Закон Украины № 2120: изменения в перечень видов доходов, не облагаемых НДФЛ и ВС, особенности проведения проверок плательщиков
С 17.03.2022 вступил в силу Закон Украины от 15 марта 2021 года № 2120-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения» (далее – Закон № 2120).
Законом № 2120 расширен перечень видов доходов, не включаемых в состав совокупного налогооблагаемого дохода и, соответственно, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и военным сбором (ВС).
Так, не включается в совокупный налогооблагаемый доход сумма (стоимость) благотворительной помощи, выплаченная (оказанная) благотворителями, в том числе благотворителями – физическими лицами, согласно Закону Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях, в течение действия правового режима военного, чрезвычайного положения в пользу:
- участников боевых действий – военнослужащих (резервистов, военнообязанных) и работников Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников Министерства внутренних дел Украины , Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, добровольческих формирований территориальных общин, полицейских и работников Национальной полиции Украины, защищающих (защищавших) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины , принимают (принимали) непосредственное участие в отпоре вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранение угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности в период действия военного, чрезвычайного положения, находясь непосредственно в районах ние указанных мер;
- работников предприятий, учреждений, организаций, сил гражданской защиты, привлекаемых (привлекаемых) и принимающих (принимающих) непосредственное участие в осуществлении мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации, находясь непосредственно в районах проведения боевых действий и в период совершения боевых действий, в порядке, установленном законодательством или в пользу членов их семей;
- физических лиц, проживающих (живших) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия, и/или вынужденно покинувших место жительства в связи с проведением боевых действий в таких населенных пунктах.
В случае выплаты указанным лицам благотворительной помощи на лечение и медицинское обслуживание (обследование, диагностику), в том числе для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечение изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления, такая помощь также не будет подлежать налогообложению НДФЛ и ВС (п.п. 170.7.8 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса Украины) .
Не подлежит налогообложению НДФЛ и ВС сумма благотворительной помощи, выплаченная (оказанная) международными благотворительными организациями (их филиалами, представительствами), перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины физическим лицам, проживающим (жившим) в населенных пунктах, на территории которых проводятся (проводились) боевые действия во время действия военного, чрезвычайного положения и/или вынужденно покинули место жительства (временно перемещенные лица), в связи с форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы), в том числе в связи с введением военного, чрезвычайного состояния, подтвержденными в установленном законом порядке.
Согласно п.п. 170.7.2 п. 170.7 ст. 170 НКУ, не включается в налогооблагаемый доход целевая или нецелевая благотворительная помощь, оказываемая налогоплательщику, пострадавшему в результате вооруженной агрессии Российской Федерации в период действия правового режима военного, чрезвычайного положения.
Что касается проверок, то право на проведение в соответствии с законодательством проверок налогоплательщиков предоставляет контролирующему органу п.п. 20.1.4 п. 20.1 ст. 20 НКУ.
Согласно п.п. 78.1.7 п. 78.1 ст. 78 НКУ обстоятельством, наличие которого дает контролирующему органу право на проведение документальной внеплановой проверки, может быть, в частности, прекращение предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя.
Согласно пункту 522 подраздела 10 раздела ХХ НКУ на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID 19) установлен мораторий на проведение документальных проверок, кроме в частности документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным п.п. 78.1.7 и 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 НКУ.
При этом согласно п. 2 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2120 действие п. 522 подраздела 10 раздела XX НКУ останавливается на период действия военного, чрезвычайного положения.
Кроме того, Законом №2120 внесены изменения в п.п. 69.2 п. 69 раздела ХХ НКУ, а именно: налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются, кроме камеральных проверок деклараций или уточняющих расчетов (в случае их представления), к которым подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, показатели которых сформированы на основании налоговых накладных и/или расчетов корректировки, составленных и зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных, и/или таможенных деклараций, за исключением товаров (продукции), определенных подпунктами 215.3.1, 215.3.2, 215.3.21 и 215.3.31 п. 215.3 ст. 215 НКУ и фактических проверок.
Законом № 2120 также внесены изменения по поводу проведения фактических проверок, определенных подпунктами 80.2.2 и 80.2.3 п. 80.2 ст. 80 НКУ.
Так, в соответствии с внесенными изменениями основаниями для проведения фактических проверок являются:
- в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности, по осуществлению налогоплательщиками расчетных операций, в том числе с обеспечением возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств, ведение кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производства и обращения подакцизных товаров (п.п. 80.2.2 .п.80.2 ст.80 НКУ);
- письменное обращение покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, в том числе необеспеченности возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств, кассовых операций, патентования или лицензирования (п. п. 80.2.3 п. 80.2 ст.80 НКУ).
https://dp.tax.gov.ua
Комментарии к материалу