Минфин о регистрации законопроектов, которые могут поставить под угрозу системы автоматического возмещения НДС
12.09.2017 133 0 0
Министерство финансов призывает Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики воздержаться от регистрации законопроектов, направленных на возможную отмену полноценной работы автоматической системы остановки регистрации налоговых накладных с признаками фиктивности, ведь это ставит под угрозу автоматическое возмещение НДС. Сейчас эта система мониторинга рисков с НДС предупреждает схемы и неправомерные возмещения, которые раньше приводили к миллиардным потерям из бюджета.
Министерство финансов совместно с Государственной фискальной службой (ГФС) постоянно мониторит и совершенствует работу системы. Если депутаты хотят присоединиться к процессу совершенствования работы системы, то Минфин готов к диалогу, но мы настаиваем на том, чтобы депутаты не прислушались к лоббистам, предлагающих отменить работу системы, успешно борется со злоупотреблениями при возмещении НДС. Это станет откатом в борьбе с коррупцией и схемами по НДС. Также мы видим существенный коррупционный риск и восстановление схем при реализации идеи переноса центра принятия решений по регистрации налоговых накладных на региональный уровень.
Почему систему нельзя отменять:
Во-первых, четко понятно, что отмена автоматической системы остановки регистрации налоговых накладных с признаками фиктивности приведет к прямым потерям бюджета. Сейчас в системе остановлено накладных на 3 миллиарда гривен, по которым плательщики не обратились в ГФС о подтверждении операции. 70% от этой суммы - плательщики с критически высоким уровнем риска (неуплата налогов, отсутствие работников, по данным ГФС - замешаны в схемах, пр.). Система фактически предупредила возможные потери бюджета в размере 3 млрд гривен. Заложенный в систему алгоритм выполняет поставленную задачу и останавливает регистрацию "схемных" налоговых накладных, которые составляют львиную долю всех остановленных налоговых накладных.
Во-вторых, возвращение к ручному остановки регистрации налоговых накладных - это срыв автоматического возмещения НДС. Сейчас каждая накладная, прошедшей систему рисков, гарантирует реальность операции. В случае отмены работы системы остановки регистрации накладных, в среднесрочной перспективе, возмещение НДС в автоматическом режиме без дополнительных проверок станет невозможным. При таких условиях будет возвращена ответственность за противоправные действия третьих лиц.
В-третьих, отмена работы системы приведет к уменьшению роста поступлений НДС в бюджет. Результат работы системы - значительный рост начислений по НДС. Если работу системы будет отменено, конвертационные центры снова начнут работать в значительных масштабах, используя схемы с фиктивным НДС. В начале года, эти суммы доходили до 1 миллиарда гривен в месяц.
В-четвертых, отмена системы означает возврат к коррупционному механизму "ручного" управления договорами (расторжения договоров). Расторжение договоров о предоставлении отчетности в электронном виде полностью парализует всю деятельность предприятия, даже ту, которая не связана с НДС.
Как работает система?
Нелогичным является аргументация и попытки внести изменения именно когда система начала работать стабильно и эффективно.
Пиковый период остановок, возникший при введении системы, уже пройден. Сейчас фактически остановлена регистрация только 0.3% от общего количества поданных накладных. Отмечается положительная динамика работы системы, в частности, количество новых предприятий, подпадающих под критерии риска, стремительно падает. При этом, деятельность предприятий, чьи рисковые накладные остановлено, не останавливается - приостанавливается только рисковая операция.
Важно, что предприятия реального сектора экономики - чьи операции не являются фиктивными - могут предоставить ГФС дополнительную информацию (перечень товаров / услуг, приобретаемых и комплект) во избежание повторного остановки накладных. Если ГФС такую информацию получает и она соответствует действительности, то накладные по этим транзакциям больше не останавливаются. ГФС уже учтено более 12 000 таблиц, предоставляемых налогоплательщиками.
Каждое предприятие может подать заявление в ГФС по определенному перечнюдокументов, чтобы подтвердить реальность операции. При этом, в комиссии ГФС зобовьязни рассмотреть документы и принять решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной в течение 5 дней. Сейчас работу комиссии ГФС полностью налажено и с 1 сентября нет ни одного заявления, по которой ГФС нарушило сроки принятия решения.
Уровень формирования фиктивного НДС критически снизился. Министерство финансов оперативно внесло изменения в критерии, что предупредили формирования фиктивного НДС.
Что в итоге?
Отменять систему автоматической остановки регистрации налоговых накладных с признаками фиктивности - это необоснованная и опасная идея. Система предотвращает многомиллиардным потерям бюджета ежемесячно. Она работает стабильно, при этом критерии остановки постоянно совершенствуются.
Объем фиктивного НДС падает ежедневно, а поступления НДС в бюджет повышаются за счет борьбы со схемами с фиктивным НДС.
Количество остановленных накладных реальных плательщиков в системе стремительно уменьшается.
Настроена эффективная работа как внутри ГФС, так и с налогоплательщиками.
Система работает, но, как и любая система рисков и сложная IT-система - на первых порах требует постоянного мониторинга и совершенствования.
Министерством финансов уже наработан и отправлен на согласование проект изменений приказа Министра финансов, максимально выведут из системы реальные предприятия и, особенно, предприятия сельскохозяйственного сектора.
Система автоматического приостановления накладных с признаками фиктивности крайне важной для того, чтобы в Украине существовала автоматизированная свободна от коррупции процедура бюджетного возмещения НДС - возмещение средств, принадлежащих и должны возвращаться бизнеса. Поэтому важно, чтобы эта система полноценно работала.
Министерство финансов открыто к профессиональной дискуссии и призывает к обсуждению инициативы Комитета и возможных рисков ее имплементации перед принятием решения о целесообразности представления соответствующего законопроекта.
Источник: https://www.minfin.gov.ua/
Комментарии к материалу