Что нужно знать о новых правилах предоставления госпомощи
Закон Украины О государственной помощи субъектам хозяйствования, вступивший в силу в августе прошлого года, устанавливает новые правила предоставления государственной помощи в Украине, в том числе и помощи на инвестиции.
Вопрос привлечения инвестиций в национальную экономику постоянно в фокусе внимания как государственных деятелей, так и СМИ, поэтому хотим остановиться именно на особенностях государственного и местного инвестирования (инвестиционные проекты, для реализации которых предоставляется государственная поддержка) в контексте применения новых правил государственной помощи в Украине.
Инвестиционные проекты крайне важны для Украины, поскольку они непосредственно влияют на экономический рост, создавая новые рабочие места и усиливая рынки. Для того, чтобы привлекать инвестиции во все регионы страны, государство предоставляет инвестиционным проектам целевую поддержку. Государственная поддержка для реализации инвестиционных проектов может иметь несколько форм:
- софинансирование за счет средств государственного или местного бюджета;
- предоставление в соответствии с законодательством для реализации инвестиционных проектов государственных или местных гарантий с целью обеспечения выполнения долговых обязательств по заимствованиям субъекта хозяйствования;
- кредитование за счет средств государственного или местного бюджета субъектов хозяйствования;
- полной или частичной компенсации за счет средств государственного или местного бюджета процентов по кредитам субъектов хозяйствования для реализации инвестиционных проектов.
После вступления в силу закона 2 августа 2017 года государственная поддержка для реализации инвестиционных проектов осуществляется с соблюдением его требований (часть пятая статьи 2 Закона Украины Об инвестиционной деятельности).
Целью контроля за государственной помощью является минимизация негативного влияния на конкуренцию, прозрачное и рациональное расходование государственных средств, с введением общественного контроля над этим процессом, а также создание «равных условий игры» со стороны государства, что является одним из основных вопросов, связанных с поддержкой инвестиционных проектов в Украине. Государственная помощь, которая предоставляет нечестные преимущества определенным компаниям, может навредить украинским предприятиям и их европейским конкурентам, усиливая неопределенность на рынке и усложняя принятие взвешенных коммерческих решений для европейских фирм.
По общему правилу предоставление государственной помощи запрещено, кроме случаев, если на такую помощь не распространяется действие Закона или до начала ее предоставления принято решение АМКУ о допустимости такой помощи для конкуренции.
Поэтому есть необходимость в правовой определенности и очерчивании «безопасной гавани» для иностранных и национальных инвесторов в случае осуществления инвестирования с привлечением государственной поддержки.
Далее приведены условия, в которых соответствующее инвестирование не является государственной помощью и, соответственно, отсутствует необходимость обращения в Антимонопольный комитет как уполномоченному органу в сфере государственной помощи.
- Государственная поддержка не является государственной помощью, если не соблюден хотя бы один из ее признаков.
Закон определяет, что государственная поддержка является государственной помощью при наличии 5 признаков, которые должны быть соблюдены одновременно, так как в противном случае – это уже не является государственной помощью и не требует уведомления АМКУ.
1) расходование или недополучение государственных ресурсов; 2) предоставляется именно субъекту хозяйствования, который является получателем государственной помощи (не распространяется на субсидии населению); 3) избирательность (программа не является открытой для всех потенциальных желающих); 4) предпочтение субъекту хозяйствования; 5) влияние меры на конкуренцию.
2. Правила незначительной государственной помощи.
3. Исключение из сферы действия Закона.
4. Действующая государственная поддержка.
5. Инвестиционные проекты, реализуемые на условиях софинансирования органов власти или местного самоуправления и международных финансовых организаций (МФО). Органы власти или органы местного самоуправления, которые принимают решение о передаче ресурсов государства (местных ресурсов) субъекту хозяйствования как финансовой поддержки, обязаны сообщить АМКУ о таких мерах поддержки в той части финансирования, что квалифицируется как государственные или местные ресурсы и в отношении которого органы власти по своему усмотрению принимают решение о направлениях использования ресурсов МФО или обеспечивают гарантиями.
6. «Условно предоставленное финансирование». Если решение относительно направлений и порядка использования кредитных средств МФО, привлеченных под государственные или местные гарантии, принимают непосредственно МФО, их представительства, без передачи органам государственной власти или органам местного самоуправления Украины права распоряжаться такими средствами, в частности, назначать получателей или уполномочивать управляющих такими фондами.
7. Особенности инвестирования с привлечением гарантий (государственных или местных). Гарантия является одной из форм государственной помощи и подлежит оценке АМКУ в случае, когда она предоставляется не на рыночных условиях.
Все указанные пункты определяют условия, при которых реализация инвестиционных проектов по своей природе не является государственной помощью. Именно финансирование инфраструктурных проектов является одним из распространенных направлений предоставления государственной поддержки.
Консультации и информационно-разъяснительная работа, которую на постоянной основе проводит АМКУ при поддержке проекта технической помощи, является одним из основных приоритетов деятельности Комитета и предоставляет возможность избежать ошибок в случае соблюдения законодательства о государственной помощи на этапе планирования действий по инвестированию бюджетных и внебюджетных средств. Цель – способствовать лучшему пониманию европейских правил государственной помощи в области инвестиций среди всех заинтересованных сторон, а также поощрить органы центральной и местной исполнительной власти совместно с АМКУ работать над тем, чтобы все инвестиционные проекты в Украине внедрялись в полном соответствии с новыми правилами государственной помощи.
Новые правила государственной помощи были приняты во исполнение евроинтеграционных обязательств, в том числе с целью увеличения инвестиционной привлекательности для европейских компаний и институтов, которые уже не одно десятилетие осуществляют хозяйственную деятельность в рамках правового поля контроля за государственной помощью.
http://biz.nv.ua
Комментарии к материалу