих лиц. 

При этом фискальная нагрузка на работодателя или работника не меняется. Накопительный взнос составит 2 % (1 % за счет выделения из ЕСВ и 1 % – за счет НДФЛ) базы начисления накопительного взноса в течение первого года с даты начала уплаты накопительных взносов, 4 % (2 % + 2 % соответственно) – в течение второго года, 6 % (3 % + 3 % соответственно) – в течение третьего и последующих лет. 

При этом работодатель автоматически привлекает работника на ежегодной основе для уплаты накопительного взноса (автозапись). Работник, в свою очередь, имеет право отказаться от уплаты такого взноса, подав соответствующее заявление работодателю. 

Физлица-предприниматели и другие категории самозанятых лиц, уплачивающие накопительный взнос в свою пользу, накопительные взносы уплачивают на добровольной основе (автозапись с правом отказа). 

Проектом № 1 предлагается установить, что средства накопительной системы являются собственностью участников системы в размере, накопленном на их индивидуальных накопительных пенсионных счетах, а в случае смерти лица право собственности на пенсионные сбережения переходят к его наследникам. 

Проектом № 1 предложена комбинированная модель функционирования системы накопительного пенсионного обеспечения. Она предусматривает, что первые 3 года накопительные взносы направляются в государственный фонд, который будет иметь корпоратизированную структуру управления, соответствующую Директиве ЕС 2016/2341, которую Украина обязалась имплементировать. Деятельность по администрированию и управлению активами такого фонда осуществляется на основании лицензий, выданных согласно действующему законодательству. ИТ-система по ведению персонифицированного учета находится в государственной собственности.

Начиная с 4 года участники смогут выбирать частного пенсионного провайдера (негосударственный пенсионный фонд, компанию по страхованию жизни, банк) или, по желанию, остаться в государственном фонде. 

Проект №1 обязывает создание системы гарантирования пенсионных накоплений в обязательной системе пенсионного обеспечения, что позволит обеспечить постоянство этой системы и уверенность ее участников в сохранении собственных накоплений. 

Дополнительной системой гарантий сохранения пенсионных накоплений в системе накопительного пенсионного обеспечения являются жесткие требования к допуску к работе в системе и контролю за деятельностью субъектов, обслуживающих средства участников этой системы. Контроль будет осуществляться со стороны государственных регуляторов, установленных Проектом № 1. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку как регулятор осуществляет государственный надзор за деятельностью учреждений пенсионного обеспечения. 

Вступление в действие законодательства о накопительном пенсионном обеспечении предусматривается с 1 января 2026 года, а начало осуществления накоплений – через год после завершения военного положения, но не ранее, чем будет внедрена вся необходимая нормативная база и необходимая инфраструктура. 

Проект № 1 предусматривает также внесение изменений в целый ряд законодательных актов относительно приведения их норм в соответствие с предложенной концепцией обязательной накопительной пенсионной системы. 

Проектом № 2 для системы общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения предлагается установить наиболее благоприятный режим – освобождение от налогообложения накопительных взносов, доходов от инвестирования пенсионных активов и пенсионных выплат, что будет способствовать повышению уровня социальной защиты людей пенсионного возраста, привлечению мощного внутреннего долгосрочного ресурса инвестиций следствие увеличения инвестиций в национальную экономику. 

Проект № 2 обеспечивает согласование терминологии с Проектом № 1, а также дополнение функции контролирующих органов в части контроля за уплатой накопительного взноса, поскольку Проектом № 1 предусматривается уплата накопительного взноса по аналогии уплаты ЕСВ. 

Также в связи с тем, что пенсионные активы являются собственностью участников системы общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения, а не пенсионных учреждений, предоставляющих услуги в системе, доходы от инвестирования пенсионных активов не могут облагаться налогом на прибыль. В связи с этим, законопроектом закрепляется статус неприбыльной организации для авторизованных пенсионных фондов, которые будут предоставлять услуги в системе общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения. 

Проектом № 2 также предлагается: 

  • определить, что пенсионные выплаты из системы общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения не подлежат налогообложению, учитывая высокий уровень социальной составляющей пенсионных выплат, обязательность системы, а также решение КСУ от 27.02.2018 № 1-р/2018, которым признано неконституционным положение Налогового кодекса о налогообложении пенсий в солидарной пенсионной системе; 
  • определить, что суммы накопительных взносов в систему общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика, а база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму накопительного взноса, уплачиваемого за счет заработной платы работника. 

В связи с тем, что комплексной реформой системы пенсионного обеспечения не предусматривается увеличение в обязательном порядке фискальной нагрузки на работодателя или работника, в частности, направление части НДФЛ на уплату накопительного взноса, законопроектом предусматривается уменьшение ставки налога. Начиная с даты уплаты накопительного взноса, согласно Проекту № 1, предлагается уменьшить ставку налога в течение первого года введения системы до 17 %, в течение второго года – до 16 %, начиная с третьего года и в последующие годы – до 15 %. 

СПО профсоюзов

zakonoproyekt.pdf
Открыть

Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Утверждены изменения к Инструкции о порядке начисления и уплаты ЕСВ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.05.2025 Определены критерии, при которых деятельность не будет считаться предоставлением финансовых услуг Обнародованы п...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
05.06.2025
Обновлены формы отчетов № 2-інвестиції (квартальна) и № 2-ОЗ ІНВ (річна) на 2026 год
Больше по теме: Подаем годовую статотчетность: формы № 7-тнв и № 2-инвестиции Госстат утвердил формы статистической отчетности № 2-інвестиції (квартальна) и № 2-ОЗ ІНВ (річна). Предельный срок их представления – из отчета за I квартал 2026 года (не позднее 25 апреля 2026 года) и из отчета за ...
05.06.2025
Новые формы заявлений о внесении сведений в Единый реестр оборудования по обработке табака
С 29.05.2025 вступили в силу новые формы заявлений о внесении сведений об оборудовании для подготовки или обработки табака, табачного сырья, промышленного производства табачных изделий в Единый реестр оборудования, Порядок их заполнения, форма извлечения из Единого реестра оборудования. С 29 мая 202...
05.06.2025
Верховная Рада одобрила законопроект об изменениях к Бюджетному кодексу для реализации Соглашения по ископаемым
Как заявляет нардеп Ярослав Железняк, ко второму чтению законопроекта № 13256 почти ничего не изменилось по тексту. Взнос Украины будет состоять из половины средств, полученных после вступления в силу Соглашения: от ренты на добычу полезных ископаемых (нефть, газ, газовый конденсат и все, что ук...
Лучшие материалы