• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Изменения в законодательстве, действующие с января 2021 года

31.12.2020 2278 0 1

Уважаемые читатели, обратите внимание! На день публикации материала Верховной Радой приняты законы на основании законопроектов:

  • от 16.07.20 г. № 3890 (о предотвращении распространения COVID-19) – данный закон в настоящий момент на стадии подписания;
  • от 07.09.20 г. № 4065 (об обеспечении сбора данных и информации, необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения), от 15.06.20 г. № 3656 (об установлении ставки НДС с операций по поставке некоторых видов сельхозпродукции), от 01.07.20 г. № 3760 (о господдержке инвестпроектов со значительными инвестициями). Относительно данных законов зарегистрированы постановления Верховной Рады от 18.12.20 г. об отмене решения об их принятии во втором чтении и в целом. Названные законы могут быть подписаны Председателем Верховной Рады и переданы на подпись Президенту и, соответственно, официально обнародованы только после рассмотрения и отмены этих постановлений на пленарном заседании Верховной Рады. Согласно календарному плану работы Верховной Рады в первый раз в новом году пленарное заседание состоится лишь 26 января. 

В консультациях, опубликованных на страницах этого номера, читайте об изменениях, внесенных в законодательство по вопросам администрирования налога на прибыль предприятий, НДС, единого налога (далее – ЕН), РРО, проведения проверок и применения штрафов. А в данной публикации предлагаем вашему вниманию обзор изменений относительно других налогов и сборов и информацию о законодательных изменениях для субъектов хозяйствования (далее – СХ) и физлиц-налогоплательщиков. 

Единая отчетность. Единый счет

С 1 января вступили в силу изменения в Налоговый кодекс (далее – НК), внесенные, в частности:

1) Законом от 19.09.19 г. № 116-IX, согласно которым:

  • налоговые агенты – плательщики ЕСВ обязаны подавать в сроки, установленные НК для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков-физлиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм ЕСВ, с разбивкой по месяцам отчетного квартала (п. 51.1 НК) в контролирующий орган по основному месту учета. Расчет подается только в случае начисления таких доходов физлицу налоговым агентом, плательщиком ЕСВ в течение отчетного периода. Введение других форм отчетности по указанным вопросам не допускается. За обособленное подразделение юрлица, которое не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, налоговый расчет подает юрлицо – в контролирующий орган по основному месту своего учета (пп. «б» п. 176.2 НК). 
  • физлица-предприниматели подают годовую декларацию в срок, определенный пп. 49.18.5 НК. В этой декларации наряду с доходами от предпринимательской деятельности они должны указать прочие доходы из источников их происхождения из Украины и иностранные доходы, а также сведения о суммах ЕСВ, начисленного на доходы от предпринимательской деятельности в размерах, определенных в соответствии с законом (п. 177.11 НК);
  • единщики первой и второй групп подают в контролирующий орган налоговую декларацию плательщика ЕН в срок, установленный для годового налогового (отчетного) периода. В этой декларации следует отразить объем полученного дохода, ежемесячные авансовые взносы, предусмотренные п. 295.1 НК, а также сведения о суммах ЕСВ, начисленного, исчисленного и уплаченного в порядке, установленном законом для этой категории плательщиков (п. 296.2 НК); 
  • единщики третьей группы (физлица) в составе декларации плательщика ЕН за IV квартал налогового (отчетного) года подают также сведения о суммах ЕСВ, начисленного, исчисленного и уплаченного в порядке, определенном законом для этой категории плательщиков, в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода (п. 296.3 НК);

2) Законом от 04.10.19 г. № 190-IX, которым:

  • введен единый счет для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, предусмотренным НК, ЕСВ и других платежей, кроме уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по НДС, акцизного налога с реализации горючего и спирта этилового, а также части чистой прибыли (дохода), которая платится в бюджет государственными и коммунальными унитарными предприятиями и их объединениями. Порядок функционирования единого счета устанавливается Кабмином (ст. 351 НК);
  • предусмотрено, что налогоплательщик может через электронный кабинет подать уведомления об использовании и об отказе от использования единого счета; определить направление использования суммы ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени; пересматривать информацию по единому счету (в т. ч. из Реестра платежей по единому счету в разрезе отдельного налогоплательщика) (п. 421.2 НК) (подробнее см. в материале «Единый счет для уплаты ЕСВ и налогов: правила работы»);

С 1 января вступили в силу изменения в Закон от 08.07.10 г. № 2464-VI (далее – Закон № 2464), в частности, внесенные:

1) Законом от 19.09.19 г. № 115-IX, которым предусмотрено, что:

  • плательщики ЕСВ обязаны подавать отчетность об ЕСВ в составе отчетности по НДФЛ (ЕН) в налоговый орган по основному месту учета плательщика по форме отчетности, установленной Минфином по согласованию с ПФУ и ФСС;
  • за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме вышеназванной отчетности налагаются штрафы, предусмотренные за нарушение порядка представления информации о физлицах-налогоплательщиках, в размерах и порядке, установленных ст. 119 НК;

2) Законом от 13.05.20 г. № 592, в частности:

  • освобождаются от уплаты ЕСВ за себя:
  • физлица-предприниматели и лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, в случае, если они получают: пенсию по возрасту, за выслугу лет; являются лицами с инвалидностью; достигли возраста, установленного ст. 26 Закона № 2464, и получают пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ исключительно при условии их добровольного участия в системе ОГСС; 
  • лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, при условии взятия их на учет как предпринимателей и осуществления ими одного вида деятельности одновременно как физлицом-предпринимателем и как лицом, которое осуществляет независимую профессиональную деятельность; 
  • лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и физлица-предприниматели, которые имеют основное место работы, за те месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен за них страховой взнос в размере не менее минимального. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ, если за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен страховой взнос за них в размере меньше минимального взноса, самостоятельно определять базу начисления, но не более максимальной величины, подлежащей обложению ЕСВ. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса (ч. 5, 6 ст. 4 Закона № 2464);
  • изменена база начисления ЕСВ за себя для физлиц-предпринимателей на общей системе налогообложения и для лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность. ЕСВ начисляется на сумму дохода (прибыли), полученного от их деятельности, которая подлежит обложению НДФЛ. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль) (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464). 
  • С 1 января в случае использования страхователем единого счета Казначейство перечисляет страховые средства с единого счета до 17.30 на счета 3556 территориальных органов ГНС в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 29.04.20 г. № 321 (приказ Минфина от 25.09.20 г. № 587).
  • С 1 января банк принимает расчетные документы на выплату налогооблагаемого дохода, определенного разд. IV НК, лишь при условии одновременного представления налоговым агентом расчетного документа на перечисление в бюджет удержанного НДФЛ с суммы дохода/расчетного документа на зачисление НДФЛ на единый счет или документального подтверждения его уплаты раньше. Соответствующее изменение внесено в Инструкцию о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденную постановлением Правления НБУ от 21.01.04 г. № 22 (постановление Правления НБУ от 10.12.20 г. № 156).

Трансфертное ценообразование

С 1 января применяется Перечень сырьевых товаров, утвержденный во исполнение пп. 39.3.3.4 НК. Одновременно утратило силу постановление КМУ от 08.09.16 г. № 616, которым утвержден Перечень товаров, имеющих биржевую котировку, и мировых товарных бирж для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» (постановление КМУ от 09.12.20 г. № 1221).

С 1 января применяется Перечень фондовых бирж, на которых находятся в обращении акции (доли) публичных компаний, утвержденный во исполнение абзаца первого пп. 392.4.2.2 НК. Установлено, что акции (доли) публичных компаний признаются находящимися в обращении на фондовой бирже, которая включена в этот перечень, при условии пребывания указанных акций (долей) в листинге такой фондовой биржи (постановление КМУ от 16.12.20 г. № 1275).

Акцизный налог. Рентная плата

С 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года временно установлены:

  • новые ставки акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака. Так, с 1 января по 31 декабря 2021 года ставки следующие: 1 367,71 грн за 1 кг (нетто) на табачное сырье и отходы (код УКТВЭД 2401); сигары, включая сигары с отрезанными концами, с содержанием табака (код УКТВЭД 2402 10 00 10) и т. п.; 1 088,64 грн за 1 000 штук: сигариллы, включая сигариллы с отрезанными концами, с содержанием табака (код УКТВЭД 2402 10 00 90); сигареты без фильтра, папиросы (код УКТВЭД 2402 20 90 10), сигареты с фильтром (код УКТВЭД 2402 20 90 20);
  • ставка налога 12 % на сигариллы, включая сигариллы с отрезанными концами, с содержанием табака; 
  • размер минимального акцизного налогового обязательства по уплате акцизного налога с табачных изделий. Так, с 1 января по 31 декабря 2021 года этот размер составляет: 1 456,33 грн за 1 000 шт. на сигареты без фильтра, папиросы; сигареты с фильтром); сигариллы, включая с отрезанными концами, с содержанием табака, но не менее 1 367,71 грн за 1 кг (нетто) (п. 17 подразд. 5 разд. ХХ НК).

Произведенные после 1 января сигареты, папиросы и сигариллы, у которых количество единиц в пачке (упаковке) не соответствует количеству единиц, указанному на марках акцизного налога, а также жидкости, которые используются в электронных сигаретах, произведенных до 1 января, считаются не маркированными марками акцизного налога (п. 226.9 НК).

С 1 января введены марки акцизного налога нового образца для табачных изделий и марки акцизного налога для жидкостей, которые используются в электронных сигаретах отечественного и импортного производства, утвержденные постановлением КМУ от 29.10.20 г. № 1037.

С 1 января по 31 декабря 2021 года временная ставка рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря, определенная п. 252.20 НК – 8 % (п. 3 подразд. 91 разд. ХХ НК).

Учет доходов и расходов физлиц-предпринимателей

С 1 января вступили в силу изменения в НК, внесенные Законом от 14.07.20 г. № 786-IX, в частности:

  • отменено обязательное ведение Книги учета доходов и расходов. Авансовые платежи по НДФЛ рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно по фактическим данным учета доходов и расходов, который ведется согласно п. 177.10 НК (пп. 177.5.1 НК);
  • физлица-предприниматели и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, могут вести учет доходов и расходов в удобной для них форме, – бумажной и/или электронной (в т. ч. через э-кабинет). Типовую форму учета и порядок ведения учета утверждает Минфин (п. 177.10, 178.6 НК);
  • физлица-предприниматели – единщики первой и второй групп и единщики третьей группы, которые не являются плательщиками НДС, ведут учет в произвольной форме путем помесячного отражения полученных доходов; единщики третьей группы, которые являются плательщиками НДС, – в произвольной форме с помесячным отражением доходов и расходов. Учет доходов и расходов ведется в бумажном и/или электронном виде. Юрлица – единщики третьей группы используют данные упрощенного бухучета о доходах и расходах с учетом требований п. 44.2, 44.3 НК (п. 296.1 НК).

С 1 января утратил силу приказ Минфина от 19.06.15 г. № 579, которым утверждены формы книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядки их ведения (приказ Минфина от 26.11.20 г. № 728).

Кассовые операции. РРО

С 1 января вступили в силу изменения в Инструкцию о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденную постановлением Правления НБУ от 21.01.04 г. № 22 (далее – Постановление № 22), в частности:

  • вводится понятие «сопроводительная ведомость» (такая ведомость подается плательщиком во время перевода зарплаты и содержит перечень обязательных реквизитов и общую сумму перевода, указанную в платежном поручении (далее – ведомость);
  • плательщик в случае перечисления средств для выплаты зарплаты больше чем одному работнику вместе с платежным поручением подает ведомость, обязательными реквизитами которой являются: номер счета и код получателя; сумма платежа; подписи плательщика; назначение платежа. Обязательные реквизиты ведомости заполняются согласно требованиям приложения 9 к Инструкции (постановление Правления НБУ от 24.04.20 г. № 56).

С 1 января вступили в силу изменения в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148. Положение приведено в соответствие с Законом от 14.07.20 г. № 786-IX, которым отменено ведение книги учета доходов физлицами-предпринимателями (постановление Правления НБУ от 08.12.20 г. № 155).

С 1 января применяются утвержденные во исполнение п. 61 подразд. 10 разд. XX НК: перечень текстиля, во время реализации которого (кроме реализации за наличные средства на рынках) применяются РРО и/или ПРРО, и перечень деталей и принадлежностей для автотранспортных средств, во время реализации которых применяются РРО и/или ПРРО (постановление КМУ от 22.07.20 г. № 634).

С 1 января перечисление компенсации части суммы штрафных (финансовых) санкций, определенных по информации из системы учета данных РРО, в интересах покупателей (потребителей) осуществляется согласно Порядку, утвержденному приказом Минфина от 03.09.13 г. № 787, с изменениями, внесенными приказом Минфина от 17.08.20 г. № 507. 

Внешнеэкономическая деятельность

С 1 января применяются обозначения кодов, названия, ставок пошлины и дополнительных единиц измерения и учета для кодов товаров 2402 10 00, 2402 10 00 10, 2402 10 00 90, 2403 99 90, 2403 99 90 10, 2403 99 90 90, 3824 99 96 20 согласно УКТВЭД (Закон от 04.06.20 г. № 674-IX).

Финотчетность. Финмониторинг

С 1 января вступил в силу приказ Минфина от 13.11.20 г. № 709, которым утвержден перевод Таксономии финансовой отчетности по МСФО (далее – Таксономия), выпущенной Фондом международных стандартов финансовой отчетности (г. Лондон, Великобритания). Финотчетность на основе Таксономии составляется и подается в едином электронном формате с применением расширяемого языка деловой отчетности (XBRL). Утратил силу приказ Минфина от 25.10.19 г. № 452 об утверждении перевода Таксономии.

К начатым с 1 января или позднее годовым отчетным периодам (по информации с официального веб-сайта Фонда МСФО) дата вступления в силу МСФО 17 «Страховые контракты» перенесена на 2023 год (п. В1 Приложения В МСФО). В связи с этим Минфин сообщил:

  • СХ, который применяет МСФО 17 с более раннего времени, должен раскрывать этот факт. Тем СХ, которые применяют МСФО 9 «Финансовые инструменты» и МСФО 15 «Доход от договоров с клиентами», разрешено применять МСФО 17 раньше официальной даты вступления в силу данного стандарта;
  • МСФО 17 заменяет и отменяет МСФО 4 «Страховые контракты» в редакции от 2016 года (письмо Минфина от 01.12.20 г. № 41030-01-2/36808).

С 1 января вступили в силу нормативно-правовые акты в сфере финмониторинга:

  • Порядок представления информации для взятия на учет (снятия с учета/восстановления в учете) субъектов первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ), регистрации и представления СПФМ Госфинмониторингу информации о финансовых операциях, подлежащих финмониторингу, другой информации, которая может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения (далее – доходы, Порядок № 850). Действие документа распространяется на всех субъектов и обособленные подразделения субъекта, которые являются отдельными юрлицами и которым субъект предоставил разрешение самостоятельно подавать информацию по финмониторингу (кроме субъектов, относительно которых НБУ выполняет функции по государственному регулированию и надзору);
  • Порядок ведения Госфинмониторингом учета информации о финансовых операциях, подлежащих финмониторингу. Информация учитывается в единой информационной системе в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ЕИС). Учитывается информация о финансовых операциях, оформленная и поданная в соответствии с Порядком № 850;
  • Порядок ведения Госфинмониторингом учета СПФМ. Учет субъектов осуществляется в ЕИС на основании информации, поданной и оформленной в соответствии с Порядком № 850 (постановление КМУ от 09.09.20 г. № 850).

Лицензирование. Сертификация

С 1 января вступили в силу изменения в Закон от 19.12.95 г. № 481/95-BP, в частности:

  • место торговли алкогольными напитками и табачными изделиями определено как место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения, для табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и пива – без ограничения площади, для алкогольных напитков, кроме пива, – торговой площадью не менее 20 м2, оборудованное РРО и/или программными РРО (независимо от их количества) или где есть книги учета расчетных операций (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкоголя и табака и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров;
  • производство жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, осуществляется СХ независимо от формы собственности при условии получения лицензии. Для получения лицензии СХ подает в орган ДПС заявление и документ, который подтверждает внесение годовой платы за лицензию. Плата за лицензию составляет 780 грн на каждое место торговли. СХ, которые получили лицензию на розничную торговлю табачными изделиями, имеют право продавать жидкости, которые используются в электронных сигаретах, без получения отдельной лицензии на право розничной торговли такими жидкостями (Закон от 16.01.20 г. № 465-IX).

С 1 января территориальным органам ГНС передана функция лицензирования оптовой торговли спиртом этиловым, алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, и топливом. Согласно изменениям, внесенным в п. 6 Перечня органов лицензирования, утвержденного постановлением КМУ от 05.08.15 г. № 609, с 1 января:

  • территориальные органы ГНС выдают лицензии на: оптовую торговлю спиртом этиловым, спиртом этиловым виноградным, спиртом этиловым плодовым, алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, и горючим; розничную торговлю алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, и горючим; хранение горючего;
  • ГНС выдает лицензии на: производство спирта этилового, коньячного и плодового и зернового дистиллята, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, дистиллята виноградного спиртового, спирта-сырца плодового, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и топливе (постановление КМУ от 23.12.20 г. № 1308).

С 1 января вступил в силу Порядок ведения Реестра рассмотрения жалоб получателей лицензий, лицензиатов на действия (бездействие) органов лицензирования относительно нарушения законодательства в сфере лицензирования. Реестр содержит сведения о получателе лицензии, лицензиате, который подает жалобу; о жалобе и ее рассмотрении и т. п. ГРС, как держатель Реестра, обеспечивает свободный, круглосуточный и бесплатный доступ к сведениям Реестра с обезличением персональных данных на своем официальном веб-сайте (постановление КМУ от 30.09.20 г. № 907).

С 1 января вступили в силу отдельные нормы Закона от 14.07.20 г. № 768-IX, который регулирует организацию и проведение азартных игр, в частности, относительно: 
обязанности организатора азартных игр:

а) хранить в игровом заведении документы или их копии: документы о праве собственности или пользования помещением; документы о праве собственности или пользования игровым оборудованием; документы на игровое оборудование и соответствующие сертификаты; 

б) обеспечить проведение сертификации и инспекцию игрового оборудования, онлайн-системы субъектами сертификации, внесенными в перечень субъектов сертификации; не использовать несертифицированное игровое оборудование (в случае, если его сертификация обязательна) (п. 9, 23 ст. 15, п. 4 ст. 23); 

требований к игровому оборудованию. Запрещено использование: несертифицированного игрового оборудования, относительно которого установлено требование Уполномоченного органа о сертификации; несертифицированных игровых автоматов и игровых автоматов, выпущенных до 2019 года; игровых автоматов, производителями (поставщиками) которых являются резиденты иностранного государства, признанного государством-агрессором и/или государством-оккупантом. Программное обеспечение игрового оборудования должно быть лицензированным и сертифицированным на предмет соответствия национальным или международным стандартам (ст. 22);

финансовой ответственности организатора азартных игр за нарушение требований данного Закона. В случае приема ставки с помощью игрового оборудования, на которое отсутствуют документы с информацией об обязательной инспекции на соответствие техническим требованиям, установленным для такого оборудования, о прохождении сертификации (если требования об обязательной инспекции и сертификации установлены Уполномоченным органом), к организатору применяется штраф в размере 1 000 МЗП (минимальных зарплат) (п. 1, 2 ч. 4 ст. 58).

Безопасность автодорог. Энергетика. Выбросы парниковых газов

С 1 января управление безопасностью международных автодорог осуществляется путем аудита и проверок безопасности автодорог, выявления аварийно опасных мест (участков) и мест концентрации ДТП и ликвидации их причин (абзац пятый пп. 12 п. 2 разд. I Закона от 17.10.19 г. № 200-ІХ).

С 1 января годовая рекомендованная мощность объекта (объектов) потребителя на расчетный календарный год определяется Оператором ГРМ исходя из фактического объема потребления природного газа этим объектом за газовый год, предшествовавший расчетному календарному году. При этом годовая заказанная мощность объекта (объектов) бытового потребителя не может быть меньше 39 м3 – для объекта, на котором природный газ используется только для приготовления пищи; 126 м3 – для подогрева воды и приготовления пищи; 314 м3 – используется комплексно, в том числе для отопления, или для объекта потребителя, который не является бытовым (постановление КМУ от 06.03.20 г. № 580).

С 1 января операторы систем распределения (далее – ОСР) проводят мониторинг качества электроэнергии в системе распределения, в частности по измерению параметров: частоты, напряжения, небаланса напряжения, напряжения гармоник, фликеров, а также фиксации провалов напряжения и перенапряжения. ОСР ежегодно до 1 марта предоставляют НКРЭКУ и публикуют на собственных веб-сайтах отчет по результатам проведения мониторинга качества электроэнергии в системе за предыдущий год (постановление НКРЭКУ от 24.06.20 г. № 1209).

С 1 января вступил в силу Закон от 12.12.19 г. № 377-IX «О принципах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов». До урегулирования вопроса относительно функционирования Единого реестра по мониторингу, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (далее – Реестр) операторам или уполномоченным ими лицам разрешено подавать в письменной форме лично или по почте документы для регистрации установки в Реестре; утверждения плана мониторинга, отчета о совершенствовании, принятия отчета оператора, согласования решения верификатора о проведении невыездной верификации. При невыполнении требований данного Закона предусмотрена ответственность:

  • ст. 916 КУоАП – штраф для физлиц-предпринимателей в размере от 100 до 300 НМДГ (от 1 700 до 5 100 грн) и для должностных лиц – от 50 до 80 НМДГ (от 850 до 1 360 грн) за нарушение требований законодательства в сфере мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов;
  • ст. 1721–2 КУоАП – штраф на должностных лиц верификатора от 50 до 80 НМДГ за нарушение процедур верификации отчета оператора о выбросах парниковых газов.

Сельхозпродукция 

С 1 января усилено требование к операторам рынка молока и молочных продуктов относительно безопасности продукции: допустимое количество микроорганизмов – не более чем 300 тыс. КУО/мл и соматических клеток – не более 400 тыс./мл; для сырого молока непосредственно перед переработкой количество микроорганизмов – не более чем 900 тыс. КУО/мл (приказ Минагрополитики от 12.03.19 г. № 118).

Геопространственные данные 

С 1 января введен в действие Закон от 13.04.20 г. № 554-IX «О национальной инфраструктуре геопространственных данных». Перечень наборов (видов) геопространственных данных определен приложением к данному Закону.

Предусмотрена гражданская, уголовная, административная ответственность за нарушение законодательства в этой сфере. Так, за нарушение порядка создания и использования геопространственных данных и метаданных (сведений о геопространственных данных и/или сервисах, которые предоставляют возможность их поиска и использования); потерю или несанкционированное уничтожение и незаконное присвоение геопространственных данных и метаданных ст. 514 КУоАП установлен штраф в размере от 100 до 150 НМДГ (от 1 700 до 2 550 грн), в случае повторного в течение года нарушения – от 200 до 250 НМДГ (от 3 400 до 4 250 грн).

Оборонные закупки

С 1 января вступил в силу Закон от 17.07.20 г. № 808-IX «Об оборонных закупках», которым определены особенности закупок товаров, работ и услуг оборонного назначения (далее – закупки), других товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей безопасности и обороны, а также порядок государственного и демократического гражданского контроля в сфере оборонных закупок.

Социальная защита. Медицина. Страхование 

С 1 января Законом о Госбюджете на 2021 год установлены новые социальные показатели:

  • МЗП в расчете на месяц: с 1 января – 6 000 грн, с 1 декабря – 6 500 грн; в почасовом размере: с 1 января – 36,11 грн, с 1 декабря – 39,12 грн;
  • прожиточный минимум (далее – ПМ) на месяц: с 1 января – 2 189 грн, с 1 июля – 2 294 грн, с 1 декабря – 2 393 грн; для работоспособных лиц: с 1 января – 2 270 грн, с 1 июля – 2 379 грн, с 1 декабря – 2 481 грн.

На день публикации материала Закон официально не обнародован.

С 1 января название Фонда социальной защиты инвалидов приведено в соответствие с Законом от 16.12.09 г. № 1767-VI. Отныне Фонд называется Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью. Соответствующие изменения внесены в КУоАП (Закон от 03.11.20 г. № 953-IX).

С 1 января в электронной форме подаются документы для назначения и выплаты компенсации за досмотр физлицам, которые предоставляют социальные услуги по досмотру без осуществления предпринимательской деятельности на непрофессиональной основе: заявление о предоставлении компенсации; декларация о доходах и имущественном состоянии, сведения о свидетельстве о рождении ребенка; сканированные копии документов, указанных в абзацах восьмом – четырнадцатом пп. 1 п. 7 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 23.09.20 г. № 859, с учетом категории лица, которое нуждается в предоставлении социальных услуг.

Компенсация предоставляется лицам, которые осуществляют уход за членами своей семьи, которые совместно с ними проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности: лиц с инвалидностью I группы; детей с инвалидностью; граждан преклонного возраста с когнитивными нарушениями; неизлечимо больных, которые из-за нарушения функций организма не могут самостоятельно передвигаться и самообслуживаться; детей, которым не установлена инвалидность, но они больны тяжелыми болезнями и нуждаются в паллиативной помощи в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.18 г. № 1161.

С 1 января физлица, которые имеют право на льготы, подают заявление с необходимыми документами в структурное подразделение по вопросам соцзащиты населения райгосадминистрации по зарегистрированному или фактическому местожительству только по почте или в электронной форме (через веб-сайт Минсоцполитики, интегрированные с ним информационные системы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления или «Портал Дія» – при наличии технической возможности) (постановление КМУ от 16.12.20 г. № 1282).

С 1 января заведения здравоохранения, которые желают заключить договор о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий с Национальной службой здоровья относительно предоставления экстренной медицинской помощи, не подают сканированную копию документа, подтверждающего доступность здания и помещения, в которых такое заведение будет осуществлять свою деятельность, для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения в соответствии со строительными нормами и правилами, выданного специалистом по вопросам технического обследования зданий и сооружений, имеющим соответствующий квалификационный сертификат (постановление КМУ от 25.11.20 г. № 1166).

С 1 января установлены новые нормативы прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место события и критерии распределения обращений в зависимости от состояния пациента относительно предоставления такой помощи. В частности, предусмотрена возможность предоставления дистанционной медицинской консультации пострадавшим/больным, состояние которых не является неотложным и не требует предоставления экстренной (скорой) медицинской помощи (постановление КМУ от 16.12.20 г. № 1271).

С 1 января оплате за счет средств Госбюджета подлежат лекарственные средства, которые включены в Национальный перечень основных лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ, и программу медицинских гарантий (ч. 10 ст. 10 Закона от 19.10.17 г. № 2168-VIII). 

С 1 января вступил в силу Санитарный регламент для заведений общего среднего образования, которым определены медицинские требования безопасности (правила и нормы) относительно образовательной среды во всех типах таких заведений, а также структурных подразделениях других юрлиц, которые обеспечивают получение общего среднего образования (кроме специальных заведений образования), всех форм собственности. Требования этого регламента являются обязательными для учета во время устройства и оборудования помещений заведений общего среднего образования, которые строятся и эксплуатируются. Утратили силу Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса – ДСанПін 5.5.2.008-013 (приказ Минздрава от 25.09.20 г. № 2205).

Потребительское кредитование

С 1 января вступил в силу Закон от 15.09.20 г. № 891-IX, которым внесены изменения в законодательство в сфере потребительского кредитования и формирования и оборота кредитных историй, в частности, в Закон от 15.07.16 г. № 1734-VIII (далее – Закон № 1734):

  • обязательным условием для заключения договора о потребительском кредите является согласие потребителя на доступ к информации о его кредитной истории и на сбор, хранение, использование и распространение через бюро кредитных историй, включенное в Единый реестр бюро кредитных историй (далее – Единый реестр), информации относительно него и этого кредита. Отсутствие такого согласия является основанием для отказа кредитодателем потребителю в заключении договора и осуществлении кредитной операции;
  • кредитодатель обязан бесплатно передавать информацию обо всех потребительских кредитах хотя бы одному бюро кредитных историй, включенному в Единый реестр;
  • в случае продажи, переуступки права требования по договору о потребительском кредите кредитодатель обязан в течение 5 рабочих дней (далее – р. д.) со дня заключения договора об уступке права требования предоставить всем бюро кредитных историй, которым передавалась информация по такому договору, сведения, предусмотренные п. 1, 2 ч. 2 ст. 18 Закона № 1734;
  • лицо, которое приобрело право требования по договору о потребительском кредите, обязано в течение 5 р. д. со дня заключения договора об уступке права требования заключить договор для предоставления и получения информации, которая составляет кредитную историю, из бюро кредитных историй, которым передавалась информация по такому договору о потребительском кредите. 

С 8 января вступают в силу отдельные нормы Закона № 1734, согласно которым:

  • совокупная сумма неустойки (штраф, пеня) и других платежей, которые подлежат уплате потребителем за нарушение выполнения его обязательств на основании договора о потребительском кредите, общий размер кредита по которому не превышает 1 МЗП, не может превышать размер двойной суммы, полученной потребителем по такому договору, и не может быть увеличен по договоренности сторон;
  • в случае нарушения выполнения потребителем обязательств по договору о потребительском кредите, общий размер кредита по которому не превышает 1 МЗП, процентная ставка по кредиту, порядок ее исчисления, порядок уплаты процентов не могут быть изменены в сторону ухудшения для потребителя;
  • запрещено применение штрафа и пени за одно и то же нарушение потребителем обязательства по договору о потребительском кредите.

С 8 по 24 января п. 3 постановления КМУ от 09.12.20 г. № 1236 (далее – Постановление № 1236) запрещается: работа кафе, ресторанов, баров (кроме доставки и заказов на вынос), кинотеатров, фитнесс-клубов, спортзалов, бассейнов, театров, а также ТРЦ (разрешена торговля только продуктами, лекарствами, средствами связи, ветеринарными препаратами, кормами и т. п.); посещение заведений образования, торговля непродовольственными товарами, проведение любых развлекательных, спортивных или культурных массовых мероприятий и т. п. Будет работать общественный транспорт, продуктовые магазины, аптеки, банки, почтовые операторы, гостиницы.

С 11 по 22 января согласно п. 39 и 40 Постановления № 1236: 

  • работники центральных и местных органов исполнительной власти, другие госорганы будут работать в режиме дистанционной (надомной) работы, кроме тех, для которых невозможно установить такой режим в связи с характером работы, и работников, которые предоставляют администативные услуги; 
  • рекомендовано органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, кроме учреждений и заведений всех форм собственности, которые предоставляют финансовые, банковские и жилищно-коммунальные услуги, обеспечивают здравоохранение, функционирование транспорта, работу в сфере продовольственного обеспечения, энерго- и водообеспечения, связи и коммуникаций, обороны, правопорядка и гражданской защиты, объектов критической инфраструктуры, установить для работников режим дистанционной (надомной) работы.

С 14 января вводится в действие Закон от 17.09.20 г. № 904-IX, которым разрешено осуществлять э-торговлю лекарствами СХ, имеющим лицензию на осуществление хоздеятельности по розничной торговле лекарствами, а также доставлять лекарства потребителю при условии, если:

  • информация о праве СХ на э-торговлю лекарствами имеется в Лицензионном реестре по производству лекарственных средств (в условиях аптеки), оптовой и розничной торговли лекарственными средствами органа лицензирования;
  • лицензиат внесен в Перечень субъектов хозяйствования, которые имеют право на осуществление электронной розничной торговли лекарственными средствами (далее – Перечень), который ведется и размещается на официальном веб-сайте органа лицензирования. Лекарства должны доставляться исключительно из аптечных заведений, внесенных в Перечень;

СХ имеет собственную службу доставки, оборудование и устройства.

Определен перечень лекарств, э-торговля и доставка конечному потребителю которых запрещены. СХ запретили устанавливать обязательное минимальное количество лекарств и размер минимального заказа в случае э-торговли и обязали обеспечивать конфиденциальность персональных данных потребителей. Соответствующие дополнения внесены в ст. 19 Закона от 04.04.96 г. № 123/96-ВР (далее – Закон № 123).

С 16 января вступает в силу ст. 30 Закона от 25.04.19 г. № 2704-VIII «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». С этой даты предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, физлица-предприниматели, другие СХ обслуживают потребителей и предоставляют информацию о товарах (услугах), в том числе через интернет-магазины и интернет-каталоги, на государственном языке. Статьями 18852 и 18853 КУоАП предусмотрены штрафные санкции за невыполнение норм данного Закона, в частности: 

  • в органах местного самоуправления, на государственных и коммунальных предприятиях, в учреждениях и организациях, других СХ государственной и коммунальной формы собственности, в судопроизводстве и делопроизводстве в судах Украины, в органах правопорядка и т. п. – штраф от 200 до 400 НМДГ (от 3 400 до 6 800 грн) или предупреждение, если нарушение совершено впервые;
  • в сфере образования, науки, культуры, книгоиздания, в интерфейсах пользователей компьютерных программ и веб-сайтов, в сфере информации для общего ознакомления, публичных мероприятий, технической и проектной документации, рекламы, здравоохранения, транспорта, спорта, телекоммуникаций и почтовой связи, – штраф от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн).

До 20 января лицензиаты – производители электроэнергии должны подать в НКРЭКУ информацию о подтверждении отсутствия контроля за деятельностью СХ резидентами государств, которые осуществляют вооруженную агрессию против Украины, по форме приложения 3 к Лицензионным условиям, утвержденным постановлением НКРЭКУ от 27.12.17 г. № 1467 (постановление НКРЭКП от 19.08.20 г. № 1571).

С 25 января контроль за соблюдением законодательства в сфере донорства крови и компонентов крови осуществляется в порядке, установленном Законом от 05.04.07 г. № 877-V, с учетом особенностей, определенных Законом от 30.09.20 г. № 931-IX «О безопасности и качестве донорской крови и компонентов крови».

Не позднее 30 января операторы телекоммуникаций должны обнародовать информацию об уровнях показателей качества телекоммуникационных услуг (далее – информация) путем ее размещения на собственных веб-сайтах и/или в местах продажи услуг и подать в НКРСИ отчеты за 2020 год по форме № 11-ЯТП согласно приложению к Положению, утвержденному решением НКРСИ от 15.04.10 г. № 174 (в редакции решения НКРСИ от 30.06.20 г. № 253). Обобщенные отчеты операторов телекоммуникаций за 2020 год будут размещены на официальной веб-странице НКРСИ до 31 марта.

До 31 января введение в оборот кислородных баллонов, необходимых в связи с распространением COVID-19, разрешается: если они соответствуют требованиям Технического регламента, утвержденного постановлением КМУ от 04.07.18 г. № 536; или при наличии уведомления Гоструда о введении в оборот кислородных баллонов, относительно которых не выполнены требования данного Техрегламента, но использование которых необходимо в интересах здравоохранения (постановление КМУ от 09.12.20 г. № 1215).

С 31 января действует Порядок информационного взаимодействия ГНС и банков в процессе передачи инкассовых поручений (распоряжений) в электронной форме, утвержденный приказом Минфина от 18.05.20 г. № 217. Определена последовательность действий ГНС, Казначейства и банков во время передачи, проверки инкассовых поручений (распоряжений) в электронной форме во время выполнения контролирующими органами функций по погашению налогового долга в соответствии с пп. 191.1.22 и п. 95.3, 95.5 НК. Указанные органы и банки плательщиков обеспечивают сохранность, защиту и установленный порядок доступа к полученной информации в соответствии с законодательством.

С 31 января вступают в силу изменения в гл. 11 Инструкции № 22 относительно списания банком средств со счетов налогоплательщиков/СХ. Внесенными изменениями НБУ нормировал возможность передавать инкассовые поручения (распоряжения) между банками и органами ГНС в электронной форме (постановление Правления НБУ от 10.12.20 г. № 156).

На I квартал 2021 года установлен тариф на услуги поставщика «последней надежды» на уровне 310,36 грн/МВт•ч (без учета НДС) (постановление НКРЭКУ от 09.12.20 г. № 2388).

В 2021 году обязательному обнародованию подлежит информация, определенная в перечнях показателей качества услуг фиксированной телефонной связи, мобильной связи, по доступу к Интернету, уровни которых подлежат обязательному обнародованию (приложение 1–3 к решению НКРСИ от 03.12.19 г. № 581).

Статистическая отчетность

С отчета за 2020 год вводятся в действие обновленные формы государственного статистического наблюдения (далее – статформы), утвержденные приказами Госстата:

  • относительно коллективных средств размещения – № 1-КЗР (річна) «Отчет о деятельности коллективного средства размещения». Форма распространяется на юрлиц, их обособленные подразделения (приказ от 17.06.20 г. № 180). С 1 января утратила силу форма № 1-КЗР (річна) «Отчет о деятельности коллективного средства размещения», утвержденная приказом Госстата от 16.07.18 г. № 152;
  • образование и обращение с отходами – № 1-відходи (річна) «Образование и обращение с отходами». Форма распространяется на юрлиц, деятельность которых связана с образованием, обращением с отходами I–IV классов опасности. С 1 января утратил силу приказ Госстата от 19.08.14 г. № 243, которым утверждены статформы по экологии, лесному и охотничьему хозяйству (приказ от 19.06.20 г. № 190).

Начиная с 1 января 2021 года вводятся в действие обновленные статформы:

  • относительно уровня заработной платы работников по полу, возрасту, образованию и профессиональным группам – № 7-ПВ (подається один раз на 4 роки) «Отчет о заработной плате по профессиям отдельных работников». Форма распространяется на юрлиц, их обособленные подразделения. С 1 января утратила силу форма, утвержденная приказом Госстата от 25.08.16 г. № 152 (приказ от 17.06.20 г. № 183);
  • использование информационно-коммуникационных технологий на предприятиях – № 1-ІКТ (річна) «Использование информационно-коммуникационных технологий на предприятии в 2021 году». Форма распространяется на юрлиц. С 1 января 2021 года утратила силу форма № 1-ІКТ (річна), утвержденная приказом Госстата от 06.07.18 г. № 117 (приказ от 22.07.20 г. № 224);
  • инновационной деятельности предприятий за период 2018–2020 гг. – № ІНН (один раз на 2 роки) «Обследование инновационной деятельности предприятия за период 2018–2020 годов». Форма распространяется на юрлиц (приказ от 27.08.20 г. № 259).

С отчета за январь 2021 года введена статформа относительно состояния выплаты заработной платы – № 3-борг (місячна) «Отчет о задолженности по оплате труда». Форма распространяется на юрлиц (приказ от 21.07.20 г. № 222).

С отчета за январь 2021 года вводятся в действие обновленные статформы:

  • по статистике труда – № 1-ПВ (місячна) «Отчет по труду». Форма распространяется на юрлиц, их обособленные подразделения (приказ от 17.06.20 г. № 179);
  • промышленности – № 1-ПО (місячна) «Отчет о производстве продукции военного назначения и двойного использования». Форма распространяется на юрлиц, их обособленные подразделения, которые производят продукцию военного назначения и двойного использования, сведения относительно которой имеют ограниченный режим доступа (приказ от 24.06.20 г. № 198);
  • относительно выполнения государственного оборонного заказа – № 1-ПО (поставка/оборона) (місячна) «Отчет о выполнении государственного оборонного заказа на поставку (закупку), ремонт и модернизацию вооружения, военной и специальной техники». Форма распространяется на юрлиц, которые выполняют государственный оборонный заказ на поставку (закупку), ремонт и модернизацию вооружения, военной и специальной техники (приказ от 24.06.20 г. № 199);
  • оплаты населением жилищно-коммунальных услуг – № 1-заборгованість (ЖКГ) (місячна) «Отчет об оплате населением жилищно-коммунальных услуг». Форма распространяется на юрлиц, их обособленные подразделения, которые предоставляют населению жилищно-коммунальные услуги. Изменен срок представления формы, теперь – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (приказ от 21.07.20 г. № 221).

С 1 января отменено представление статформ:

  • № 11-зез (ВПІ) (річна) «Отчет о взаимосвязях предприятия с прямыми иностранными инвестициями в рамках отношений прямого инвестирования»; № 12-зез (ВПІ) (річна) «Отчет о взаимосвязях предприятия – прямого инвестора в рамках отношений прямого инвестирования» (приказ от 11.06.20 г. № 174);
  • № 2-Б (річна) «Отчет о выпуске, размещении и обращении ценных бумаг» (приказ от 27.08.20 г. № 258).

Комментарии к материалу

Лучшие материалы