Министерство образования и науки утвердило изменения к приказам, определяющим особенности организации дистанционного обучения в условиях военного положения.
Речь идет о приказах МОН от 07.08.2024 № 1112 и от 08.09.2020 № 1115.
Эти изменения – часть политики «Школа офлайн». Ее цель – обеспечить качественное образование для каждого ребенка, независимо от того, где он находится, – на контролируемой украинским правительством территории, временно оккупированной или за границей.
Решение является результатом системного сотрудничества с общинами и областями, а также учитывает предложения, предоставленные в рамках общественного обсуждения. Утвержденные изменения адаптированы к потребностям и специфике прифронтовых и приграничных с россией регионов.
Приказ вступит в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции. В то же время, учитывая важность решений, МОН уже начинает их коммуникацию, чтобы школы, общины и педагоги могли заранее ознакомиться с обновлениями.
1. Новые правила по наполняемости дистанционных классов.
Минимальное количество учащихся в дистанционном классе – 20 детей. Впрочем, основатели школ могут уменьшить это количество:
Требования к наполненности дистанционных классов не распространяются на заведения специализированного и специального образования.
2. Удаленная работа школы возможна даже без всех параллелей классов.
Заведение любого типа может работать по дистанционной форме, если в нем отсутствует не более двух параллелей. К примеру, школа имеет дистанционные 1–6, 8–11 классы – 7 класса может не быть.
3. Отдельный класс для обучения по украиноведческому компоненту.
В рамках одного дистанционного класса учащиеся должны учиться только по одной образовательной программе. Это поможет учителю эффективнее работать с детьми разных категорий – теми, кто находится в Украине на контролируемой правительством территории, на ВОТ или за рубежом.
Дети за границей. Если ребенок посещает школу в стране пребывания – он может дистанционно учиться по украиноведческому компоненту в украинской школе (5–8 часов в неделю, без перегрузки).
Если ребенок не ходит в местную школу – он может получать образование полностью дистанционно в украинском учебном заведении.
Также для детей за границей доступны индивидуальные формы обучения – экстернат или семейная форма.
Дети на ВОТ могут учиться по педагогическому патронажу. Это индивидуальное обучение с учетом потребностей ребенка и обстоятельств безопасности.
Важно: даже если в школе не открыт ни один класс, она может продолжить работать в форме педагогического патронажа. Эта форма предполагает оплату учителю за обучение конкретного ребенка.
Кроме того, если ребенок находится на территории, где продолжаются или возможны боевые действия, он может продолжать обучение дистанционно в своей школе, откуда уехал. Ему не нужно переводиться в другое заведение для дистанционного обучения.
В то же время, если есть возможность посещать очное обучение при наличии укрытия в школе, это остается приоритетом для учащихся.
Чтобы обеспечить плавный переход к изменениям, МОН внедряет кадровый резерв: он позволит учителям, которые могут остаться без нагрузки, проходить обучение и получать среднюю заработную плату. Это касается учителей из Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Сумской, Николаевской, Одесской, Харьковской, Херсонской и Черниговской областей.
Изменения к постановлению о кадровом резерве Кабмин утвердит в ближайшее время.
Все адаптированные изменения относительно особенностей дистанционного обучения будут внедрены с 1 сентября 2025 года. Обновленные правила позволят гибко реагировать на вызовы военного времени и гарантировать доступ к качественному образованию для всех детей – независимо от их места пребывания.
МОН