С 1 ноября вступила в силу новая Инструкция о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденная постановлением Правления НБУ от 25.09.18 г. № 103 (далее – Инструкция № 103), и прекратила действие Инструкция, утвержденная постановлением Правления НБУ от 01.06.11 г. № 174.
В частности, Инструкцией № 103:
Небанковские финучреждения и Укрпочта обязаны выполнять требования Инструкции № 103 в части перевода наличности в гривни с применением ПТКС, а также оформления кассовых документов.
Инструкцией № 103 регулируются следующие кассовые операции: прием через кассу банка наличности в национальной и иностранной валютах (далее – наличность) от клиентов для зачисления на собственные счета и счета юридических и физических лиц или на счет банка; выдача наличности клиентам с их счетов через кассу банка; прием от физических и юридических лиц наличности для перевода и выплаты получателю суммы перевода в наличности через операционную кассу банка; получение банком в Нацбанке подкрепления наличностью, сдача пригодной и непригодной к обращению наличности; изъятие из обращения сомнительных банкнот (монет) и отправка их на исследование в Нацбанк; обмен клиентам непригодных к обращению и изъятых из обращения банкнот (монет) гривни на пригодные, монет на банкноты, банкнот на монеты, банкнот (монет) одних номиналов на банкноты (монеты) других номиналов; обработка наличности; прием на инкассо банкнот иностранных государств и именных чеков.
Инструкцией № 103 утверждены новые требования, в частности:
До 1 декабря банки обязаны разработать (внести изменения в действующие) и утвердить внутренние положения (инструкции) об организации работы относительно осуществления кассовых операций, а до их утверждения – руководствоваться в работе соответствующими действующими положениями.
С 1 ноября расчеты по операциям с облигациями внутреннего государственного займа Украины, стороной которых является нерезидент, осуществляются с учетом особенностей, установленных постановлением Правления НБУ от 18.09.18 г. № 100.
Так, по сделке относительно ЦБ, заключенной вне фондовой биржи, стороной которой является нерезидент, расчеты могут осуществляться по принципу «поставка ЦБ против оплаты», «поставка ЦБ без оплаты» или «оплата против поставки ЦБ», исключительно если второй стороной такой сделки является банк, который действует от своего имени и за свой счет, или нерезидент.
В других случаях, если стороной сделки является нерезидент, депозитарий Нацбанка обслуживает расчеты по таким сделкам относительно ЦБ только по принципу «поставка ЦБ против оплаты» и только в случае их заключения на фондовой бирже (п. 49 гл. 5 Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 21.12.17 г. № 140).
С 1 ноября по 31 декабря 2018 года применяются новые Предельные тарифы на общедоступные телекоммуникационные услуги, утвержденные решением Нацкомсвязи от 18.09.18 г. № 488. В частности, для населения (как городов и райцентров, так и сел и поселков городского типа) повысилась месячная абонплата за пользование телефонным аппаратом с почасовой оплатой местных разговоров.
Документом утверждены также предельные тарифы на указанные услуги на период с 1 января 2019 года. Установлено, что операторы имеют право снижать Предельные тарифы, но не ниже уровня себестоимости соответствующей услуги.
С 4 ноября вступает в силу Порядок выполнения таможенных формальностей на воздушном транспорте, разработанный во исполнение ч. 2 ст. 246 Таможенного кодекса, в частности:
Документом определены особенности таможенного контроля и оформления ВС, выполняющего международный рейс; контроля за реэкспортом/реимпортом ВС и т. п. (приказ Минфина от 03.08.18 г. № 671).
С 5 ноября вступает в силу обновленное Положение о системе BankID Нацбанка, утвержденное постановлением Правления НБУ от 30.08.16 г. № 378, в редакции постановления Правления НБУ от 03.10.18 г. № 105.
Положением определяется порядок функционирования национальной системы электронной дистанционной идентификации физических лиц (далее – система), подключения, приостановки и возобновления работы абонентов системы, передачи идентификационных данных в системе. Положением расширяются возможности использования дистанционной идентификации физических лиц через систему субъектами предоставления административных услуг, банками и небанковскими учреждениями, а также обновляется порядок подключения к системе и условия пользования ею.
С 7 ноября справка об отсутствии задолженности по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы (далее – платежи), будет выдаваться в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина от 03.09.18 г. № 733.
По выбору плательщика:
С 7 ноября вступает в силу Закон от 05.10.17 г. № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах» (далее – Закон № 2155). Согласно Закону № 2155 электронная доверительная услуга (далее – ЭДУ) – это услуга, которая предоставляется для обеспечения электронного взаимодействия двух или более субъектов, которые доверяют предоставителю ЭДУ предоставление такой услуги.
Закон № 2155 регулирует отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, субъектами властных полномочий в процессе предоставления, получения ЭДУ, процедуры предоставления этих услуг, надзора (контроля) за соблюдением требований законодательства в сфере ЭДУ, а также основные организационно-правовые принципы электронной идентификации. Субъектами отношений в этой сфере являются: пользователи и предоставители ЭДУ; органы по оценке соответствия; заверительный центр; центральный заверительный орган (далее – ЦЗО); контролирующий орган.
В состав ЭДУ входят: создание, проверка и подтверждение усовершенствованной электронной подписи или печати; формирование, проверка и подтверждение: действия сертификата электронной подписи или печати, сертификата аутентификации веб-сайта, электронной отметки времени; регистрируемая электронная доставка; хранение усовершенствованных электронных подписей, печатей, электронных отметок времени и сертификатов, связанных с этими услугами. Каждая такая услуга может предоставляться как отдельно, так и в совокупности.
Электронное взаимодействие физических и юридических лиц, которое нуждается в отправлении, получении, использовании и постоянном хранении при участии третьих лиц электронных данных, аналоги которых на бумажных носителях:
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной формы собственности, госрегистраторы, нотариусы и другие субъекты, которые осуществляют функции госрегистратора, для заверения действия открытого ключа используют только квалифицированный сертификат открытого ключа, а в случае приобретения, изменения или прекращения прав и/или обязанностей физического или юридического лица применяют исключительно средства квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП) или печати, которые имеют встроенные аппаратно-программные средства, обеспечивающие защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирования. Порядок использования ЭДУ в вышеназванных субъектах устанавливает КМУ.
КЭП – это усовершенствованная электронная подпись, которая создается с использованием средства КЭП и базируется на квалифицированном сертификате открытого ключа. Обязательные требования к предоставлению квалифицированной ЭДУ по созданию, проверке и подтверждению КЭП или печатей, а также порядок проверки их соблюдения устанавливаются КМУ.
Идентификация физлица, которое обратилось за получением услуги формирования квалифицированного сертификата открытого ключа, осуществляется при условии его личной явки по паспорту гражданина Украины или по другим документам, что делает невозможным возникновение каких-либо сомнений относительно лица (ч. 2 ст. 22).
Квалифицированный предоставитель ЭДУ:
Электронные данные с наложенной ЭЦП, которая подтверждена с использованием усиленного сертификата открытого ключа, признаются после 7 ноября 2018 года электронными данными с созданной КЭП, но не позднее 7 ноября 2020 года.
ЭЦП и усиленный сертификат открытого ключа, который ее подтверждает, выданные согласно Закону № 852, до 7 ноября 2018 года применяются пользователями ЭДУ, квалифицированными предоставителями ЭДУ, которые продолжают их обслуживать, соответственно как КЭП и квалифицированный сертификат электронной подписи до окончания срока действия усиленного сертификата открытого ключа, но не позднее 7 ноября 2020 года.
С 7 ноября прекращает действие Закон от 22.05.03 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи» (далее – Закон № 852).
Также внесены изменения в некоторые законы Украины, в частности:
Закон № 2155 направлен на реформирование законодательства в сфере использования открытых ключей и предоставления ЭДУ с учетом опыта Евросоюза, признания в Украине ЭДУ, которые предоставляются их иностранными поставщиками. Ожидается, что это обеспечит активное развитие трансграничного сотрудничества и интеграцию Украины в мировое электронное информационное пространство.
С 7 ноября в связи со вступлением в силу Закона № 2155 внесены изменения в некоторые акты КМУ, в частности:
Ряд постановлений КМУ признан утратившим силу (постановление КМУ от 10.05.18 г. № 356).
С 7 ноября вступает в силу Порядок использования ЭДУ в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственной формы собственности, утвержденный постановлением КМУ от 19.09.18 г. № 749 во исполнение ч. 3 ст. 17 Закона № 2155. Организацию использования квалифицированных ЭДУ в государственном учреждении обеспечивает ответственное подразделение или работник, определенный решением такого учреждения (его руководителя). Ряд постановлений КМУ признан утратившим силу.
С 7 ноября вступает в силу Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 10.10.18 г. № 821 во исполнение ч. 12 ст. 31 Закона № 2155. Документом определен механизм передачи на хранение ЦЗО квалифицированных сертификатов электронной подписи, электронной печати и аутентификации веб-сайта, документированной информации квалифицированным предоставителем ЭДУ в случае прекращения его деятельности по предоставлению таких услуг, а также передачи ее на архивное хранение.
ЦЗО рассматривает сообщение о прекращении предоставления квалифицированных ЭДУ и согласовывает план прекращения деятельности в течение 15 рабочих дней (далее – р. д.) со дня его регистрации. Квалифицированный предоставитель ЭДУ составляет акт приемки-передачи документированной информации на хранение в ЦЗО по форме приложения к Порядку и передает документы: в электронной форме – в течение 10 р. д. с момента принятия решения ЦЗО об исключении квалифицированного предоставителя из Доверительного списка; на бумаге – в течение 20 р. д. с указанного момента.
С 7 ноября вступают в силу обязательные требования к Доверительному списку, утвержденные постановлением КМУ от 26.09.18 г. № 775 во исполнение ч. 2 ст. 35 Закона № 2155.
Доверительный список – это перечень квалифицированных предоставителей ЭДУ и информации об услугах, которые ими предоставляются. Квалифицированные предоставители несут ответственность за правильность сведений, которые подаются ЦЗО для внесения в Доверительный список.
Список публикуется в безопасном режиме с обязательным приложением электронной печати ЦЗО в виде, пригодном для автоматизированной обработки, с сохранением и защитой данных, содержащихся в нем.
Информация, которая содержится в Доверительном списке, является открытой, актуальной и обновляется раз в три месяца или в случае внесения изменений. К Доверительному списку обеспечивается круглосуточный доступ через телекоммуникационные сети общего пользования.
С 7 ноября Администрация Госспецсвязи:
Администрации Госспецсвязи предоставлено право обращаться в суд в случае возникновения споров по вопросам организации спецсвязи и защиты информации, криптографической и технической защиты государственных информационных ресурсов и информации, требования относительно защиты которой установлены законом, споров в сфере ЭДУ, а также других споров (постановление КМУ от 19.09.18 г. № 750).
С 7 ноября налагается КЭП:
С 7 ноября вступает в силу приказ Минюста от 12.06.18 г. № 1827/5, которым внесены изменения в нормативные документы министерства в целях приведения их в соответствие с Законом № 2155, в частности:
С 7 ноября изменяется способ подписания распоряжения и информационного сообщения при обмене информацией между депонентом и депозитарным учреждением, между клиентом и Центральным депозитарием. Налагается КЭП распорядителя счета (для информационного сообщения – КЭП уполномоченного лица Центрального депозитария или депозитарного учреждения) – в случае предоставления распоряжения и информационного сообщения в форме электронного документа. Целостность предоставленного распоряжения и информационного сообщения, а также идентификация подписанта осуществляются путем проверки КЭП (абзац пятый п. 1 гл. 3 разд. V Положения, утвержденного решением НКЦБФР от 23.04.13 г. № 735) (решение НКЦБФР от 10.07.18 г. № 451).
С 7 ноября уточняется порядок представления арбитражными управляющими обязательных сведений (информации) через онлайн-систему электронной отчетности арбитражных управляющих. Форма сообщения считается поданной с момента проставления КЭП арбитражного управляющего с применением средств КЭП или печати, которые имеют встроенные аппаратно-программные средства, обеспечивающие защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирования, и поступление подписанной формы в Единый реестр предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве (абзац третий разд. ІІ Порядка, утвержденного приказом Минюста от 18.01.13 г. № 130/5) (приказ Минюста от 12.09.18 г. № 2936/5).
С 16 ноября вступает в силу Закон от 18.09.18 г. № 2545-VIII «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях». В частности:
Первым обязательным отчетным периодом является 2018 год.
СХ и материнские предприятия в добывающих отраслях, которые являются субъектами раскрытия информации, несут ответственность:
Законом внесены изменения:
Закон от 16.07.99 г. № 996-XIV. Уточнено значение термина «отчет о платежах в пользу государства». Установлено, что порядок и сроки представления СХ, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях, отчета о платежах в пользу государства, состав и формы такого отчета определяются в соответствии с Законом № 2545 (ч. 2 и 4 ст. 11).
В течение 90 дней со дня вступления в силу Закона № 2545 (т. е. до 15 февраля 2019 года):
С 24 ноября вступает в силу Закон от 15.05.18 г. № 2418-VIII, которым в целях упрощения процедуры иностранного инвестирования в Украине, введения правильного правового режима учета права собственности на ЦБ клиентов глобальных хранителей или других финансовых посредников внесены изменения:
С 24 ноября в связи со вступлением в силу Закона № 2418-VIII признан утратившим силу Порядок предоставления разрешения на размещение и/или обращение ЦБ украинских эмитентов за пределами Украины, утвержденный решением НКЦБФР от 20.06.13 г. № 1105 (решение НКЦБФР от 28.08.18 г. № 593).
До 1 декабря заключаются: