Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ввод в эксплуатацию нового нематериального актива на предприятии

07.11.2018

Сегодня практически каждое предприятие имеет дело с нематериальными активами, например, с веб-сайтами, торговыми марками, компьютерными программами и тому подобное. Поэтому у многих бухгалтеров постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и налогообложением таких активов. Рассмотрим, как ввести в эксплуатацию новый нематериальный актив (НМА).

Ввод нового НМА в эксплуатацию состоит из следующих этапов:

1. На предприятии создается комиссия, в состав которой, как правило, входят: главный инженер или заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), начальник соответствующего структурного подразделения, главный бухгалтер или его заместитель, а также лицо, на которое возложена ответственность за сохранность НМА.

Комиссия должна осмотреть НМА и принять решение о классификации конкретного объекта НМА, определении срока полезного использования и ликвидационной стоимости. При идентификации объектов НМА комиссия предприятия проверяет наличие и действие документов, служащих основанием для оприходования объекта НМА (письмо Минфина от 11.04.2006 г. № 31-34000-10-10/7377), кроме того, она должна проверить документы, удостоверяющие правомерное приобретение права авторства, права собственности, права на использование объекта НМА и тому подобное.

Решение комиссии оформляется протоколом или актом произвольной формы.

2. Издается приказ о признании НМА активом и вводе его в эксплуатацию, в котором указываются указанные выше сведения.

3. Комиссия составляет первичный документ, на основании которого происходит ввод НМА в эксплуатацию.

Таким документом является Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-1, утвержденная приказом Минфина от 22.11.2004 г. № 732).

Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного органа (должностного лица), осуществляющего руководство предприятием.

Акт заполняется на основании технической, научно-технической и другой документации (лицензионный договор, авторский договор, патент и т.п.), подписывается председателем и членами комиссии, лицом, ответственным за принятие для использования объекта НМА. В нем также дается характеристика такого объекта, которая содержит подробное его описание и порядок использования, особенности и преимущества, отмечаются основные качественные и количественные показатели объекта НМА.

Бухгалтерия, после проверки акта по форме и содержанию, переносит информацию в учетные регистры и заводит инвентарную карточку учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма №НА-2), которая фактически является паспортом НМА. Форма этой карточки утверждена указанным приказом.

Такая карточка ведется бухгалтерией в одном экземпляре. В нее вносится информация о движении объекта внутри предприятия, изменении его стоимости, характеристик и тому подобное. По информации из этой карточки можно проследить «жизненный путь» НМА.

http://devisu.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
24.11.2025
На какую дату составлять РК к НН в связи с изменением (уменьшением) цены реализации
РК к НН необходимо составлять на дату оплаты покупателем товара по новой (сниженной) цене. Больше по теме: Уменьшение цены после предоплаты: когда поставщику составлять РК? Уменьшение цены товара после предоплаты с возвратом излишка предоплаты покупателю На какую дату продавец должен составить рас...
24.11.2025
В таможенной декларации изменен УКТВЭД: что с налоговым кредитом и изменять ли НН
Ошибка, допущенная при составлении НН в коде товара согласно УКТВЭД, может быть исправлена путем составления и регистрации в ЕРНН РК к такой НН. Право на налоговый кредит в данном случае возникает у налогоплательщика-покупателя на основании НН с учетом РК к ней в отчетном (налоговом) периоде, в кото...
24.11.2025
Переход с упрощенной на общую систему: можно ли учитывать отрицательное значение, возникшее до перехода на упрощенную систему
Плательщик налога на прибыль, который перешел с упрощенной системы налогообложения, не может уменьшить финансовый результат до налогообложения на сумму отрицательного значения объекта налогообложения, которое учитывалось у него в Декларации до перехода на упрощенную систему налогообложения. Больше п...
Лучшие материалы