Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Минфин подкорректировал нормативку по бухучету: на что обратить внимание?

17.08.2021 1825 0 0

В июле 2021 года Минфин утвердил два приказа, которыми внес изменения в нормативно-правовые акты по вопросам бухучета:

Обзор Приказа № 385: изменения в НП(С)БУ, Приказ № 302, Инструкцию № 291 и Положения № 88 и № 1213

1. Все формы финансовой отчетности обновлены.

Собственно, во всех формах – одно общее изменение. А именно: реквизит КОАТУУ заменили на КАТОТТГ1 и дали сноску с расшифровкой этой аббревиатуры: «1 Кодифікатор адміністративно-територіальних одиниць та територій територіальних громад».

Реквизит поменялся:

  • в финансовой отчетности малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м, приложение 1 к НП(С)БУ 25);
  • финансовой отчетности микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс, приложение 2 к НП(С)БУ 25);
  • формах № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)» и № 1-к «Консолидированный баланс (Отчет о финансовом состоянии)» (приложения 1 и 2 к НП(С)БУ 1). Соответственно, в этих формах сноска, ранее имевшая номер 1 (она касается порядка расчета среднего количества работников), стала сноской под номером 2;
  • форме № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности» (приказ Минфина от 29.11.2000 г. № 302, далее – Приказ № 302);
  • форме № 6 «Приложение к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам» (приложение 1 к НП(С)БУ 29).

Поэтому начиная с финотчетности за III квартал 2021 года (а по годовым формам финотчетности – с отчетности за 2021 год) финотчетность нужно подавать по новым формам!

А в форму № 2-мс внесено еще одно изменение: строка 2285 «Разом витрати (2050 + 2165)» изложена в новой редакции. Появилось уточнение, что показатели этой строки должны отражаться в скобках (и это логично, поскольку расходы – это отрицательная величина, которая вычитается при определении финансового результата).

2. Специальный МСФО для малых и средних предприятий в Украине применяться не будет – все МСФО-шники должны будут применять полную версию МСФО!

Напомним, Международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий (далее – МСФО для МСП) – это отдельный стандарт, сфера применения которого распространяется на предприятия, относящиеся к малым и средним согласно п. 1.2 данного стандарта. Этот стандарт содержит ряд упрощений по сравнению с полной версией стандартов МСФО. До недавнего времени он мог применяться в Украине наряду с остальными МСФО (т. е. те малые и средние предприятия, которые перешли на МСФО в обязательном или добровольном порядке, могли по своему желанию применять именно этот упрощенный стандарт, а не полную версию МСФО). Текст МСФО для МСП, изложенный на украинском языке, до 2020 года включительно размещался на сайте Минфина.

Однако сейчас принято решение отказаться, от применения данного стандарта, поэтому Минфин и исключил из НП(С)БУ 1 абзац второй п. 1 разд. IV, в котором говорилось о применении МСФО для МСП в Украине.

Почему мы сделали вывод о том, что МСФО для МСП в Украине больше применяться не будет? Потому что можно утверждать: скоро применение МСФО для МСП будет отменено на законодательном уровне. Соответствующий проект изменений к Закону от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996) был размещен 15.06.21 г. на сайте Минфина в разделе «Законодавство/Проекти нормативно-правових актів» по ссылке https://mof.gov.ua (в случае принятия закон вступит в силу со дня его опубликования). Этим законопроектом в числе прочего планируется указать в ч. 1 ст. 121 Закона № 996, что в Украине применяются МСФО (кроме МСФО для МСП), обнародованные на государственном языке на сайте Минфина.

В связи с этим возникает вопрос:

Что же делать малым и средним предприятиям, применявшим данный стандарт?

Понятно, что им придется перейти на полную версию стандартов МСФО. Но здесь тоже есть вопросы. В частности, с какой даты предприятие обязано перейти на применение полных версий МСФО (старт перехода – это внесение изменений в НП(С)БУ 1 или можно подождать, пока внесут изменения в Закон № 996?). И как именно – перспективно или ретроспективно – отражать такой переход?

Поскольку изменения инициировал Минфин, именно от него логично дождаться разъяснений о схеме их применения.

3. Реквизит «Единица измерения» первичного документа теперь обязательно заполняется в денежном выражении.

В п. 2.4 Положения, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, сейчас указано, что в качестве единицы измерения хозоперации должен обязательно фигурировать денежный измеритель и при возможности – натуральные измерители.

Для сравнения: раньше единица измерения хозоперации могла указываться в натуральном и/или денежном выражении (т. е. теоретически был возможен вариант, при котором этот реквизит заполнен только в натуральном выражении, что на самом деле нонсенс: ведь без денежного измерителя первичный документ невозможно отразить в бухучете).

4. Субсчет 715 стал называться «Штрафы, пени, неустойки» – учет на нем ведется по методу начисления.

Раньше в Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – Приказ № 291, Инструкция № 291), субсчет 715 назывался «Полученные штрафы, пени, неустойки». Сейчас субсчет 715 стал называться просто «Штрафы, пени, неустойки» (т. е. слово «полученные» исключено).

Повлияло ли это изменение на порядок учета на субсчете 715?

Нет, не повлияло, просто субсчет стал назваться более корректно и его название перестало вводить в заблуждение бухгалтеров. Ведь уже давно в Законе № 996 указано, что любые доходы должны отражаться по принципу начисления (ст. 4). И если говорить о штрафах, пенях и неустойках, то они должны отражаться в составе доходов по факту их признания должником или по факту вступления в силу решения суда об их взыскании, а не по факту их получения на счет предприятия. Отметим, что именно такой порядок учета был приведен в описании к субсчету 715 и до внесения изменений в его название.

5. Внесен ряд других изменений косметического характера, а именно:

  • термин «целостный имущественный комплекс» заменен на термин «единый имущественный комплекс». Причина – бухгалтерскую терминологию необходимо было привести в соответствие с Гражданским кодексом (см. ст. 191 этого Кодекса). Соответствующие изменения были внесены в пп. 2.2 приложения к НП(С)БУ 6, пп. 3 п. 3 НП(С)БУ 14, абзац первый пп. 2.3 разд. II и абзац первый пп. 1.1 разд. III НП(С)БУ 25, п. 9, 23 НП(С)БУ 32, разд. ІІ формы № 5 Примечаний, утвержденных приказом № 302, тексты Инструкции № 291 и Положения, утвержденного приказом Минфина от 19.12.06 г. № 1213 (далее – Положение № 1213);
  • везде, где это не было сделано ранее, при упоминании НП(С)БУ перед словами «положение (стандарт)» добавлено слово «национальное» в соответствующих числе и падеже. Такие изменения внесены в тексты Положения № 1213 и приложений 1 и 2 к НП(С)БУ 1. Напомним, что до 03.11.20 г. большинство бухучетных стандартов Украины назывались просто П(С)БУ, а с этой даты все они стали называться НП(С)БУ (т. е. национальными П(С)БУ);
  • в абзаце втором пп. 2.3 разд. III НП(С)БУ 25, где говорится о заполнении строки 2050 «Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)» формы № 2-мс, слово «товаров» заменено на слова «продукции (товаров)». Таким путем Минфин уточнил, что абзацы второй – восьмой пп. 2.3 разд. III, в которых идет речь о составе себестоимости, распространяются в том числе и на учет продукции, а не только товаров, работ и услуг, как формально следовало из прежней формулировки;
  • в Положении № 1213 немного изменена формулировка пп. 1.2 разд. IV, касающегося начисления материального поощрения работникам (в т. ч. премий) за счет прибыли предыдущего отчетного квартала (года). Раньше там было сказано, что сумма вознаграждения исчисляется «согласно законодательству, учредительным и распорядительным документам и финансовому плану с прибыли предыдущего отчетного квартала (года)». А сейчас указано, что такая сумма исчисляется «...с прибыли предыдущего отчетного квартала (года) согласно законодательству, учредительным и распорядительным документам и с учетом финансового плана». Видимо, Минфин решил подчеркнуть, что сам по себе финансовый план не является основанием для начисления указанных выплат.

Обзор Приказа № 408: изменения в Методрекомендации № 356

Как вы наверняка помните, в Методрекомендациях, утвержденных приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356 (далее – Методрекомендации № 356), приведены формы регистров бухгалтерского учета (ведомостей, журналов и Главной книги) для коммерческих предприятий, которые ведут учет согласно НП(С)БУ и используют План счетов и Инструкцию по его применению, утвержденные Приказом № 291.

Эти Методрекомендации примечательны тем, что более 20 лет они действовали в том самом виде, в котором были утверждены в конце 2000 года: изменения в них ни разу не вносились. А надо было бы, поскольку за 20 лет и в НП(С)БУ, и в Инструкции № 291 поменялось многое.

Поэтому главная цель внесения изменений – привести текст Методрекомендаций № 356, а также все формы ведомостей, журналов и Главной книги в соответствие с текущей редакцией НП(С)БУ и Инструкции № 291.

Следуя этой цели, Минфин тщательно пересмотрел и доработал все формы учетных регистров, в частности:

  • в разд. I Журнала 4, предназначенного для учета необоротных активов, добавлены отдельные строки и столбцы для отражения долгосрочных биологических активов (счет 16). А в разд. III Журнала 5 и разд. IIIА Журнала 5А появились строки и столбцы для учета текущих биологических активов (счет 21) и сельхозпродукции (счет 27);
  • в Журнале 3, в котором ведется учет дебиторской и кредиторской задолженности, вполне логично вместо информации со счета 16 теперь должна будет отражаться информация со счета 18 «Долгосрочная дебиторская задолженность и прочие необоротные активы», но только в части субсчетов 181–183 (без информации с субсчета 184). А вот сальдо и движения по субсчету 184 «Прочие необоротные активы», на котором в основном учитываются долгосрочные банковские вклады, Минфин хочет видеть в составе финансовых инвестиций (сейчас субсчет 184 наряду с другими счетами фининвестиций включен в разд. II Журнала 4). Во всех остальных журналах – там, где речь идет о долгосрочной дебиторской задолженности – счет 16 также изменен на счет 18;
  • из Журналов 5 (5А) и 6, предназначенных для учета расходов и доходов соответственно, исключены счета 99 и 75, на которых ранее велся учет результатов чрезвычайной деятельности;
  • в Журнале 7 сейчас учтено, что счет 41 изменил свое название и назначение с учета паевого капитала на учет капитала в дооценках, а на субсчете 423, в свою очередь, вместо дооценки стали учитываться накопленные курсовые разницы;
  • в Журнале 1, предназначенном для учета денежных средств, название счета 30 изменено с «Касса» на «Наличные», в аналитических данных к счетам 30, 31, 33 (разд. VII Журнала 1) появились субсчета 315 «Специальные счета в национальной валюте» (для учета денежных средств в СЭА НДС), 316 «Специальные счета в иностранной валюте» (для учета средств на распределительном инвалютном счете) и 335 «Электронные деньги, номинированные в национальной валюте»;
  • среди лиц, ответственных за составление регистров, указаны исполнитель и главный бухгалтер (или лицо, отвечающее за ведение бухучета на предприятии).

Обратите внимание! После внесения изменений все учетные регистры изложены в новой редакции, но при этом состав и назначение регистров не поменялись (новые регистры не введены).

Отметим, что форма Главной книги, хотя и изложена в новой редакции, по сути, осталась такой же, как и была (изменения произошли только в реквизите «Утверждено»).

Кроме того, внесены изменения и в текст самих Методрекомендаций № 356. В частности, сейчас там прямо указано, что:

  • предприятиям, применяющим МСФО, эти Методрекомендации не подходят. Но вместе с тем такие предприятия могут применять данные Методрекомендации в части, не противоречащей МСФО (п. 2);
  • регистры можно вести как в бумажной, так и в электронной форме. И при этом они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 996 (ч. 2 ст. 9 этого Закона), в частности название формы, название предприятия, период регистрации хозяйственных операций, единицу измерения, должности лиц, имена, фамилии, подписи и прочие данные, которые дают возможность идентифицировать лиц, которые принимали участие в их составлении (п. 3). К указанному перечню еще можно добавить дату составления документа;
  • регистры бухучета должны заполняться в гривнях с копейками, а по операциям в иностранной валюте необходимо дополнительно вести отдельные регистры также и в соответствующей инвалюте (эта норма раньше содержалась в абзаце третьем Заключительных положений Методрекомендаций № 356, а сейчас перенесена в п. 3);
  • предприятия исходя из особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных могут разрабатывать дополнительно собственные учетные регистры, но с наличием обязательных реквизитов из ч. 2 Закона № 996. При этом самостоятельно разработанные регистры должны быть утверждены распорядительным документом (приказом) об организации бухучета (п. 17);
  • в случае внесения изменений в План счетов и Инструкцию, утвержденные Приказом № 291, предприятие при необходимости должно внести соответствующие корректировки и в свои учетные регистры (п. 17).

Также в текст Методрекомендаций внесен ряд изменений, касающихся порядка применения учетных регистров в связи с приведением их формы в соответствие с текущей редакцией НП(С)БУ и Инструкции № 291.

Можно ли будет после внесения изменений в Методрекомендации № 356 вообще их не применять, а пользоваться самостоятельно разработанными учетными регистрами?

Да, можно. Применение этих Методрекомендаций как было, так и останется необязательным. Ведь в абзаце третьем ч. 5 ст. 8 Закона № 996, а также в п. 1 этих Методрекомендаций сказано, что предприятие само выбирает форму бухучета как определенную систему регистров (более того, ни Методрекомендации № 356, ни Приказ № 408 в Минюсте не зарегистрированы).

Например, не запрещено вести бухучет с помощью специализированного программного обеспечения и создавать учетные регистры в той форме, которую предлагает (позволяет формировать) программа. Можно продолжать делать так и дальше. Но при этом рекомендуем:

  • утвердить перечень и формы используемых бухучетных регистров приказом (другим распорядительным документом) об организации бухучета;
  • снабдить свои регистры обязательными реквизитами, предусмотренными в ч. 2 ст. 9 Закона № 996.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы