Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Является ли бюджетным грантом компенсация Фондом развития предпринимательства расходов по программе «Доступные кредиты 5-7-9»

03.06.2024 19 0 0

Является ли бюджетным грантом компенсация расходов на уплату процентов по государственной программе «Доступные кредиты 5-7-9» Фондом развития предпринимательства и осуществляется ли корректировка финансового результата до налогообложения на сумму такой компенсации?

В соответствии с пп. 14.1.2771 Налогового кодекса (далее – НК) бюджетный грант – это целевая помощь в виде денежных средств или имущества, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи (далее – МТП) для реализации проекта или программы в сфере культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом. Список предоставителей бюджетных грантов определяет КМУ.

Соответственно, для применения положений относительно особенностей налогообложения бюджетных грантов, в частности, для целей налога на прибыль предприятий, необходимо соблюдение двух условий одновременно:

1) соответствие целевой помощи в виде денежных средств или имущества, предоставленного налогоплательщику по условиям приведенного выше определения (пп. 14.1.2771 НК, в частности, целевое направление, безвозмездность, безвозвратность, за счет бюджетных средств или средств МТП для реализации четко определенной программы или проекта и т. п.), и

2) предоставление такой целевой помощи лицом, включенным в перечень предоставителей бюджетных грантов.

Перечень предоставителей бюджетных грантов утвержден постановлением КМУ от 18.09.2021 № 867 «Об утверждении перечня предоставителей бюджетных грантов» с изменениями, внесенными постановлением КМУ от 16.01.2024 № 42 «О внесении изменений в перечень предоставителей бюджетных грантов». Указанные изменения вступили в силу 18.01.2024, согласно которым в перечень предоставителей бюджетных грантов включен также Фонд развития предпринимательства (далее – Фонд).

Согласно пп. 134.1.1 НК объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, определенные соответствующими положениями НК.

Разницы, возникающие при получении и использовании бюджетных грантов, установлены ст. 140 НК.

Так, согласно пп. 140.4.8 НК финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму бюджетных грантов, полученных налогоплательщиком и включенных в состав доходов отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО.

Финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов, связанных с выполнением условий договора о предоставлении бюджетного гранта, понесенных в текущем отчетном периоде за счет таких грантов (но не более суммы таких грантов) и включенных в состав расходов текущего отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (пп. 140.5.16 НК).

Порядок предоставления финансовой государственной поддержки субъектам предпринимательства утвержден постановлением КМУ от 24.01.2020 № 28 (в редакции постановления КМУ от 14.03.2023 № 229) (далее – Порядок № 28).

Порядок № 28 определяет условия, критерии и механизм предоставления финансовой государственной поддержки (далее – государственная поддержка) субъектам предпринимательства путем удешевления стоимости кредитов (п. 1 Порядка № 28).

Предоставление государственной поддержки субъектам предпринимательства, как предусмотрено п. 3 Порядка № 28, осуществляется Фондом. Для выполнения требований Порядка №28 Фонд утверждает программу предоставления государственной поддержки субъектам предпринимательства, которая может содержать дополнительные условия для уполномоченных банков в пределах, определенных Порядком № 28.

В соответствии с п. 9 Порядка № 28 в пределах целей, определенных п. 8 Порядка № 28, и в целях поддержки важных для экономики Украины сфер предпринимательской деятельности государственная поддержка предоставляется субъектам предпринимательства по кредитам, в частности, которые предоставляются на следующие приоритетные направления:

  • финансирование субъектов предпринимательства – сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • финансирование субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере перерабатывающей промышленности (основной КВЭД) по всем КВЭД Секции С и в сфере животноводства (основной КВЭД) по всем классам группы 01.4 КВЭД секции А Национального классификатора Украины;
  • восстановление разрушенных в результате военной агрессии основных средств субъектов предпринимательства, что подтверждается соответствующими документами (акты разрушений и повреждений с указанием их причины, акты повреждения (уничтожения) движимого имущества, извлечение из Единого реестра досудебных расследований об открытии уголовного производства, реестровые данные реестра имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией рф, отчет об оценке имущества (акт оценки имущества);
  • поддержка субъектов предпринимательства, производственные мощности которых на 24 февраля 2022 года были размещены на территориях активных боевых действий (для которых не определена дата завершения боевых действий), территориях активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы (для которых не определена дата завершения боевых действий), и временно оккупированных рф территориями Украины (для которых не определена дата завершения временной оккупации), включенные в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией, утвержденного Министерством реинтеграции временно оккупированных территорий (далее – Минреинтеграции), на дату заключения или пролонгации кредитного договора путем пролонгации действующих кредитов, предоставленных для финансирования оборотного капитала согласно Порядка № 28;
  • финансирование субъектов предпринимательства, осуществляющих энергосервис для повышения энергетической эффективности объектов государственной и коммунальной собственности, эксплуатацию генерирующих установок, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии без применения «зеленого» тарифа и механизма рыночной премии, установок хранения энергии, электрозарядной инфраструктуры и малых систем распределения индустриальных парков.

Что касается Государственной программы «Доступные кредиты 5-7-9» (далее – Программа), то согласно информации, размещенной на веб-сайте Фонда, в соответствии с п. 4.1 Программы в рамках целей, определенных п. 3.1 Программы, и с целью поддержки важных для экономики Украины сфер предпринимательской деятельности кредиты субъектам малого, в том числе микропредпринимательства и среднего предпринимательства (далее – МПСП), в частности , предоставляются по следующим приоритетным направлениям:

  • финансирование МПСП – сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • финансирование субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере перерабатывающей промышленности по всем видам экономической деятельности (основной КВЭД) секции С Национального классификатора Украины;
  • восстановление разрушенных в результате военной агрессии основных средств МПСП, что подтверждается соответствующими документами (акты разрушений и повреждений с указанием их причины, акты повреждения (уничтожения) движимого имущества, извлечение из Единого реестра досудебных расследований об открытии уголовного производства, реестровые данные Государственного реестра поврежденного и уничтоженного имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией российской федерации, отчет об оценке имущества (акт оценки имущества);
  • поддержка МПСП путем пролонгации действующих кредитов, предоставленных для финансирования оборотного капитала согласно Порядку сроком до 12 (двенадцать) месяцев, осуществляющих хозяйственную деятельность и/или производственные мощности которых размещены (были размещены) на территориях, включенных в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией, утвержденного Минреинтеграции, кроме тех, для которых не определена дата завершения боевых действий или временной оккупации;
  • финансирование субъектов предпринимательства, осуществляющих энергосервис для повышения энергетической эффективности объектов государственной и коммунальной собственности, эксплуатацию генерирующих установок, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии без применения «зеленого» тарифа и механизма рыночной премии, установок хранения энергии, электрозарядной инфраструктуры и малых систем распределения индустриальных парков

Следовательно, на основании вышеизложенного рассматривается, что государственная финансовая поддержка в виде компенсации Фондом расходов на уплату процентов по Программе не соответствует определению бюджетного гранта согласно пп. 14.1.2771 НК, поскольку не связана с реализацией проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и прочих гуманитарных сферах.

В случае реализации Фондом программ государственной финансовой поддержки субъектов хозяйствования, связанных со сферами культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах, соответствующая целевая помощь в виде денежных средств или имущества, оказываемых на безвозмездной и безвозвратной основе за за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи будет признаваться бюджетным грантом.

Положениями НК не предусмотрены разницы для корректировки финансового результата до налогообложения по операциям по компенсации Фондом расходов на уплату процентов по Программе. Такая компенсация отражается при формировании финансового результата до налогообложения и, соответственно, объекта обложения налогом на прибыль предприятий согласно правилам бухгалтерского учета.

Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета и аудита, утверждает НП(С)БУ, НП(С)БУГС, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).

ОИР, категория 102.12


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы