В июле 2021 года Минфин утвердил два приказа, которыми внес изменения в нормативно-правовые акты по вопросам бухучета:
Собственно, во всех формах – одно общее изменение. А именно: реквизит КОАТУУ заменили на КАТОТТГ1 и дали сноску с расшифровкой этой аббревиатуры: «1 Кодифікатор адміністративно-територіальних одиниць та територій територіальних громад».
Реквизит поменялся:
Поэтому начиная с финотчетности за III квартал 2021 года (а по годовым формам финотчетности – с отчетности за 2021 год) финотчетность нужно подавать по новым формам!
А в форму № 2-мс внесено еще одно изменение: строка 2285 «Разом витрати (2050 + 2165)» изложена в новой редакции. Появилось уточнение, что показатели этой строки должны отражаться в скобках (и это логично, поскольку расходы – это отрицательная величина, которая вычитается при определении финансового результата).
Напомним, Международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий (далее – МСФО для МСП) – это отдельный стандарт, сфера применения которого распространяется на предприятия, относящиеся к малым и средним согласно п. 1.2 данного стандарта. Этот стандарт содержит ряд упрощений по сравнению с полной версией стандартов МСФО. До недавнего времени он мог применяться в Украине наряду с остальными МСФО (т. е. те малые и средние предприятия, которые перешли на МСФО в обязательном или добровольном порядке, могли по своему желанию применять именно этот упрощенный стандарт, а не полную версию МСФО). Текст МСФО для МСП, изложенный на украинском языке, до 2020 года включительно размещался на сайте Минфина.
Однако сейчас принято решение отказаться, от применения данного стандарта, поэтому Минфин и исключил из НП(С)БУ 1 абзац второй п. 1 разд. IV, в котором говорилось о применении МСФО для МСП в Украине.
Почему мы сделали вывод о том, что МСФО для МСП в Украине больше применяться не будет? Потому что можно утверждать: скоро применение МСФО для МСП будет отменено на законодательном уровне. Соответствующий проект изменений к Закону от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996) был размещен 15.06.21 г. на сайте Минфина в разделе «Законодавство/Проекти нормативно-правових актів» по ссылке https://mof.gov.ua (в случае принятия закон вступит в силу со дня его опубликования). Этим законопроектом в числе прочего планируется указать в ч. 1 ст. 121 Закона № 996, что в Украине применяются МСФО (кроме МСФО для МСП), обнародованные на государственном языке на сайте Минфина.
В связи с этим возникает вопрос:
Понятно, что им придется перейти на полную версию стандартов МСФО. Но здесь тоже есть вопросы. В частности, с какой даты предприятие обязано перейти на применение полных версий МСФО (старт перехода – это внесение изменений в НП(С)БУ 1 или можно подождать, пока внесут изменения в Закон № 996?). И как именно – перспективно или ретроспективно – отражать такой переход?
Поскольку изменения инициировал Минфин, именно от него логично дождаться разъяснений о схеме их применения.
В п. 2.4 Положения, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, сейчас указано, что в качестве единицы измерения хозоперации должен обязательно фигурировать денежный измеритель и при возможности – натуральные измерители.
Для сравнения: раньше единица измерения хозоперации могла указываться в натуральном и/или денежном выражении (т. е. теоретически был возможен вариант, при котором этот реквизит заполнен только в натуральном выражении, что на самом деле нонсенс: ведь без денежного измерителя первичный документ невозможно отразить в бухучете).
Раньше в Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – Приказ № 291, Инструкция № 291), субсчет 715 назывался «Полученные штрафы, пени, неустойки». Сейчас субсчет 715 стал называться просто «Штрафы, пени, неустойки» (т. е. слово «полученные» исключено).
Нет, не повлияло, просто субсчет стал назваться более корректно и его название перестало вводить в заблуждение бухгалтеров. Ведь уже давно в Законе № 996 указано, что любые доходы должны отражаться по принципу начисления (ст. 4). И если говорить о штрафах, пенях и неустойках, то они должны отражаться в составе доходов по факту их признания должником или по факту вступления в силу решения суда об их взыскании, а не по факту их получения на счет предприятия. Отметим, что именно такой порядок учета был приведен в описании к субсчету 715 и до внесения изменений в его название.
Как вы наверняка помните, в Методрекомендациях, утвержденных приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356 (далее – Методрекомендации № 356), приведены формы регистров бухгалтерского учета (ведомостей, журналов и Главной книги) для коммерческих предприятий, которые ведут учет согласно НП(С)БУ и используют План счетов и Инструкцию по его применению, утвержденные Приказом № 291.
Эти Методрекомендации примечательны тем, что более 20 лет они действовали в том самом виде, в котором были утверждены в конце 2000 года: изменения в них ни разу не вносились. А надо было бы, поскольку за 20 лет и в НП(С)БУ, и в Инструкции № 291 поменялось многое.
Поэтому главная цель внесения изменений – привести текст Методрекомендаций № 356, а также все формы ведомостей, журналов и Главной книги в соответствие с текущей редакцией НП(С)БУ и Инструкции № 291.
Следуя этой цели, Минфин тщательно пересмотрел и доработал все формы учетных регистров, в частности:
Обратите внимание! После внесения изменений все учетные регистры изложены в новой редакции, но при этом состав и назначение регистров не поменялись (новые регистры не введены). |
Отметим, что форма Главной книги, хотя и изложена в новой редакции, по сути, осталась такой же, как и была (изменения произошли только в реквизите «Утверждено»).
Кроме того, внесены изменения и в текст самих Методрекомендаций № 356. В частности, сейчас там прямо указано, что:
Также в текст Методрекомендаций внесен ряд изменений, касающихся порядка применения учетных регистров в связи с приведением их формы в соответствие с текущей редакцией НП(С)БУ и Инструкции № 291.
Да, можно. Применение этих Методрекомендаций как было, так и останется необязательным. Ведь в абзаце третьем ч. 5 ст. 8 Закона № 996, а также в п. 1 этих Методрекомендаций сказано, что предприятие само выбирает форму бухучета как определенную систему регистров (более того, ни Методрекомендации № 356, ни Приказ № 408 в Минюсте не зарегистрированы).
Например, не запрещено вести бухучет с помощью специализированного программного обеспечения и создавать учетные регистры в той форме, которую предлагает (позволяет формировать) программа. Можно продолжать делать так и дальше. Но при этом рекомендуем: