Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Налогоплательщик может взыскать невыплаченное возмещение НДС через суд

ВАСУ отступил от позиции ВСУ и пришел к выводу, что налогоплательщик может получить бюджетную задолженность через взыскание из бюджета соответствующих денежных средств.

Коллегия судей ВАСУ при рассмотрении кассационной жалобы по делу № К/800/44985/15 по иску ООО «Атем-Франк» к Житомирской ОГНИ и Главному управлению Государственной казначейской службы в Житомирской области о признании противоправной бездеятельности и взыскании бюджетного возмещения пришла к выводу, что налогоплательщик имеет право на получение бюджетной задолженности, а эффективным способом защиты нарушенных прав является взыскание из бюджета соответствующих денежных средств.

ВАСУ поддержал решение судов предыдущих инстанций, которые удовлетворили исковые требования в полном объеме, признав противоправной бездеятельность налогового органа и непосредственно взыскав из Государственного бюджета бюджетную задолженность в пользу плательщика. Судами установлено, что в налоговой декларации по НДС, представленной ООО «Атем-Франк» в контролирующий орган за март 2015 года, истцом была задекларирована сумма НДС, которая подлежит возмещению на счет плательщика в банке, в размере 1,5 млн. грн. Но на время решения данного спора эта сумма не была возвращена плательщику.

На основании этого суды пришли к выводу об объективном наличии у плательщика права на получение оспариваемой суммы НДС из бюджета и согласились с избранным истцом способом защиты нарушенного права, взыскав непосредственно из бюджета соответствующие средства.

В то же время приведенный вывод судов не соответствует юридическому заключению Верховного Суда Украины, изложенному, в частности, в постановлении от 16.09.2015 г. о взыскании бюджетной задолженности по НДС, где указано: «решение судов об удовлетворении исковых требований о взыскании бюджетной задолженности по НДС является ошибочным ввиду того, что такое требование истца не является правильным способом защиты прав плательщика НДС. В этом случае правильным способом защиты истца является требование об обязательстве ответчика к исполнению возложенных на него Законом и подзаконными актами обязанностей по предоставлению органу казначейства вывода относительно суммы, подлежащей возмещению из бюджета».

Однако по пересматриваемому делу ВАСУ счел необходимым отступить от изложенной правовой позиции Верховного Суда Украины.

В своем решении ВАСУ отмечает, что с момента возникновения у плательщика бюджетной задолженности наступает и противоправное бездействие налогового органа как субъекта властных полномочий, которое образует материально-правовой аспект нарушенного права плательщика и последствия которого подлежат устранению в судебном порядке.

Частью второй статьи 162 КАС предусмотрено, что суд может принять другое постановление, которое бы гарантировало соблюдение и защиту прав, свобод, интересов человека и гражданина, других субъектов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов властных полномочий.

Административный суд не ограничен в выборе способов восстановления права человека, нарушенного властными субъектами, а вправе выбрать наиболее эффективный способ восстановления нарушенного права, который соответствует характеру такого нарушения. Кроме этого, суд отметил, что согласно п. 200.23 статьи 200 Налогового кодекса суммы налога, не возмещенные плательщикам в течение определенного этой статьей срока, считаются задолженностью бюджета по возмещению НДС. Таким образом, после окончания установленных действующим законодательством сроков для административной процедуры проверки наличия у плательщика права на бюджетное возмещение в результате несовершения компетентными органами надлежащих действий невозвращенные суммы превращаются в бюджетную задолженность.

Приведенный юридический факт, в свою очередь, обусловливает возникновение финансовых правоотношений между должником в лице государства и кредитором - налогоплательщиком, права которого нарушены именно в результате неуплаты ему соответствующей суммы. Коллегия судей также отметила, что предоставляя правовую оценку приемлемости избранного истцом способа защиты, следует учитывать и его эффективность с точки зрения статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В пункте 145 решения от 15.11.1996 по делу «Чахал против Соединенного Королевства» Европейский суд по правам человека отметил, что данная норма гарантирует на национальном уровне эффективные правовые средства для осуществления прав и свобод, предусматренных Конвенцией, независимо от того, каким образом они выражены в правовой системе той или иной страны.

Итак, «эффективное средство правовой защиты» в смысле статьи 13 Конвенции должно обеспечитьвозобновление нарушенного права и получение лицом желаемого результата; вынесение решений, которые не приводят непосредственно к изменениям в объеме прав и обеспечение их принудительной реализации, не соответствует рассматриваемой международной норме.

С учетом изложенного удовлетворение только искового требования о признании противоправной бездеятельности Житомирской ОГНИ о непредоставлении Управлению вывода с указанием суммы НДС в размере 1,5 млн грн., которая подлежит возмещению истцу из бюджета за март 2015 года, нельзя признать достаточным и эффективным способом защиты нарушенного права ООО «Атем-Франк».

Надлежащим способом защиты в рассматриваемой категории споров ВАСУ признал непосредственное взыскание суммы задолженности из Государственного бюджета.

Источник: http://www.vasu.gov.ua/123563/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
27.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики Актуальные счета для уплаты налогов Предлагают вернуть 100 % бронирование для критически важных предприятий Минцифры изменила критерии определения критически ...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
Новое
02.06.2025
Расширен перечень оснований для завершения валютного надзора по экспортным операциям
Изменения нормируют правовое поле для завершения банками валютного надзора за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по экспортным операциям, которые предусматривают предоставление иностранными банками гарантий/контргарантий. НБУ, учитывая обращение банковского сообщества, расширяет пере...
02.06.2025
Критические для нужд ВСУ предприятия смогут бронировать 100 % работников
Изменения к Порядку бронирования военнообязанных расширяют возможности сохранения кадрового потенциала для предприятий, обеспечивающих обороноспособность страны во время военного положения. Больше по теме: Алгоритм разбронирования работников через Дію Изменения в бронировании с 05.03.2025 30 мая К...
30.05.2025
Документы, вступившие в силу с 26 мая по 1 июня 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Постановление КМУ от 21.05.2025 № 588 «Об утверждении Порядка государственной регистрации опасных факторов» Постановление КМУ от 23.05.2025 № 595 «Об утверждении Порядк...
Лучшие материалы