Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

За что налоговики чаще всего штрафуют предпринимателей: перечень типичных ошибок

04.02.2021

Перечень типичных ошибок, которые допускают предприниматели.

В предпринимательской деятельности можно минимизировать внимание налоговой, штрафы и другие негативные последствия для предпринимателя. Какие типичные ошибки предпринимателей и как их можно избежать?

Оплата налогов: пропуск сроков, оплата в полном размере, оплата на неверные реквизиты

Ежегодно налоговая обновляет счета для уплаты налогов и сборов. К сожалению, многие предприниматели платят по старым реквизитам.

Как следствие, у них формируется налоговый долг и недоимка. Налоговый долг более 2-х кварталов, выше 180 необлагаемых минимумов доходов граждан (на 01 января 21 года - 3060 грн), это основание для снятия статуса плательщика единого налога и перевод на общую систему.

На общей системе налогообложения другие ставки налогов и сборов для оплаты: 18% НДФЛ, 1,5% военный сбор, 22% ЕСВ от прибыли. Кроме того, меняется ведения учета.

Например, ФЛП 3 группы зарегистрирован 1 января 2019, получает доход, платит налоги. 27 января 2021 узнает, что лишен статуса плательщика единого налога с 1 июня 2020 за этот период он задекларировал доход 1500000 грн и платил налоги по ставке налога 5%. Но доход с 1 июня 2020 нужно было декларировать по ставкам общей системы. Разница в сумме налогов будет колоссальной, а доказать, что не должен платить, как общесистемщик, крайне сложно.

Перейти на упрощенную систему ФЛП сможет через год после лишения статуса.

Проверять реквизиты для уплаты налогов и сборов можно в Электронном кабинете (ЭК). Но обновленные реквизиты на начало года появляются в нем не сразу. Их можно найти на сайте региональной/центральной налоговой и проверить на сайте казначейства.

Важно помнить об изменении счетов в начале года. Перед оплатой налогов и сборов проверять реквизиты в ЭК. После оплаты мониторить раздел ЭК «Расчеты с бюджетом», а также проверять статус плательщика единого налога.

Если налоговый долг - после его оплаты начисляется штраф и пеню. В ЭК можно пересмотреть сумму штрафа и пени, после чего оплатить их. Проверить зачисления штрафа и пени можно через три-четыре дня после оплаты ЭК.

Очередность зачисления платежей на счета, если налоговый долг:

  1. Налоговый долг
  2. Штраф
  3. Пеня
  4. Обязательный платеж

Если налоговый долг не платить - его погашения будет происходить за счет уплаты обязательных платежей. «Новый» налоговый долг будет возникать по обязательным платежам.

Оплата налогов в полном размере

Налоги и сборы для некоторых предпринимателей привязаны к размеру минимальной заработной платы и прожиточного минимума, которые увеличиваются ежегодно. С их изменением соответственно изменяется размер налогов для предпринимателя. Часть предпринимателей несколько лет платит одинаковый размер налогов и сборов, хотя размер изменился.

Оплачивая обязательные платежи меньше необходимого размера, появляется налоговый долг, начисляют штраф и пеню. Также есть вероятность потерять статус плательщика единого налога.

Перед оплатой налогов и сборов важно проверять актуальные размеры.

Несоответствие видов деятельности, не внесение видов деятельности в реестр плательщиков единого налога

Единщик может работать и получать доход по видам деятельности, которые:

  1. Разрешены для упрощенной системы налогообложения.
  2. Внесены в ЕГР и реестр плательщиков единого налога.

Если ФЛП единщик получает доход от вида деятельности не внесенного в реестр - это основание для лишения статуса плательщика единого налога и обложения дохода от этой деятельности по другой ставке.

Форма расчетов: наличная или безналичная?

Казалось бы, все просто, наличные - это деньги, полученные в бумажной форме, безналичные - то, что предприниматель получает на банковский счет. К сожалению, все не так просто.

Предприниматели считают, что оплата от клиента через терминал - это безнал. По мнению налоговой расчет через терминал - это наличные деньги.

Доход, который может получить единщик без использования кассового аппарата (или наличные + безнал) - 220 размеров минимальной зарплаты, установленной на начало года (в 2021 году - 1, 32 млн грн).

Если ФЛП получает доход (наличные + безнал) в год больше 220 размеров минимальной зарплаты - он обязан установить кассовый аппарат. Кассовый аппарат тянет за собой другие отчеты, правила работы предпринимателей и учет.

В интернете можно почитать советы о закрытии СПД и открытия снова, чтобы избавиться от обязанности использовать кассовый аппарат. Но закрытие не освобождает от этой обязанности.

Важно знать, к какой форме отнести оплаты от клиентов (наличные или безналичные). При наличных или смешанных расчетах следить за лимитом для установки кассового аппарата.

Неподача отчетности: когда деятельность не ведется, а не подача 20-ОПП и 1-ДФ

Предприниматель обязан подавать отчетность за периоды, когда он не работает.

Кроме того, если предприниматель платил услуги/товар ФЛП или физическому лицу, он должен отразить такие операции в отчете 1ДФ. Указать ИНН получателя, код классификации дохода, размер дохода и тому подобное.

20-ОПП подается в случаях, когда ФЛП покупает или берет в аренду землю/автомобиль/помещения и др.

За непредставление отчетов налоговая начисляет штрафы.

Важно подавать отчеты в установленные сроки подачи.

Первичные документы, оформление документов с ошибками

Вопрос наличия документов, подтверждающих получение доходов ФЛП достаточно спорный. В основном они нужны в налоговых проверках. Можно долго спорить о правомерности или неправомерности действий налоговиков. Задача в другом - дать рекомендации, которые минимизируют негативные последствия проверки налоговиков или уменьшат внимание налоговиков к вашему бизнесу.

Наша рекомендация - иметь документы, подтверждающие полученный доход. Общесистемщикам - сохранять документы в подтверждение расходов.

Кроме этого, документы должны быть оформлены надлежащим образом и иметь реквизиты первичного документа: наименование сторон, реквизиты, ответственное лицо (проверить, имеет ли право подписи документов) и др.

Занижение дохода

Платежные системы/эквайринг имеют комиссии за свои услуги. Чаще всего снимают ее при перечислении денег. Поэтому на счет предпринимателя поступает сумма за вычетом комиссии.

Чаще всего предприниматели декларируют сумму, которая поступила на счет без комиссии. Правильно декларировать полную сумму с комиссией, которую высчитывает платежная система/эквайринг. Это также доход предпринимателя.

Важно ознакомиться с договором, определить каким образом платежная система снимает комиссию и правильно декларировать сумму дохода.

bizshid.com

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
15.09.2025
Требовать ли трудовую книжку при трудоустройстве совместителя
Ответим на следующие вопросы: должен ли предоставить трудовую книжку работник при трудоустройстве по совместительству и какой документ должен предоставить работник вместо трудовой книжки. Больше по теме: Особенности оформления на работу совместителя Должен ли предоставить трудовую книжку работник п...
15.09.2025
Перепоручение: как правильно оформить доверенность на передачу полномочий
Рассмотрим, что такое перепоручение; какова форма доверенности, выданной в порядке перепоручения; условия и особенности оформления, когда перепоручение утрачивает силу; порядок отмены доверенности и т. д. Больше по теме: Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредником, о...
15.09.2025
Как заполнить приложение 1 к декларации эконалога в части выбросов двуокиси углерода в случае превышения их объема (500 тонн) в течение текущего года
Расчет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения осуществляется в приложении 1 к Декларации. При этом для каждого стационарного источника загрязнения составляется два отдельных приложения 1, одно из которых – для декларирования налоговых обязате...
Лучшие материалы