Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ввод в эксплуатацию нового нематериального актива на предприятии

07.11.2018

Сегодня практически каждое предприятие имеет дело с нематериальными активами, например, с веб-сайтами, торговыми марками, компьютерными программами и тому подобное. Поэтому у многих бухгалтеров постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и налогообложением таких активов. Рассмотрим, как ввести в эксплуатацию новый нематериальный актив (НМА).

Ввод нового НМА в эксплуатацию состоит из следующих этапов:

1. На предприятии создается комиссия, в состав которой, как правило, входят: главный инженер или заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), начальник соответствующего структурного подразделения, главный бухгалтер или его заместитель, а также лицо, на которое возложена ответственность за сохранность НМА.

Комиссия должна осмотреть НМА и принять решение о классификации конкретного объекта НМА, определении срока полезного использования и ликвидационной стоимости. При идентификации объектов НМА комиссия предприятия проверяет наличие и действие документов, служащих основанием для оприходования объекта НМА (письмо Минфина от 11.04.2006 г. № 31-34000-10-10/7377), кроме того, она должна проверить документы, удостоверяющие правомерное приобретение права авторства, права собственности, права на использование объекта НМА и тому подобное.

Решение комиссии оформляется протоколом или актом произвольной формы.

2. Издается приказ о признании НМА активом и вводе его в эксплуатацию, в котором указываются указанные выше сведения.

3. Комиссия составляет первичный документ, на основании которого происходит ввод НМА в эксплуатацию.

Таким документом является Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-1, утвержденная приказом Минфина от 22.11.2004 г. № 732).

Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного органа (должностного лица), осуществляющего руководство предприятием.

Акт заполняется на основании технической, научно-технической и другой документации (лицензионный договор, авторский договор, патент и т.п.), подписывается председателем и членами комиссии, лицом, ответственным за принятие для использования объекта НМА. В нем также дается характеристика такого объекта, которая содержит подробное его описание и порядок использования, особенности и преимущества, отмечаются основные качественные и количественные показатели объекта НМА.

Бухгалтерия, после проверки акта по форме и содержанию, переносит информацию в учетные регистры и заводит инвентарную карточку учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма №НА-2), которая фактически является паспортом НМА. Форма этой карточки утверждена указанным приказом.

Такая карточка ведется бухгалтерией в одном экземпляре. В нее вносится информация о движении объекта внутри предприятия, изменении его стоимости, характеристик и тому подобное. По информации из этой карточки можно проследить «жизненный путь» НМА.

http://devisu.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Гоструда утвердила новые нормативно-правовые акты по охране труда Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии Планируют утвердить примерные формы и описания унифицированных форм типовых документов, создаваемы...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Новое
05.12.2025
Реестр отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров, изменений и дополнений к ним
Минэкономики обобщило и разместило реестр отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров, изменений и дополнений к ним. Больше по теме: Коллективный договор: уточняем условия Как прописать в коллективном договоре количество дней отпуска за работу с компьютером? Минэ...
05.12.2025
Учитывается ли сумма акциза при определении объема операций для обязательной регистрации плательщиком НДС
При расчете общей суммы от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС согласно разд. V НКУ, начисленная (уплаченная) в течение последних 12 календарных месяцев для определения необходимости обязательной регистрации плательщиком НДС сумма акцизного налога, который начи...
05.12.2025
О госрегистрации аренды земли, на которую не оформлено право собственности сельсовета – письмо Минюста
Минюст обнародовал письмо-разъяснение «Об отдельных вопросах в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Больше по теме: Действие договора аренды было автоматически продлено до 18.11.2022, но право аренды не прекращено в Госреестре вещных п...
Лучшие материалы