Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения в законодательстве, действующие с июля 2020 года

01.07.2020 1766 1 0

С 1 июля повышен размер прожиточного минимума (далее – ПМ) на одно лицо из расчета на месяц. Так, размер ПМ составляет: для трудоспособных лиц – 2 197 грн, для детей в возрасте до 6 лет – 1 859 грн, а от 6 до 18 лет – 2 318 грн; для лиц, утративших трудоспособность – 1 712 грн. Такой размер ПМ будет действовать по 30 ноября этого года (ст. 7 Закона от 14.11.19 г. № 294-ІХ).

С 1 июля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс (далее – НК), внесенные по большей части Законом от 16.01.20 г. № 466-IX (см. обзор в «Налоговая реформа в действии»), согласно которым, в частности:

  • расширено понятие «доход с источником происхождения из Украины». Так, пп. 14.1.54 НК дополнен пп. «з» (доходы от отчуждения прав на добычу и разработку месторождений полезных ископаемых, минеральных источников и других природных ресурсов) и пп. «и» (прибыли от отчуждения акций, долей, корпоративных или других аналогичных прав в иностранных компаниях, организациях, созданных в соответствии с законодательством других государств (иностранные юрлица), которые соответствуют определенным данным подпунктом условиям). Подробно о новых видах налогооблагаемых украинских доходов нерезидента – см. в «Налог на украинские доходы нерезидентов: что нового» );
  • обращение на получение налоговой индивидуальной консультации можно подавать в электронной форме через электронный кабинет налогоплательщика. К обращению могут прикрепляться копии необходимых документов (абзац двадцать первый п. 421.2 НК);
  • доход от продажи объекта недвижимости определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости такого объекта, рассчитанной модулем электронного определения оценочной стоимости Единой базы данных отчетов об оценке (далее – ЕБДО), или не ниже рыночной стоимости такого объекта, определенной субъектом оценочной деятельности (оценщиком), в соответствии с законодательством и указанной в отчете об оценке, зарегистрированном в ЕБДО (п. 172.3 НК);
  • нотариус удостоверяет договор о продаже (обмену) объектов недвижимости между физлицами при наличии электронной справки об оценочной стоимости такого объекта недвижимости или отчета об оценке, зарегистрированного в соответствии с п. 172.3 НК, и документа об уплате налога в бюджет стороной (сторонами) договора и вносит в ЕБДО информацию о цене такого договора (п. 172.4 НК);
  • все без исключения налогоплательщики, в том числе и те, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, будут подавать налоговую декларацию по НДС ежемесячно (ст. 202 НК);
  • нормы п. 1281.1 НК применяются к распорядителю акцизного склада, который до 1 июля 2019 года не подпадал под определение плательщика налога в соответствии со ст. 212 НК (независимо от общей вместимости резервуаров, расположенных на акцизном складе такого распорядителя), а также к отечественным предприятиям, на которых осуществляется переработка нефти, газового конденсата, природного газа и их смесей в целях исключения целевых компонентов (сырья), которое предусматривает полный технологический цикл их переработки в готовую продукцию (горючее) (п. 18 подразд. 5 разд. XX НК);
  • завершилось действие нормы о временном освобождении от обложения акцизным налогом и НДС операций по бесплатной передаче подакцизных товаров, определенных пп. 215.3.5–215.3.52 НК, которые являются конфискованным имуществом, имуществом, признанным бесхозным, имуществом, за которым не обратился владелец до конца срока хранения (в т. ч. имуществом, указанным в ст. 184 Таможенного кодекса), которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства, в распоряжение ВСУ и других воинских формирований, других субъектов, которые обеспечивают нацбезопасность и оборону, отпор и сдерживание вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях в операции ООС, органов прокуратуры в этих областях (п. 38.12 подразд. 10 разд. XX НК);
  • единщики первой – третьей групп, являющиеся собственниками или постоянными пользователями земли, переданной в аренду, а также земель, на которых расположены объекты недвижимости, которые предоставляются в аренду (наем, ссуду), должны уплачивать земельный налог за такие земельные участки (пп. 4 п. 297.1 НК). О том, как отчитываться таким единщикам по земельному налогу, см. в «Земельный налог для единщиков: как отчитываться с 1 июля», «Земельный налог: как подать декларацию в середине года».

С 1 июля налоговый орган отправляет в бумажной и/или электронной форме плательщикам ЕСВ требование об уплате недоимки ЕСВ в порядке, определенном ст. 42 НК: требование, вынесенное по результатам документальной проверки, отправляется (вручается) плательщику, а вынесенное в целях взыскания недоимки по ЕСВ в случае его неуплаты в определенные сроки, – отправляется в бумажной и/или электронной форме (Закон от 16.01.20 г. № 465-IX). 

С 1 июля вступили в силу изменения в Порядок, утвержденный приказом Минфина от 13.01.15 г. № 4. Форма № 1ДФ не изменилась, откорректирован Справочник признаков доходов физических лиц (приложение к этому Порядку), а именно: 

  • признак «106» разделен на три: «106» (предоставление земельной доли (пая) в лизинг, аренду или субаренду); «195» (предоставление земельного участка сельхозназначения, имущественного пая в лизинг, аренду, субаренду, эмфитевзис); «196» (предоставление имущества (кроме земельной доли (пая), земельного участка сельхозназначения, имущественного пая) в лизинг, аренду или субаренду); 
  • признак «153» заменен двумя: «153» (сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной налогоплательщиком другим лицам, которая возвращается ему); «197» (сумма возвратной финпомощи, которая получается налогоплательщиком);
  • уточнено содержание признаков «125» (пенсионные взносы, страховые взносы (премии) за налогоплательщика, уплаченные работодателем-резидентом) и «128» (соцвыплаты из соответствующих бюджетов).

Офис крупных налогоплательщиков ГНС (https://officevp.tax.gov.ua) сообщил: поскольку приказ Минфина от 26.05.20 г. № 241 вступил в силу с 1 июля 2020 года, новые признаки доходов следует применять начиная с ІІІ квартала этого года.

С 1 июля форма декларации сбора за места для парковки транспортных средств, утвержденная приказом Минфина от 09.07.15 г. № 636, применяется в редакции приказа Минфина от 21.12.19 г. № 550, который действует с 13.03.20 г.

Поскольку согласно п. 46.6 НК новые формы деклараций вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за тем, в котором они были обнародованы, декларация по обновленной форме впервые подается за ІІ квартал 2020 года. Таким образом, с 1 июля плательщики подают вместе с декларацией приложение – расчет налоговых обязательств сбора за места для парковки транспортных средств (далее – ТС).

С 1 июля введен в действие Закон от 22.11.18 г. № 2617-VIII, которым внесены изменения в некоторые законодательные акты с целью упростить процедуру досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений. В частности, уголовные правонарушения разделены на уголовные проступки (т. е. деяния (действие или бездействие), за совершение которых предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более 3 000 НМДГ (51 000 грн) или другое наказание, не связанное с лишением свободы) и преступления (нетяжкие, тяжкие и особо тяжкие). Лицо, которое впервые совершило уголовный проступок или неосторожное нетяжкое преступление (кроме коррупционных уголовных правонарушений) освобождается от уголовной ответственности, если оно искренне раскаялось, активно способствовало раскрытию уголовного правонарушения и полностью возместило нанесенные им убытки или устранило причиненный ущерб. 

Также установлена уголовная ответственность за такие действия, как:

  • управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции (далее – лекарственные препараты);
  • передача управления ТС лицу, которое находится в состоянии такого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, или отказ лица, которое управляет ТС, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов;
  • употребление водителем ТС алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки или назначены медицинским работником), после дорожно-транспортного происшествия с его участием или после того, как ТС было остановлено по требованию полицейского, до проведения медицинского освидетельствования в целях установления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, или до принятия решения об освобождении от проведения такого медицинского освидетельствования.

Вышеназванные правонарушения наказываются штрафом в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн) с лишением права управлять ТС сроком до 3 лет. В случае повторного совершения таких правонарушений размер штрафа увеличивается до 3 000 НМДГ, а срок лишения права управления ТС составляет теперь от 2 до 3 лет (ст. 2861 Уголовного кодекса). 

С 1 июля введен в действие Закон от 03.12.19 г. № 318-IX, которым внесены изменения в Закон от 19.12.95 г. № 481/95-ВР (далее – Закон № 481). Целью этих изменений является отмена госмонополии на производство спирта; предоставление возможности субъектам хозяйствования (далее – СХ) любой формы собственности осуществлять деятельность по производству спирта при условии получения соответствующей лицензии; либерализация экспорта спирта из Украины. Теперь, в частности, могут осуществлять:

  • производство спирта этилового (в т. ч. как лекарственного средства), спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, зернового дистиллята, биоэтанола – СХ независимо от формы собственности, которые имеют соответствующую лицензию;
  • экспорт спирта этилового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового – СХ, которые получили лицензию на производство такого спирта;
  • импорт и оптовую торговлю на территории Украины спиртом этиловым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым – СХ при наличии лицензии на право оптовой торговли таким спиртом;
  • оптовую торговлю спиртом этиловым на медицинские и ветеринарные цели – заведения здравоохранения и СХ (организации) зооветеринарной поставки независимо от формы собственности при наличии лицензии на право оптовой торговли спиртом этиловым. Порядок ведения реестра указанных заведений и СХ (организаций) устанавливается Кабмином.

Для получения соответствующих лицензий СХ могут подать документы на рассмотрение в орган лицензирования – ГНС. Порядок выдачи лицензий на производство и оптовую торговлю спиртом регламентирован Законом № 481. Заметьте, что лицензия на производство спирта выдается предприятиям, которые имеют установленные круглосуточные системы видеонаблюдения за производством и отпуском продукции. Отключение таких систем является основанием для отказа в выдаче лицензии или ее отозвания.

С 1 июля введен в действие Закон от 12.09.19 г. № 79-IX, которым совершенствуется госрегулирование рынков финуслуг. НБУ и НКЦБФР признаны правопреемниками Нацкомфинуслуг, процессуальными правопреемниками Нацкомфинуслуг в судах. Они осуществляют лицензирование деятельности финучреждений: Нацбанк выдает лицензии на осуществление хоздеятельности по предоставлению финуслуг, а НКЦБФР – по предоставлению финуслуг управляющим и администраторам негосударственных пенсионных фондов. НБУ и НКЦБФР регистрируют, вносят сведения в реестры и базы данных и исключают сведения из реестров.

КУоАП предусмотрена ответственность: за деятельность в системе накопительного пенсионного обеспечения (далее – система НПО) без лицензии (ст. 1637); нарушение порядка раскрытия информации в системе НПО (кроме того, значительно повышены штрафы за такое нарушение для фондового рынка) (ст. 16311); нарушение законодательства в сфере госрегулирования рынков небанковских финансовых услуг (ст. 1665); невыполнение законных требований должностных лиц НБУ в сфере банковского законодательства, законодательства в сфере госрегулирования рынков небанковских финуслуг, законодательства, регулирующего перевод средств в Украине (ст. 18829) и т. п. 

С 1 июля считаются переоформленными лицензии на осуществление хоздеятельности по предоставлению финуслуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, далее – ЦБ): 

  • на услуги управления имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществления операций с недвижимостью – на лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ЦБ и деятельности в системе НПО – деятельности по управлению имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществления операций с недвижимостью; 
  • на услуги в системе НПО в части администрирования негосударственных пенсионных фондов – на лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ЦБ и деятельности в системе НПО – деятельности по администрированию негосударственных пенсионных фондов; 
  • на услуги предоставления гарантий и поручительства – на лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению финуслуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ЦБ) на услуги предоставления гарантий.

С 3 июля вступают в силу отдельные нормы Закона от 06.06.19 г. № 2740-VIII (далее – Закон № 2740). В частности, органы рыночного надзора имеют право обращаться к признанным независимым организациям с запросами о предоставлении информации о выдаче и отказе в выдаче документов о соответствии, установлении ограничений относительно них, их приостановках и отменах, а в определенных случаях – другой информации, связанной с процедурами оценки соответствия требованиям техрегламентов, к применению которых были привлечены соответствующие назначенные органы и признанные независимые организации (ч. 14 ст. 23 Закона от 02.12.10 г. № 2735-VI.).

С 4 июля вступают в силу отдельные нормы Закона от 18.05.17 г. № 2042-VIII. В частности, пищевые продукты могут ввозиться на таможенную территорию Украины, если они происходят из страны или ее отдельной территории, которая внесена в реестр стран и мощностей, с которых разрешается ввоз (пересылка) продуктов на таможенную территорию Украины. Также усиливаются требования к операторам рынка пищевых продуктов по вопросам предоставления государственному ветеринарному инспектору информации о пищевой цепи (ст. 34 данного Закона).

С 14 июля вступают в силу Требования к содержанию, форме и порядку предоставления информации о пищевой цепи, утвержденные приказом Минагрополитики от 13.06.18 г. № 270. 

С 15 июля участник общества может установить требование о нотариальном удостоверении подлинности собственной подписи во время принятия решений по вопросам деятельности соответствующего общества и/или требовании о нотариальном удостоверении сделки, предметом которой является его доля в уставном (складочном) капитале соответствующего общества, и отменить такое требование, сведения о чем вносятся в ЕГР. Такое требование участника или его отмена участником является односторонней сделкой и подлежит обязательному нотариальному удостоверению (ч. 2 ст. 5 Закона от 06.02.18 г. № 2275-VIII, с изменениями, внесенными Законом от 05.12.19 г. № 340-IX).

С 15 июля сведения о юрлице в ЕГР содержат: информацию относительно установления требования о нотариальном удостоверении подлинности подписи участника во время принятия им решений по вопросам деятельности соответствующего юрлица и/или требования о нотариальном удостоверении сделки, предметом которой является доля участника в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) соответствующего юрлица; размер доли учредителя (участника); размер уставного (складочного) капитала (паевого фонда) (пп. 10, 17 п. 3 разд. V Порядка, утвержденного приказом Минюста от 10.06.16 г. № 1657/5, с изменениями, внесенными приказом Минюста от 12.05.20 г. № 1626/5).

С 17 июля вступает в силу перечень предприятий, учреждений, организаций, которые предоставляют социально важные услуги населению, в который включены: АО «Ощадбанк», АО «Укрпочта», НБУ и уполномоченные им банки, в которых государство владеет долей уставного капитала в размере более 75 %, арендующие имущество, которое было закреплено на праве хозяйственного ведения за Нацбанком и передано в сферу управления других государственных органов либо в коммунальную собственность или закреплено на праве хозяйственного ведения за Нацбанком, для хранения запасов наличности НБУ и проведения технологических процессов по обеспечению наличного обращения (приложение 4 к Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 03.06.20 г. № 483).

31 июля – последний день карантина, установленного в Украине постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211. С 22 июня по 31 июля действуют запреты, установленные п. 3 и 4 постановления КМУ от 17.06.20 г. № 500, и рекомендации для СХ, предусмотренные п. 121 данного постановления об установлении начала работы на период действия карантина. Работа в органах исполнительной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления начинается в 8.00; в центрах предоставления админуслуг, органах соцзащиты населения, территориальных органах ПФУ – в 10.00. Соответственно, изменен режим работы налоговых органов (см. на сайте ГНС: https://www.tax.gov.ua).

До 31 июля СХ, которые работают в таких сферах, как: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; почтовая и курьерская деятельность; временное размещение и организация питания; страховая деятельность; образование; предоставление социальной помощи; искусство, спорт, развлечения и отдых, руководствуются рекомендованным для установления временем начала работы – в 10.00 или позже.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Лучшие материалы