Эксперты программы USAID по аграрному и сельскому развитию (АГРО), привлеченные Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, подготовили ответы на самые распространенные вопросы относительно Закона № 2145-IX о земельных отношениях во время военного положения.
Здесь рассказываем о том, на какие именно земли распространяется действие этого Закона.
Если при передаче в аренду земельного участка нужно изменять его целевое назначение (код целевого назначения), то такой участок можно будет передать в аренду после возобновления работы Государственного земельного кадастра, поскольку смена целевого назначения участка должна фиксироваться в кадастре.
С 2021 г. землям запаса с/х назначения присваивается отдельный код целевого назначения. При передаче такого участка в аренду для ведения товарного с/х производства нужно присвоить участку новый код целевого назначения. В то же время при изменении целевого назначения нужно вносить сведения в Государственный земельный кадастр, который пока не работает. Поэтому передача земельного участка с/х назначения, находящегося в запасе, будет возможна после возобновления работы Государственного земельного кадастра.
Земельные участки под общественными сенокосами и общественными пастбищами имеют отдельный код целевого назначения – 18.00. Для передачи их в аренду для ведения товарного с/х производства необходимо изменять код целевого назначения участка. Это станет возможным только после возобновления работы Государственного земельного кадастра, где отражаются сведения о целевом назначении земельного участка.
Закон № 2145 не запрещает формирование земельного участка под хозяйственным двором для передачи его в аренду для ведения товарного с/х производства. Но проблема в том, что такие земельные участки имеют разное целевое назначение. Для того чтобы зарегистрировать участок в кадастре и внести сведения о новом целевом назначении участка, нужно внести соответствующие данные в Государственный земельный кадастр (на данный момент он не работает). Поэтому пока такая аренда земельного участка невозможна.
Передача приусадебных земельных участков гражданам в собственность требует проведения регистрации таких участков в Государственном земельном кадастре, а прав на них – в Государственном реестре вещных прав. Поскольку кадастр и реестр не работают, то передача таких земельных участков в собственность не осуществляется. Закон № 2145 не распространяется на отношения по передаче приусадебных земельных участков органами власти в собственность граждан.
Согласно Классификации, отдельными видами целевого назначения земельных участков являются: код 01.01 – для ведения товарного с/х производства; код 01.02 – для ведения фермерского хозяйства. Поскольку в этом случае следует изменять целевое назначение, передача такого участка в аренду на основании Закона № 2145 не осуществляется.
Земельные участки научно-исследовательских учреждений и земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства имеют разное целевое назначение. Земельный участок не может быть сдан в аренду на основании Закона № 2145, если нужно изменять его целевое назначение.
Смена угодья «пастбища» на «пашню» осуществляется путем разработки проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочения угодий. Согласно ст. 15 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре», состав угодий с указанием контуров, координат поворотных точек подлежит внесению в Кадастр – это часть сведений о земельном участке. Поэтому изменение состава угодий земельного участка пока невозможно – он будет доступен после возобновления работы Государственного земельного кадастра, куда необходимо внести сведения о соответствующих изменениях.
Местный совет сможет это сделать только после возобновления работы Государственного земельного кадастра и Государственного реестра прав (на данный момент они не работают) – на основании не Закона № 2145, а Земельного кодекса Украины.
Если умершие граждане (наследодатели) не имели оформленных прав на огороды (осуществляли фактическое землепользование), то их наследники не могут их унаследовать. Очевидно, что такие земельные участки следует считать свободными, они принадлежат на праве собственности общинам и их можно предоставлять в пользование другим лицам.
При передаче в аренду часть площади земельного участка следует сформировать ее в земельный участок по правилам, предусмотренным Законом № 2145, то есть на основании разработки землеустроительной документации землеустройства по инвентаризации земель.
Да, это возможно. Такие земельные участки передаются в аренду по решению совета соответствующего территориального общества.
До возобновления работы Государственного земельного кадастра такие сведения можно получить в Госгеокадастре или его территориальном органе. Сельский, поселковый и городской советы тоже могут иметь сведения.
Закон № 2145 не регулирует вопрос передачи в аренду земельных участков под водными объектами. Такая передача может осуществляться на основании Земельного кодекса Украины, Закона об аквакультуре и других законодательных актов, но только после возобновления работы Государственного земельного кадастра и Государственного реестра вещных прав (в настоящее время они не работают), в котором можно будет зарегистрировать право аренды водного объекта, а не договор аренды.
PS
Все руководство с наиболее распространенными вопросами и ответами о земельных отношениях на время военного положения (по Закону № 2145-IX) доступно по ссылке.
Загрузить материалы разъяснения Закона № 2145, типовые договоры можно по ссылке.
Вебинар «Земельные отношения в условиях военного положения» доступен по ссылке.
По материалам Минагро