Что учитывается при исчислении размера пенсии госслужащего
Учитывается ли материальная помощь и индексация заработной платы государственного служащего при исчислении размера пенсии.
Материальная помощь на оздоровление и индексация заработной платы, с которых уплачены страховые взносы, подтверждается справкой, включаются в состав заработной платы государственного служащего и учитываются при исчислении размера ее пенсии.
Об этом заявил Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда по делу № 391/521/17(2-а/391/12/16).
Обстоятельства дела
Из материалов дела известно, что истица обратился в суд с иском к Бобринецкого объединенного управления Пенсионного фонда Украины Кировоградской области, в котором просила:
- признать противоправными действия ответчика об отказе в перерасчете пенсии и выплаты за период с 01.12.2002 до 01.12.2004 разницы между фактически выплаченной пенсией и вычисленной с учетом других надбавок (материальной помощи на оздоровление, сумм индексации зарплаты), то есть за последние 24 месяца работы на государственной службе;
- обязать ответчика произвести перерасчет пенсии и выплатить за период с 01.12.2002 до 01.12.2004 разницы между фактически выплаченной пенсией и вычисленной с учетом других надбавок (материальной помощи на оздоровление, сумм индексации зарплаты) на основании справки, выданной Трудовым архивом со дня подачи заявления, то есть с 26.06.2017.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Апелляционный суд постановление суда первой инстанции отменил, административный иск удовлетворен частично.
Признаны противоправными действия Бобринецкого объединенного управления Пенсионного фонда Украины Кировоградской области об отказе в осуществлении перерасчета пенсии с учетом сумм материальной помощи на оздоровление и индексации заработной платы.
Обязано Бобринецкое объединенное управление Пенсионного фонда Украины Кировоградской области осуществить с 10 июля 2017 перерасчет и выплате истцу назначенной пенсии государственного служащего с учетом сумм выплаченной материальной помощи и индексации заработной платы, из которых уплачен сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, в размере 82% от суммы заработной платы в соответствии с архивной справки, выданной Компаниевского районным трудовым архивом Кировоградской области;
Не соглашаясь с решением апелляционного суда, кассатор подал кассационную жалобу, в частности, отмечал что в соответствии со ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок. Поэтому выплаты, истица просила учесть при проведении перерасчета пенсии, не входят в перечень выплат, указанных в статье 33 Закона Украины «О государственной службе», и не могут быть включены в расчет пенсии.
Вывод Верховного Суда
Так, как следует из материалов дела, спорным является вопрос не о праве истца на перерасчет пенсии в случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим, а о праве на выплату пенсии, исчисленную с учетом всех составляющих заработной платы, на которые были начислены страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование и на учет которых истица имело право при назначении пенсии.
Судьи ВС отметили, что Верховный Суд уже рассматривал дела с таким предметом спора. В частности, в постановлениях от 02.04.2019 по делу № 570/4196/16-а, от 09.04.2020 по делу № 534/2349/16-а, обстоятельства которых подобны, Верховный Суд отметил:
«Частью 1 статьи 66 Закона Украины« О пенсионном обеспечении »указано, что в заработок для исчисления пенсии включаются все виды оплаты труда (выплат, дохода), на которые в соответствии с Законом Украины« О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование »начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, действовавшей на день получения указанного заработка (выплат, дохода).
Статья 41 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» определяет выплаты (доходы), учитываемые в заработную плату (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии. Так, в частности, к такому доходу (заработной платы) учитываются: суммы выплат, получаемых застрахованным лицом после вступления в силу настоящего Закона, с которых в соответствии с настоящим Законом были фактически начисленные (вычисленные) и уплаченные страховые взносы; суммы выплат, получаемых застрахованным лицом до вступления в силу настоящего Закона, в пределах сумм, на которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, начислялись взносы на государственное социальное страхование или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что полученные застрахованным лицом суммы выплат, с которых были фактически начисленные и уплаченные страховые взносы или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, включаются в состав заработной платы государственного служащего и учитываются при исчислении размера его пенсии.
Таким образом, материальная помощь на оздоровление и индексация заработной платы, с которых уплачены страховые взносы, подтверждается справкой, включаются в состав заработной платы государственного служащего и учитываются при исчислении размера ее пенсии.
Доводы кассационной жалобы по поводу того, что с 01.06.2015 отменены нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии назначаются в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», а с 01.05.2016 вступил в силу Закон Украины от 10 декабря 2015 № 889-VИИИ «О государственной службе», согласно которому назначены пенсии государственного служащего не пересчитываются, коллегия судей считает безосновательными, поскольку предметом иска по данному делу является неправильное исчисление размера пенсии истцу при ее назначении в соответствии с требованиями Закона № 3723-ХII по учету всех составляющих оплаты труда , из которых удержан взнос на государственное социальное страхование, на которые истец имел право до вступления в силу Закона № 889-VИИИ ».
Так, судьи ВС не нашли оснований для отступления от этого правового заключения по делу, которое рассматривается. ВС также отметил, что право на перерасчет пенсии возникло у истца еще в момент назначения пенсии, то есть во время действия Закона Украины «О государственной службе» в редакции, которая предусматривала проведение перерасчетов назначенной пенсии с учетом всех составляющих оплаты труда, из которых удержан взнос на государственное социальное страхование.
Учитывая изложенное, Верховный Суд не установил неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного решения и согласился с выводом суда апелляционной инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
sud.ua
Комментарии к материалу