Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Налогоплательщик может взыскать невыплаченное возмещение НДС через суд

ВАСУ отступил от позиции ВСУ и пришел к выводу, что налогоплательщик может получить бюджетную задолженность через взыскание из бюджета соответствующих денежных средств.

Коллегия судей ВАСУ при рассмотрении кассационной жалобы по делу № К/800/44985/15 по иску ООО «Атем-Франк» к Житомирской ОГНИ и Главному управлению Государственной казначейской службы в Житомирской области о признании противоправной бездеятельности и взыскании бюджетного возмещения пришла к выводу, что налогоплательщик имеет право на получение бюджетной задолженности, а эффективным способом защиты нарушенных прав является взыскание из бюджета соответствующих денежных средств.

ВАСУ поддержал решение судов предыдущих инстанций, которые удовлетворили исковые требования в полном объеме, признав противоправной бездеятельность налогового органа и непосредственно взыскав из Государственного бюджета бюджетную задолженность в пользу плательщика. Судами установлено, что в налоговой декларации по НДС, представленной ООО «Атем-Франк» в контролирующий орган за март 2015 года, истцом была задекларирована сумма НДС, которая подлежит возмещению на счет плательщика в банке, в размере 1,5 млн. грн. Но на время решения данного спора эта сумма не была возвращена плательщику.

На основании этого суды пришли к выводу об объективном наличии у плательщика права на получение оспариваемой суммы НДС из бюджета и согласились с избранным истцом способом защиты нарушенного права, взыскав непосредственно из бюджета соответствующие средства.

В то же время приведенный вывод судов не соответствует юридическому заключению Верховного Суда Украины, изложенному, в частности, в постановлении от 16.09.2015 г. о взыскании бюджетной задолженности по НДС, где указано: «решение судов об удовлетворении исковых требований о взыскании бюджетной задолженности по НДС является ошибочным ввиду того, что такое требование истца не является правильным способом защиты прав плательщика НДС. В этом случае правильным способом защиты истца является требование об обязательстве ответчика к исполнению возложенных на него Законом и подзаконными актами обязанностей по предоставлению органу казначейства вывода относительно суммы, подлежащей возмещению из бюджета».

Однако по пересматриваемому делу ВАСУ счел необходимым отступить от изложенной правовой позиции Верховного Суда Украины.

В своем решении ВАСУ отмечает, что с момента возникновения у плательщика бюджетной задолженности наступает и противоправное бездействие налогового органа как субъекта властных полномочий, которое образует материально-правовой аспект нарушенного права плательщика и последствия которого подлежат устранению в судебном порядке.

Частью второй статьи 162 КАС предусмотрено, что суд может принять другое постановление, которое бы гарантировало соблюдение и защиту прав, свобод, интересов человека и гражданина, других субъектов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов властных полномочий.

Административный суд не ограничен в выборе способов восстановления права человека, нарушенного властными субъектами, а вправе выбрать наиболее эффективный способ восстановления нарушенного права, который соответствует характеру такого нарушения. Кроме этого, суд отметил, что согласно п. 200.23 статьи 200 Налогового кодекса суммы налога, не возмещенные плательщикам в течение определенного этой статьей срока, считаются задолженностью бюджета по возмещению НДС. Таким образом, после окончания установленных действующим законодательством сроков для административной процедуры проверки наличия у плательщика права на бюджетное возмещение в результате несовершения компетентными органами надлежащих действий невозвращенные суммы превращаются в бюджетную задолженность.

Приведенный юридический факт, в свою очередь, обусловливает возникновение финансовых правоотношений между должником в лице государства и кредитором - налогоплательщиком, права которого нарушены именно в результате неуплаты ему соответствующей суммы. Коллегия судей также отметила, что предоставляя правовую оценку приемлемости избранного истцом способа защиты, следует учитывать и его эффективность с точки зрения статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В пункте 145 решения от 15.11.1996 по делу «Чахал против Соединенного Королевства» Европейский суд по правам человека отметил, что данная норма гарантирует на национальном уровне эффективные правовые средства для осуществления прав и свобод, предусматренных Конвенцией, независимо от того, каким образом они выражены в правовой системе той или иной страны.

Итак, «эффективное средство правовой защиты» в смысле статьи 13 Конвенции должно обеспечитьвозобновление нарушенного права и получение лицом желаемого результата; вынесение решений, которые не приводят непосредственно к изменениям в объеме прав и обеспечение их принудительной реализации, не соответствует рассматриваемой международной норме.

С учетом изложенного удовлетворение только искового требования о признании противоправной бездеятельности Житомирской ОГНИ о непредоставлении Управлению вывода с указанием суммы НДС в размере 1,5 млн грн., которая подлежит возмещению истцу из бюджета за март 2015 года, нельзя признать достаточным и эффективным способом защиты нарушенного права ООО «Атем-Франк».

Надлежащим способом защиты в рассматриваемой категории споров ВАСУ признал непосредственное взыскание суммы задолженности из Государственного бюджета.

Источник: http://www.vasu.gov.ua/123563/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
14.10.2025
Кабмин запускает новый модуль управления рисками для проверок бизнеса
Правительство приняло постановление, изменяющее правила работы интегрированной автоматизированной системы государственного надзора и контроля. Рассмотрим, что изменится для бизнеса. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давн...
14.10.2025
Обнародованы изменения к НП(С)БУ 26 «Выплаты работникам»
Минфин предлагает изменить НП(С)БУ 26 «Выплаты работникам». Что именно планируется изменить? Больше по теме: Выплаты работникам после их увольнения в Расчете по НДФЛ и ЕСВ Министерство финансов обнародовало проект приказа «Об утверждении Изменений К Национальному положен...
13.10.2025
Одобрен в первом чтении законопроект об основных принципах государственного надзора (контроля)
Документ направлен на трансформацию системы государственного надзора (контроля) – от карательно-репрессивной модели до превентивной и риск-ориентированной. Речь идет о создании современной системы, основанной на предотвращении нарушений, а не на наказании. Больше по теме:    &n...
Лучшие материалы