Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения в законодательстве, действующие с мая 2020 года

29.04.2020 1995 0 4

С 1 мая введены марки акцизного налога нового образца для алкогольных напитков отечественного и импортного производства, утвержденные постановлением КМУ от 12.02.20 г. № 74. На бумажные акцизные марки добавлены 2 элемента: QR-код и штрихкод. С 1 мая прекращена продажа акцизных марок, образцы которых утверждены постановлением КМУ от 14.05.15 г. № 296. ГНС должна обеспечить инвентаризацию марок акцизного налога предыдущего образца у продавца марок по состоянию на 1 мая и на основании актов инвентаризации до 1 июня возврат таких марок в ГП «Полиграфический комбинат «Украина» по изготовлению ценных бумаг» для последующего уничтожения.

С 1 мая в территориальных органах Госгеокадастра начался пилотный проект, который предусматривает экстерриториальный принцип согласования всех видов документации по землеустройству (далее – документация). Так, согласно изменениям, внесенным во Временный порядок, утвержденный постановлением КМУ от 31.08.16 г. № 580:

  • для согласования разработчик документации подает ее оригинал в электронной форме через официальный веб-сайт Госгеокадастра, указывая территориальный орган Госгеокадастра по месту расположения земельного участка;
  • на документацию в электронной форме налагается квалифицированная электронная подпись разработчика для подтверждения соответствия документации нормативно-техническим документам, госстандарту, нормам и правилам в сфере землеустройства;
  • заключение о согласовании или об отказе в согласовании документации в электронной форме отсылается через систему электронного документооборота Госгеокадастра (далее – СЭД) по электронному адресу разработчика документации в течение одного рабочего дня со дня его регистрации в СЭД. Такие заключения обнародуются на официальном веб-сайте Госгеокадастра (https://land.gov.ua) с учетом законодательства о защите персональных данных; 
  • форма заключения о рассмотрении документации по землеустройству (приложение к Временному порядку) изложена в новой редакции (постановление КМУ от 03.03.20 г. № 208).

Перенесены с 1 мая на срок не позднее чем в течение 5 месяцев со дня завершения карантина, установленного Кабмином в связи с COVID-19:

  • обязанность совладельцев многоквартирных домов независимо от выбранной ими формы управления таким домом принять решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг (кроме услуг по поставке электроэнергии и природного газа) относительно каждого вида коммунальной услуги согласно ч. 1 ст. 14 Закона от 09.11.17 г. № 2189-VIII (далее – Закон № 2189), а исполнителей – заключить с такими совладельцами договоры о предоставлении соответствующих услуг согласно выбранной ими модели;
  • срок заключения договоров о предоставлении соответствующих коммунальных услуг по правилам, определенным Законом № 2189, между потребителями и исполнителями коммунальных услуг (Закон от 30.03.20 г. № 540-IX).

С 4 мая вступают в силу изменения в Лицензионные условия осуществления образовательной деятельности, утвержденные постановлением КМУ от 30.12.15 г. № 1187 (далее – Условия). В частности, уточняется, что заведение дошкольного образования (далее – ЗДО), физлицо-предприниматель или структурное подразделение юрлица публичного или частного права, которые осуществляют образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, должны быть обеспечены педработниками или другими физическими лицами, которые имеют право осуществлять образовательную деятельность в этой сфере. При этом такие работники должны соответствовать требованиям, определенным Законами от 05.09.17 г. № 2145-VIII и от 11.07.01 г. № 2628-III:

  • к педработникам – физлицам, которые осуществляют образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
  • к руководителю ЗДО – физлицу-предпринимателю. Также предприниматель имеет право принять на работу лицо, которое соответствует требованиям и будет исполнять обязанности руководителя дошкольного заведения.

Каждый работник ЗДО, физлица-предпринимателя или структурного подразделения юрлица публичного или частного права или другое физическое лицо, которое осуществляет образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, должен пройти обязательный профилактический медосмотр, который отражается в личной медицинской книжке и/или медицинской справке.

Для медобслуживания, питания и стирки разрешено привлекать на договорных условиях других юрлиц, которые имеют право предоставлять соответствующие услуги.

Для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности получатель – физлицо-предприниматель должен вместе с заявлением и другими документами дополнительно подать:

  • копию личной медицинской книжки и/или медицинскую справку;
  • опись документов, которые подаются физлицом-предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность в сфере дошкольного образования самостоятельно, в двух экземплярах по форме нового приложения 30 к Условиям.

С 4 мая применяется Технический регламент канатных дорог (далее – Техрегламент), которым определены требования к вводу в оборот и предоставлению на рынке компонентов безопасности и/или подсистем для канатных дорог, предназначенных для перевозки людей, а также к проектированию, сооружению и вводу в эксплуатацию новых канатных дорог, предназначенных для перевозки людей. Техрегламентом, в частности, установлены обязанности субъектов хозяйствования (далее – СХ):

  • производителей и их уполномоченных представителей. В случае ввода в оборот компонентов безопасности и/или подсистем для канатных дорог или во время включения их в канатную дорогу производители должны гарантировать, что такие компоненты/подсистемы разработаны и изготовлены в соответствии с существенными требованиями относительно безопасности, изложенными в приложении 2 к Техрегламенту;
  • импортеров, которые должны вводить в оборот компоненты безопасности и/или подсистемы, которые соответствуют требованиям Техрегламента;
  • распространителей во время предоставления на рынке компонента безопасности и/или подсистемы.

СХ должны предоставлять органам государственного рыночного надзора на их запрос информацию, которая дает возможность идентифицировать: СХ, который поставил им компонент безопасности и/или подсистему; СХ, которому такие органы поставили компонент безопасности и/или подсистему. СХ предоставляют такую информацию в течение 30 лет после того, как им был поставлен компонент безопасности и/или подсистема, и в течение 30 лет после того, как они поставили компонент безопасности и/или подсистему (постановление КМУ от 06.02.19 г. № 342).

С 4 мая вступит в силу Перечень национальных стандартов, идентичных гармонизированным европейским стандартам, соответствие которым предоставляет презумпцию соответствия компонентов безопасности и/или подсистем канатных дорог требованиям Техрегламента № 342 (приказ Минсоцполитики от 02.07.19 г. № 1034).

С 4 мая признан утратившим силу приказ Минэкономразвития от 10.12.13 г. № 1460, которым утвержден Перечень национальных стандартов, добровольное применение которых может восприниматься как доказательство соответствия канатных дорог требованиям Технического регламента канатных дорог для перевозки пассажиров (приказ Минэкономразвития от 21.08.19 г. № 1433).

С 4 мая отменен Порядок установления оптовых и розничных цен на памятные монеты, сувенирную продукцию и цен продажи на инвестиционные монеты, определенный гл. 7 Инструкции об организации изготовления, выпуска в обращение и реализации памятных и инвестиционных монет Украины, сувенирной продукции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 30.05.12 г. № 213 (постановление Правления НБУ от 26.03.20 г. № 41).

С 5 мая вводится общая декларация прибытия (далее – декларация) в связи со вступлением в силу ст. 1941 Таможенного кодекса (далее – ТК). Декларация будет подаваться в орган доходов и сборов, в зоне деятельности которого расположен пункт пропуска через госграницу Украины, где товары впервые пересекут таможенную границу, до их прибытия на таможенную территорию Украины (далее – ТТУ), в том числе в таможенном режиме транзита, в сроки, установленные ст. 1942 ТК. В определенных Кабмином случаях декларацию можно будет подавать в другой орган доходов и сборов. Декларация подается в виде электронного сообщения, заверенного ЭЦП, или через интерфейс для ее представления, размещенный на веб-сайте Гостаможслужбы. 

Декларация регистрируется автоматизированной системой таможенного оформления (далее – АСТО) в автоматическом режиме после ее получения. Присвоенный декларации регистрационный номер автоматически отсылается лицу, которое ее подало. С момента предъявления органу доходов и сборов товаров, которые ввозятся на ТТУ на основании декларации, она является документом, удостоверяющим факты, которые имеют юридическое значение, а перевозчик несет административную ответственность согласно ТК. В случае если:

  • по результатам анализа рисков по декларации определяется необходимость выполнения таможенных формальностей, орган доходов и сборов безотлагательно, но не ранее чем по прибытии товаров в первый пункт пропуска/контроля через государственную границу Украины, уведомляет об этом перевозчика;
  • товары, указанные в декларации, не были ввезены на ТТУ, декларация может быть аннулирована по письменному обращению перевозчика, перемещающего товары, или от его имени другого лица;
  • в течение 200 дней со дня регистрации декларации товары не были ввезены, а письменное обращение о ее аннулировании не подано, декларация автоматически аннулируется АСТО (Закон от 02.10.19 г. № 141-IX).

С 16 мая вступает в силу Закон от 17.10.19 г. № 200-IX (далее – Закон № 200), которым вводится аудит безопасности автодорог (далее – аудит). Аудит проводится на стадии: 

  • технико-экономического обоснования – до проведения экспертизы проекта при строительстве новой автодороги;
  • подготовки проекта или рабочего проекта – к проведению экспертизы проектов строительства автодороги в соответствии с классом последствий объекта аудита;
  • после ввода в эксплуатацию – в течение одного года со дня ввода в эксплуатацию.

Аудит проводится аудиторами безопасности автодорог или юрлицами, которые привлекают таких аудиторов, сведения о которых включаются в реестр аудиторов безопасности автодорог.

На стадии эксплуатации автодорог проводятся проверки их безопасности, обязательные на автодорогах общего пользования. Такая проверка проводится не реже одного раза в 3 года лицами, которые подтвердили квалификацию лиц, осуществляющих аудит и проверку безопасности автодорог, или юрлицами, которые привлекли таких лиц. По результатам проверки составляется отчет, который предоставляется лицу, на балансе или в собственности которого находится автодорога или ее участок, для устранения выявленных недостатков.

Соответствующие изменения внесены, в частности, в Закон от 08.09.05 г. № 2862-IV, который дополнен новыми: 

  • терминами: «аудит безопасности автомобильных дорог»; «аудитор безопасности автомобильных дорог»; «безопасность автомобильных дорог»; «заказчик аудита безопасности автомобильных дорог»; «проверка безопасности автомобильных дорог» (ст. 1);
  • нормами о финансировании проведения аудита (ст. 421) и безопасности автодорог (разд. XI1).

Норма, согласно которой управление безопасностью автодорог осуществляется путем аудита и проверок их безопасности, выявления аварийно опасных мест (участков) и мест концентрации ДТП и ликвидации их причин (абзац пятый пп. 12 п. 2 разд. I Закона № 200) вступает в силу:

  • относительно международных автодорог – с 1 января 2021 года;
  • национальных автодорог – с 16 ноября 2021 года

До вступления в силу этой нормы аудит и проверку безопасности автодорог могут проводить лица, которые имеют сертификат на право проведения аудита безопасности автодорог, действующий в государствах – членах ЕС.

С 20 мая дети из числа внутренне перемещенных лиц или дети, которые имеют статус ребенка, пострадавшего в результате военных действий и вооруженных конфликтов, которые обучаются в дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности, обеспечиваются бесплатным питанием в порядке, установленном Кабмином (Закон от 16.01.20 г. № 474-IX).

С 27 мая (через 6 месяцев со дня назначения Уполномоченного по защите государственного языка, далее – Уполномоченный) вступают в силу ст. 55–57 Закона от 25.04.19 г. № 2704-VIII «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» (далее – Закон № 2704). 

В частности, ст. 57 установлен порядок наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, физлиц-предпринимателей и других СХ, которые обслуживают потребителей и предоставляют информацию о товарах (услугах), в том числе через интернет-магазины и интернет-каталоги, за нарушение требований, установленных ст. 30 данного Закона.

Уполномоченный, его представитель составляет акт о результатах контроля, объявляет СХ предупреждение и требование устранить нарушение в течение 30 дней с даты составления акта. В случае повторного в течение года нарушения вышеуказанных требований Уполномоченный, его представитель составляет протокол. Постановление о наложении штрафов выносится, если по результатам рассмотрения дела установлено нарушение норм данного Закона. За повторное нарушение в течение года требований ст. 30 применяется штраф в размере от 300 до 400 НМДГ (от 5 100 до 6 800 грн). 

Напомним, ст. 18852 КУоАП за нарушение требований Закона № 2704 предусмотрены штрафы в различных сферах деятельности в размере от 200 до 500 грн или предупреждение, если нарушение совершено впервые.

СХ должен перечислить штраф в госбюджет в 15-дневный срок после получения постановления и в течение 3 дней в письменном виде уведомить Уполномоченного с указанием номера и даты платежного поручения. СХ имеет право обжаловать постановление о наложении штрафа в суде.

С 27 мая Уполномоченный осуществляет контроль за применением государственного языка органами государственной власти, органами власти АР Крым, органами местного самоуправления в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 21.08.19 г. № 817. Предусмотрена проверка состояния соблюдения требований Закона № 2704 относительно применения государственного языка субъектом контроля, его руководителем и работниками во время осуществления полномочий; предотвращение, выявление и принятие мер к устранению выявленных нарушений требований данного Закона. 

31 мая – последний день лицензирования экспорта товаров:

  • противоэпидемического назначения, которые необходимы для предотвращения занесения и распространения на территории Украины острой респираторной болезни, вызванной коронавирусом COVID-2019;
  • по коду согласно УКТВЭД 2207 (спирт этиловый, неденатурированный, с концентрацией спирта 80 о. % или более; спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, кроме биоэтанола, напитков, полученных путем перегонки, денатурированных, любой концентрации, и других подобных товаров) (постановление КМУ от 24.12.19 г. № 1109).

Преференции, которые заканчиваются в мае

В соответствии с изменениями, внесенными Законом от 30.03.20 г. № 540-IX (подробно см. «Карантинные» нововведения с учетом разъяснений») в:
1) разд. ХХ Налогового кодекса:

  • до 31 мая заканчивается временное разрешение на отгрузку спирта этилового с акцизного склада производителей спирта этилового производителям лекарственных средств и продукции химического и технического назначения, включенной в перечень продукции, для производства которой используется спирт этиловый денатурированный, утвержденный КМУ, для производства дезинфекционных средств (п. 293.1 подразд. 5);
  • до 31 мая акцизный налог взимается по льготной ставке 0 грн за 1 л 100%-ного спирта из спирта этилового, который используется для производства дезинфекционных средств (п. 293.2 подразд. 5);
  • 31 мая – предельный срок неприменения штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, совершенные начиная с 1 марта (за исключением нарушений правил начисления, декларирования и уплаты НДС, акцизного налога и рентной платы). Также 31 мая завершается период, за который налогоплательщикам не начисляется пеня, а начисленная, но не уплаченная с 1 марта пеня подлежит списанию (п. 521 подразд. 10); 
  • 31 мая – предельный срок моратория на проведение документальных и фактических проверок, который начался 18 марта (п. 522 подразд. 10);
  • 31 мая – предельный срок приостановки течения сроков, которые применяются в процедуре административного обжалования, относительно жалоб налогоплательщиков, которые поступили (поступят) до 31 мая и/или которые не рассмотрены по состоянию на 18 марта этого года (кроме жалоб относительно законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или по отрицательному значению НДС). С 1 июня течение приостановленных сроков продолжается с учетом времени, истекшего до такой приостановки (п. 528 подразд. 10);

2) разд. VIII Закону от 08.07.10 г. № 2464-VI: 

31 мая заканчивается мораторий на проведение:

  • проверок по вопросам начисления, исчисления и уплаты ЕСВ. По 31 мая (начиная с 1 марта) плательщикам ЕСВ не начисляется пеня, а начисленная за периоды с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая пеня подлежит списанию (п. 911.1, 911.2); 
  • документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ на период с 18 марта по 31 мая. При этом до 31 мая приостановлены документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ, которые были начаты до 18 марта и не завершены (п. 912);

31 мая – предельный срок приостановки срока рассмотрения жалоб плательщиков ЕСВ, которые поступили/поступят до этой даты и/или которые не рассмотрены по состоянию на 18 марта этого года (п. 913);

31 мая заканчивается срок подачи жалоб плательщиков ЕСВ, срок подачи которых приходится на период с 18 марта до 31 мая (п. 914).

Статистическая отчетность

Введена в действие обновленная статформа по статистике транспорта № 51-пас (2 раза в год) «Обследование физического лица – предпринимателя, который осуществляет пассажирские автоперевозки на маршруте» (за вторую неделю мая), которая распространяется на физлиц-предпринимателей (приказ Госстата от 14.06.19 г. № 216). 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы