Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Закон № 3050: новые правила применения льгот по эконалогу

24.05.2023

6 мая 2023 вступил в силу Закон Украины от 11 апреля 2023 года № 3050-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка , за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» (далее – Закон).

Согласно Закону перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией (далее – Перечень территорий) определяется в установленном Кабинетом Министров Украины порядке (п.п. 69.16 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс).

Порядок, которым определены некоторые вопросы формирования Перечня территорий, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 6 декабря 2022 года № 1364 (далее – Постановление), пунктом 1 которого Министерству по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий делегированы полномочия по:

  • утверждению Перечня территорий;
  • определению составляющих Перечня территорий,
  • определению формата записи, по которому территории отображаются в перечне;
  • утверждению формы перечня территорий.

Таким образом, Перечень территорий, утвержденный приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины от 22.12.2022 № 309, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23.12.2022 под № 1668/39004 (далее – Приказ) временно оккупированных российской федерацией (далее – Территории), в том числе при взимании экологического налога.

Внимание!

Приказом утвержден:

1. раздел I, включающий две части:

  • территории возможных боевых действий (часть первая);
  • территории активных боевых действий (часть вторая);

2. раздел II – временно оккупированные территории Украины.

Таким образом, для целей взимания экологического налога применяется часть 2 раздела I и раздел II Приказа.

Право не начислять и не платить за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года экологический налог предоставлен плательщикам, у которых во время осуществления деятельности на Территориях, которые в 2022 году Приказом включены в Перечень территорий, возникают объекты налогообложения экологическим налогом, установлено пп. 69.16 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса.

Право не начислять и не платить за период с 1 января 2023 года

В 2023 году, начиная с 1 января, не начисляется и не уплачивается экологический налог за объекты налогообложения, возникающие на:

  • Территориях, включенных в Перечень территорий;
  • земельных участках, загрязненных взрывоопасными предметами, или признанных потенциально загрязненными взрывоопасными предметами.

Право не начислять и не платить экологический налог плательщикам за объекты налогообложения, возникающие на Территориях, прекращается с первого числа месяца, следующего за датой, указанной в колонке «Дата завершения боевых действий» соответствующего Перечня территорий Приказа.

Право не начислять и не платить экологический налог плательщикам за объекты налогообложения, возникающие на земельных участках, загрязненных взрывоопасными предметами, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены активные боевые действия или временная оккупация на соответствующей территории (в в том числе, если дата начала обследования опасной территории операторами противоминной деятельности наступает после даты завершения боевых действий или временной оккупации на соответствующей территории) и завершается последним числом месяца, в котором такие земельные участки признаны пригодными для использования.

Период, когда земельные участки считаются потенциально загрязненными взрывоопасными предметами, определяется как период, начинающийся с первого числа месяца, на который приходится дата принятия решения органа местного самоуправления – сельским, поселковым, городским советом, военной администрацией или военно-гражданской администрацией (далее – Орган ) о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов и сборов на основании заявления налогоплательщика и завершается последним числом месяца, на который приходится одна из нижеприведенных дат:

  • последний день срока, на который предоставлена льгота по уплате местных налогов и/или сборов в соответствии с принятым решением (в том числе с учетом изменений, внесенных в такое решение);
  • дата отмены соответствующего решения;
  • дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности или признание земельного участка пригодным для использования,
  • в зависимости какая из них наступает раньше.

При этом неначисление и неуплата экологического налога плательщиком за объекты налогообложения, возникающие на участках, загрязненных взрывоопасными предметами или признанных потенциально загрязненными взрывоопасными предметами происходит в случае обязательного выполнения двух условий:

  • представление в Орган заявления о потенциальном загрязнении земельного участка взрывоопасными предметами;
  • принятие таким Органом решения об освобождении от взимания платы за землю за земельный участок, указанный в таком заявлении.

Поскольку Кодексом установлено, что земельным участком является часть земной поверхности с установленными границами, определенным местоположением, целевым (хозяйственным) назначением и с определенными по нему правами (п.п. 14.1.74 п. 14.1 ст. 14 Кодекса), то решение о Признание такого земельного участка потенциально загрязненным взрывоопасными предметами принимается исключительно в части сформированных земельных участков, имеющих кадастровые номера.

Обращаем внимание на то, что действие нормы пп. 69.16 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса в 2022 и 2023 годах распространяется на налогоплательщиков, объекты и налогооблагаемую базу экологическим налогом которых определены пп. 242.1.1 - 242.1.3 и 242.1.5 п. 242.1 ст. 242 Кодекса.

Уточнение налоговых обязательств по экологическому налогу

1) За объекты налогообложения, расположенные на Территориях, включенных в Перечень территорий, утвержденного Приказом.

Плательщики экологического налога, которые до даты вступления в силу Закона в налоговых периодах 2022 – 2023 годов задекларировали налоговые обязательства за объекты налогообложения, расположенные на Территориях, включенных в Перечень территорий, утвержденного Приказом, руководствуясь п. 50.1 ст. 50 Кодекса могут уточнить такие налоговые обязательства путем представления соответствующих уточняющих налоговых деклараций.

За период 2023 налоговые обязательства уточняются в соответствии с периодами начала и завершения боевых действий или временной оккупации на соответствующих Территориях.

2) За объекты налогообложения, расположенные на других территориях

Плательщики экологического налога, зарегистрированные (взятые на учет) по месту размещения стационарных источников загрязнения, за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов на земельных участках, загрязненных взрывоопасными предметами, или которые были признаны потенциально загрязненными взрывоопасными предметами, которые до даты вступления в силу за 2022 и/или 2023 года налоговые обязательства имеют право откорректировать начисленные за эти периоды суммы экологического налога путем представления уточняющих налоговых деклараций.

Уточнение налоговых обязательств осуществляется за периоды, в течение которых земельные участки по месту размещения источника загрязнения были признаны загрязненными или потенциально загрязненными взрывоопасными предметами. Признание территорий загрязненными (потенциально загрязненными) взрывоопасными предметами подтверждается принятием Органом решения об освобождении от платы за землю за земельный участок.

Налогоплательщики, которые в 2022-2023 годах не декларировали свои налоговые обязательства за объекты налогообложения, расположенные на Территориях, утвержденных Приказом, должны задекларировать соответствующие налоговые обязательства при их наличии.

Применение штрафных санкций и начисление пени

Порядок выполнения в период военного положения плательщиком экологического налога своей обязанности, в частности, по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представление отчетности установлено п.п. 69.1 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса. Согласно абзацу четырнадцатого настоящего подпункта в случае самостоятельного исправления ошибок, приведших к занижению налогового обязательства в отчетных (налоговых) периодах, приходящихся на период действия военного положения, такие плательщики освобождаются от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 ст. . 50 Кодекса и пени.

То есть плательщики экологического налога, которые будут предоставлять в контролирующие органы уточняющие налоговые декларации за отчетные (налоговые) периоды, приходящиеся на период действия военного положения, не начисляют штрафные санкции и пеню.

https://tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы