Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Налоговая реформа и пенсия: чего ожидать пенсионерам

Изменение налогового законодательства в рамках налоговой реформы, кроме возможного позитивного эффекта, сопровождается новациями, которые обычные граждане-налогоплательщики могут отнести к негативным. К таким двойственным мерам часто причисляют и действующее более года нововведение, предполагающее налогообложение пенсий.

В процессе проведения реформ изменения коснулись благосостояния и тех категорий населения, для которых государством предусмотрены социальные гарантии, и уменьшение объема таких гарантий никак нельзя назвать позитивным. «Судебно-юридическая газета»решила рассмотреть ситуацию с налогообложением пенсий.

Почему осуществляется налогообложение пенсионных выплат лиц, которые стали пенсионерами до того, как изменения в законодательство вступили в силу?

Какие налоги нужно платить с суммы пенсии

Первый вопрос, который обычно возникает у налогоплательщика: что же, собственно, за налоги следует платить с пенсии, и каким будет их размер (ставка)?

Действующей редакцией Налогового кодекса Украины уплата налога с доходов физических лиц в виде пенсий предусмотрена с определенными особенностями. Согласно ст. 164.2.19 НК, к налогооблагаемым доходам относятся суммы ежемесячного пожизненного денежного содержания и пенсий, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если их размер превышает три минимальных заработных платы в месяц. При этом для определения суммы учитывается индексация пенсии, которая проведена согласно с законодательством.

Размер минимальной заработной платы, который берется за основу для расчета налогооблагаемого дохода, устанавливается Законом Украины «О Госбюджете» №928 от 25.12.2015. Для применения этой нормы учитывается сумма по состоянию на 1 января соответствующего налогового года. В 2016 г. три размера минимальной заработной платы составят 4134 грн. Часть пенсии сверх этой суммы и будет объектом налогообложения.

Кроме того, сумма превышения подпадает под налогообложение военным сбором. П. 161 подразд. 10 разд. 10 Налогового кодекса Украины в действующей редакции устанавливает военный сбор, а в пп. 1.2 определяет объект налогообложения этим сбором как доходы, определенные ст. 163 НКУ. Эта статья относится к разделу о налогообложении доходов физических лиц и дает определение объекта обложения для этим налогом. Фактически военный сбор и налог с доходов физических лиц, согласно такому нормативному решению, имеют идентичные объекты налогообложения.

Ставка налога с доходов физических лиц, которая применяется к налогооблагаемым доходам в виде пенсии, установлена в размере 15% (ст. 167.4 НКУ). Ставка военного сбора для этих же доходов составляет 1,5% (пп. 1,2 п. 161 подразд. 10 разд. 10 НКУ).

Таким образом, если пенсионер в 2016 г. получает пенсию или материальную помощь из бюджета или Пенсионного фонда Украины в сумме более 4134 грн (1378 × 3), с суммы превышения удерживаются налог с доходов физических лиц и военный сбор. Суммарная ставка составляет 15 + 1,5 = 16.5%.

Если пенсионер в 2016 г. получает пенсию или материальную помощь из бюджета или Пенсионного фонда Украины в сумме более 4134 грн, с суммы превышения удерживаются налог с доходов физических лиц и военный сбор

С каких пенсионных выплат не нужно платить налоги

Прежде всего, не будет облагаться упомянутыми выше налогами сумма пенсии или помощи, которая не превышает троекратный размер минимальной заработной платы Однако в действующем Налоговом кодексе предусмотрены и другие категории выплат, которые не будут облагаться налогом с доходов физических лиц и/или военным сбором.

Перечень доходов, которые не облагаются налогом с доходов физических лиц, предусмотрен в ст. 165 НКУ. В нем названы уже упомянутые пенсия и ежемесячное пожизненное денежное содержание, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если на них не распространяется действие ст. 164.2.19 НКУ (меньше троекратного размера минимальной зарплаты на 1 января налогового года). В самой же ст. 164.2.19 НКУ перечислены категории граждан, на пенсионные выплаты которых ее действие не распространяется. Речь идет о лицах, которые получают пенсию как участники боевых действий во время Второй мировой войны или инвалиды войны. Также, не будет облагаться налогом с доходов пенсия лиц, на которых распространяется действие ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты». От налогообложения военным сбором пенсии перечисленных выше категорий лиц также освобождаются.

Следует учитывать, что изменения в Налоговый кодекс Украины, которые дали возможность не облагать налогами пенсии указанных льготных категорий, вступили в силу на основании Закона Украины №653 от 17.07.2015 с 01.09.2015.

Нет ли тут явных законодательных противоречий?

Обычному гражданину не совсем ясно, по какой причине выплата, для получения которой он в течение всего периода работы отчислял взносы из собственного дохода в виде заработной платы, теперь облагается еще каким-то сбором или налогом. И почему налогообложение осуществляется по отношению к пенсионным выплатам лиц, которые стали пенсионерами до того, как соответствующие изменения в законодательство вступили в силу?

Следует отметить, что налогообложение пенсионных выплат – явление новое для украинского законодательства, и вполне логично, что оно вызывает полемику. Основанием для нее вполне может служить положение ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которому пенсии налогообложению не подлежат. Норма изложена без исключений, а сам нормативный акт на данный момент остается действующим. Приведения норм разных законодательных актов в соответствие пока не проводилось.

Вместе с тем, ст. 5 Налогового кодекса Украины в п. 5.2 устанавливает, что если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам та положениям этого Кодекса, для урегулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения Кодекса. Сфера удержания налогов и сборов относится к сфере регулирования Налогового кодекса (ст. 1 НКУ), и именно им определяется состав налогового законодательства (ст. 3). А значит, нормы и положения Налогового кодекса будут приоритетнее, чем специальные положения пенсионного законодательства в части налогообложения.

Более весомым аргументом могут служить положения Конституции Украины. А согласно ее требованиям, сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается (ст. 22). В дополнение к этому, ст. 46 Основного Закона устанавливает право на социальную защиту, которое включает право на соответствующее обеспечение в предусмотренных законом случаях. Уменьшение размера пенсионных выплат для пенсионеров может рассматриваться как ситуация, в которой они не получают причитающиеся им суммы в полном объеме, а значит – ограничены в правах.

Однако выводы об этом, равно как и о конституционности или неконституционности норм действующего законодательства, может делать только компетентный орган, принимая решения в рамках предусмотренного законодательством процесса. На данный момент возможность изменения положений Налогового кодекса Украины и курса налоговой реформы в части налогообложения пенсий находится в руках субъектов законодательной инициативы и законодательного органа страны.

Изменится ли ситуация?

Инициатива о налогообложении пенсий граждан была реализована на уровне законодательства в июле 2014 г. С того момента положения о налогообложении пенсионных выплат претерпевали изменения, не радующие плательщиков. Послаблением на уровне законодательного урегулирования стал Закон Украины №653 от 17.07.2015, который установил льготные группы граждан, пенсии которых не облагаются налогом с доходов физических лиц и военным сбором.

Дальнейшие позитивные изменения также потребуют общей законотворческой воли от народных депутатов, поскольку процедура внесения изменений в уже принятые законы другого не предполагает. 

 

Источник: http://sud.ua/newspaper/2016/02/22/87...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы