Выплаты доходов нерезидентов: как ГНС контролирует полноту налогообложения
Государственной налоговой службой усилен контроль за международными схемами минимизации налогов.
Сегодня выплата доходов нерезидентов с источником происхождения из Украины может быть использована для вывода средств за границу.
Так, за период с 01.01.2017 по 30.09.2024 направлено за границу 1,5 трлн грн, в том числе по итогам первого полугодия 2024 года – 81 млрд грн дохода, что на 7 % больше аналогичного периода 2023 года. В целом уплачен налог в размере 41 млрд грн, из которых в полугодии 2024 года уплачено 2,7 млрд грн.
Значительные выплаты осуществляются в пользу компаний, зарегистрированных в Королевстве Нидерланды (26 %), Республике Кипр (20 %), Великобритании (10 %), Австрийской Республике (9 %) и других странах – это, прежде всего, выплаты в виде дивидендов, процентов, роялти, операций с ценными бумагами и т. д.
В то же время на сегодняшний день смягчены ограничения относительно валютных операций в соответствии с постановлением Правления НБУ от 24.02.2022 № 18.
Одним из инструментов для сбора доказательств установления нарушений при осуществлении выплат в пользу нерезидентов является обмен налоговой информацией с компетентными органами иностранных государств.
Результатом налаживания эффективной коммуникации с иностранными компетентными органами является полнота, качество и скорость предоставления ими запрашиваемой информации, что позволяет оперативно осуществлять отработку рисков уклонения от налогообложения.
Следует отметить, что с ноября 2022 года в Налоговом кодексе (далее – НК) сняты ограничения относительно проведения проверок по выплатам доходов нерезидентов.
Так, за период 2022 года – 9 месяцев 2024 года контролирующими органами проведено 757 проверок, по результатам которых доначислено 11,1 млрд грн, и продолжается более 70 налоговых проверок.
Основными рисками являются:
- выплата доходов в пользу небенифициарного владельца дохода, свидетельствующего о регистрации компаний в низконалоговых юрисдикциях, с целью «транзита» средств к конечным выгодоприобретателям, зарегистрированным в оффшорных юрисдикциях (установлено в 85 % проверок);
- неправомерное использование льготной ставки налогообложения, в связи с доказыванием контролирующими органами об осуществлении нерезидентами деятельности на территории Украины, через постоянное представительство (установлено в 11 % проверок);
- нарушение требований конвенций об избежании двойного налогообложения (установлено в 4 % проверок).
Напомним, что с 1 июля 2024 года изменены сроки хранения документов и определение контролирующим органом денежных обязательств (ст. 102 НК) с 1 095 до 2 555 дней (или с 3 до 7 лет).
Вниманию налогоплательщиков: в соответствии с пп. 69.38 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных ст. 50 НК, ошибок, повлекших занижение налогового обязательства, такой плательщик освобождается от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 НК, и пени.
Следовательно, добровольное уточнение уплаченных сумм налога на прибыль с доходов нерезидентов освободит бизнес от уплаты штрафных санкций и пени, начисляемых по результатам проведения контрольно-проверочных мероприятий.
Активная работа ГНС по этому направлению влияет на улучшение налоговой культуры налогоплательщиков и отказ от использования агрессивных схем международного планирования.
ГНС
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу