Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

НБУ сохранил учетную ставку на уровне 25%

21.10.2022 149 0 0

Правление Национального банка Украины приняло решение оставить учетную ставку на уровне 25% годовых. Курсовая стабильность, поддержанная этим уровнем учетной ставки и дополнительными мерами Национального банка Украины, и в дальнейшем будет способствовать сохранению управляемости инфляционных процессов.

Инфляция в условиях войны ожидаемо растет, но остается управляемой.

Потребительская инфляция в Украине составила до 24,6% г/г в сентябре, а базовая инфляция превысила 20% г/г. По предварительным оценкам Национального банка, ускорение инфляции продолжается и в октябре.

Основными факторами роста инфляции остаются последствия полномасштабной войны России против Украины. Среди них: нарушение цепей снабжения, разрушение производств, сокращение предложения товаров и услуг, увеличение издержек бизнеса. Еще одним проинфляционным фактором был эффект переноса на цены корректировки официального курса гривны к доллару США. Дальнейший рост инфляции в мире тоже сказывался на ценах в Украине.

В то же время фактическая ценовая динамика была ожидаемой и даже несколько ниже июльского прогноза Национального банка. Фиксация тарифов на жилищно-коммунальные услуги и насыщение внутреннего рынка горючим вместе с сохранением его льготного налогообложения сдерживали рост цен. Плановое уменьшение объемов монетизации бюджета, а также дополнительные меры Национального банка по калибровке валютных ограничений привели к снижению давления на валютном рынке и соответственно сдерживали ухудшение ожиданий.

В этом году инфляция достигнет около 30%, но в последующие годы она должна замедлиться при ожидаемом снижении рисков безопасности и слаженной монетарной и фискальной политики.

Из-за негативного влияния полномасштабной войны на предложение товаров и ожидания экономических агентов инфляция ускорится до 30% в конце текущего года. Однако такие темпы роста цен можно считать довольно умеренными, учитывая вызовы самой масштабной европейской войны со времен Второй мировой и многолетние инфляционные рекорды во многих странах мира. Ценовое давление и ожидания будут оставаться контролируемыми, что закладывает фундамент для постепенного замедления инфляции.

Национальный банк ожидает, что темпы роста цен начнут замедляться со следующего года благодаря постепенному налаживанию логистики и производства, снижению мировой инфляции и умеренно жестким монетарным условиям. Этот процесс ускорится внутри года, учитывая эффекты высокой базы сравнения и ожидаемое ослабление рисков безопасности, которое является ключевым предположением нового прогноза Национального банка. Последнее будет способствовать существенному снижению инфляционных ожиданий и рисков для предпринимательской деятельности, уменьшению производственных затрат, налаживанию логистики, в том числе через черноморские порты, и восстановлению производственных мощностей. Все это приведет к дальнейшему наращиванию предложения и стабилизации потребительских цен. Взвешенная долговая политика правительства с отказом от монетизации дефицита бюджета будет дополнительно способствовать улучшению инфляционных ожиданий.

Под действием соответствующих факторов инфляция в следующем году замедлится до 20,8%, а через год – ниже 10%. Быстрейшему замедлению инфляции в последующие годы будет мешать, прежде всего, высокая стоимость энергоносителей, что побуждает к поэтапному приведению тарифов на жилищно-коммунальные услуги на рыночные уровни.

После глубочайшего падения в начале войны экономика Украины оживляется. Постепенное восстановление продолжится в 2023-2024 годах.

Экономическая активность во ІІ–ІІІ кварталах 2022 года постепенно восстанавливалась благодаря дальнейшему освобождению украинских земель, адаптации бизнеса к новым условиям и работе "зернового коридора". Последний фактор обусловил положительный вклад в ВВП по сравнению с июльским прогнозом.

Однако существующие логистические проблемы, особенно в металлургии, разрушение мощностей, в частности в энергетике, и снижение реальных доходов населения сдерживают восстановление экономики. Значительный отрицательный вклад в изменение реального ВВП ожидаемо и сельское хозяйство – как из-за более низких показателей урожайности в этом году, так и значительно меньше посевных площадей. Поэтому Национальный банк лишь незначительно улучшил оценку падения ВВП в текущем году – до около 32%.

Заложенное в прогноз ослабление рисков безопасности с середины 2023 года станет ключевым фактором будущего восстановления экономики. В частности, полноценное обновление работы черноморских портов позволит существенно нарастить украинский экспорт. Значительная бюджетная поддержка будет стимулировать потребительский спрос и инвестиции в восстановление страны.

В то же время, значительный масштаб потерь рабочей силы и производственных мощностей, высокие мировые цены на энергоносители и существенные потребности в импорте на этапе послевоенного восстановления будут тормозить оживление экономики. В таких условиях темпы роста ВВП Украины в последующие годы будут сдержанными – на уровне 4–5%.

Ограниченные возможности экспорта из-за последствий войны, высокой миграции и значительных потребностей экономики в импорте для восстановления обусловят возврат дефицита текущего счета в последующие годы.

Международная финансовая помощь и оживление экспорта способствовали наращиванию валютных поступлений в Украину. С начала полномасштабного вторжения объемы официального финансирования составили около 23 млрд дол. США. Львиная доля этих средств поступила в виде грантов за последние месяцы.

Экспорт товаров осенью достиг высоких значений с начала войны благодаря запуску "зернового коридора" и рекордному наращиванию поставок электроэнергии в ЕС. Корректировка официального курса гривны и отмена льготного налогообложения замедлили возобновление импорта товаров. В итоге сформировался значимый профицит текущего счета.

Со следующего года текущий счет вернется в дефицит. С одной стороны, в 2023–2024 гг. ожидаются высокие объемы международной финансовой помощи, в частности в виде грантов. Заложенное в прогноз улучшение ситуации безопасности будет способствовать дальнейшему наращиванию экспорта, а переводы трудовых мигрантов будут оставаться не ниже довоенного уровня.

С другой стороны, восстановление страны потребует больших объемов импорта. Кроме того, из-за все еще высоких рисков безопасности уровень миграции будет оставаться существенным, что будет отражаться в значительных объемах импорта услуг по статье "Путешествия".

Дальнейшее сотрудничество с международными партнерами остается важным фактором поддержки функционирования экономики в условиях полномасштабной войны и послевоенного восстановления.

Международная финансовая помощь стала основным источником покрытия значительных бюджетных нужд во время полномасштабной войны. Дефицит бюджета в последующие годы будет уменьшаться, но все еще будет на высоком уровне из-за необходимости поддержки обороноспособности страны и бесперебойного функционирования экономики.

Следовательно, сотрудничество с международными партнерами будет оставаться критически важным источником наполнения бюджета. Международная поддержка позволит Национальному банку удерживать золотовалютные резервы на достаточном уровне, обеспечивать контролируемость ожиданий и макрофинансовую стабильность.

Ключевым предположением прогноза является существенное снижение рисков безопасности с середины 2023 года. Основным риском для экономического развития остается более длительный срок полномасштабной военной агрессии России против Украины.

Национальный банк пересмотрел ключевое предположение прогноза относительно ситуации безопасности. Базовый сценарий нового макропрогноза предполагает ощутимое уменьшение рисков безопасности только с середины следующего года. Соответственно и полноценное разблокирование морских портов, снижение премии за риск Украины и увеличение инвестиций в восстановление страны отсрочено по времени.

Если срок полномасштабной войны будет продолжительнее, чем в базовом сценарии текущего прогноза, будут дольше сохраняться подавленный спрос, низкие инвестиции и логистические ограничения для экспорта. В таких условиях восстановление украинской экономики будет медленнее, а инфляция – выше, чем ожидается сейчас.

Актуальны для прогноза также другие риски, реализация большинства из которых будет ухудшать динамику инфляции и сдерживать экономическое восстановление. В частности:

  • сохраняется, несмотря на определенное ослабление, риск разбалансирования государственных финансов с учетом непредсказуемого характера войны, возможных проблем с ритмичностью поступления международной помощи и появлением дополнительных бюджетных потребностей. Отдельной проблемой может стать формирование больших квазифискальных дефицитов в энергетической сфере с учетом высокой стоимости энергоносителей;
  • террористические атаки России на объекты украинской энергетической инфраструктуры усиливают риски, связанные с прохождением грядущей зимы. Нехватка мощностей приведет к необходимости экономии энергии и временному отключению как бытовых потребителей, так и предприятий. Это приведет к сокращению объемов производства;
  • продолжительность и интенсивность военных действий вместе с "энергетическим террором" усиливают риски невозвращения значительной части выехавших за границу граждан, а также дополнительного выезда населения из Украины. Демографический кризис затормозит послевоенное восстановление из-за сокращения потребительского спроса и обострения структурных проблем на рынке труда;
  • сохраняется риск прекращения работы "зернового коридора" и блокировки морских портов Украины со стороны России. Это значительно усложнит экспорт продовольствия, уменьшит валютные поступления в страну и финансовые возможности аграриев для проведения посевной кампании и, соответственно, негативно скажется на экономике страны как в конце этого года, так и в следующем.

Быстрая реализация плана восстановления для Украины с соответствующим притоком иностранных инвестиций и значительными объемами финансирования восстановления могут ускорить экономический рост до двузнакового уровня, а также способствовать более быстрому возвращению инфляции к цели Национального банка в 5%.

Учитывая близкую к прогнозу инфляционную динамику и смещенный вверх баланс рисков на горизонте политики, Правление Национального банка решило оставить учетную ставку на уровне 25%.

Поддержание курсовой стабильности и защита международных резервов требует обеспечения привлекательной доходности гривневых активов в течение длительного времени. Этому, в частности, будет способствовать сохранение учетной ставки на текущем уровне.

Ставки по гривневым депозитам растут в ответ на июньское повышение учетной ставки по траектории, близкой к ожидаемой. Также повышение ставок Министерством финансов Украины по гривневым ОВГЗ на последнем аукционе, безусловно, приветствуется Национальным банком. Во-первых, такой шаг позволил существенно увеличить объемы привлечений по сравнению с предыдущими аукционами, что уменьшает необходимость эмиссионного финансирования бюджета. Во-вторых, придал дополнительный импульс другим ставкам на финансовом рынке, что важно для обеспечения привлекательной доходности гривневых активов.

С целью стабилизации курсовых ожиданий и снижения давления на международные резервы Национальный банк разработал новый механизм, который расширит возможности населения защитить свои сбережения от риска курсовых колебаний и будет способствовать снижению спроса на наличную валюту.

Такой инструмент создаст для банков экономические мотивы для введения соответствующего продукта для частных клиентов, будет способствовать усилению монетарной трансмиссии и устойчивости режима фиксации официального курса.

Кроме того, Национальный банк наработал комплекс возможных мер по усилению монетарной трансмиссии и оптимизации структурного профицита гривневой ликвидности. Детали дизайна этих мер обсуждаются в рамках текущих консультаций Национального банка и Министерства финансов Украины с Международным валютным фондом.

Обновленный прогноз, как и предыдущий, предусматривает сохранение учетной ставки на уровне 25%, по меньшей мере, до ІІ квартала 2024 года. Национальный банк готов при необходимости повысить ключевую ставку сверх прогноза, а также в дальнейшем будет принимать дополнительные меры для защиты международных резервов и сохранения управляемости инфляционных процессов.

Новый подробный макроэкономический прогноз будет опубликован в Инфляционном отчете 27 октября 2022 года.

Сохранение учетной ставки на уровне 25% годовых утверждено решением Правления Национального банка Украины от 20 октября 2022 г. № 505-рш "О размере учетной ставки Национального банка Украины".

Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением Национального банка этого решения, будут обнародованы 31 октября 2022 года.

Следующее заседание Правления Национального банка по монетарной политике состоится 08 декабря 2022 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.

https://bank.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы