Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Вопросы ведения кассовых операций обособленными подразделениями предприятий

03.04.2018

Национальный банк Украины

письмо 

от 07.03.2018                                  № 50-0007 / 13560

«Разъяснение по вопросам ведения кассовых операций обособленными подразделениями предприятий»

Национальный банк Украины рассмотрел письмо ... о предоставлении разъяснения по отдельным вопросам ведения кассовых операций обособленными подразделениями предприятия и в пределах компетенции сообщает следующее.

Относительно первого вопроса

Согласно пункту 11 раздела II Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2017 г. № 148 (далее - Положение № 148), наличность, поступающая в кассы, приходуется в день получения наличности в полной сумме.

Оприходованием наличности в кассах учреждений / предприятий / обособленных подразделений, проводящих наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги / применением РРО и КУРО (в случае применения КУРО без применения РРО), является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров / фискальных отчетных чеков (или данных расчетных квитанций).

Согласно пункту 24 раздела III Положения № 148 расчетные операции, проводимые в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», оформляются согласно требованиям этого Закона.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 39 раздела IV Положения № 148 обособленные подразделения учреждений / предприятий, осуществляющих наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не проводят операций по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, а также физические лица - предприниматели кассовую книгу не ведут.

Согласно пункту 16 раздела II Положения № 148 наличная выручка (наличность) кажется субъектами хозяйствования самостоятельно (в том числе с применением платежных устройств и через пункты приема наличных) или через соответствующие службы, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на перевозку валютных ценностей и инкассацию средств, либо через предприятия; которые получили лицензию Национального банка Украины на предоставление банкам услуг по инкассации.

В соответствии с пунктом 29 раздела III Положения № 148 изъятие наличности с места осуществления наличных расчетов с применением РРО или РК для сдачи ее в банк оформляется соответствующими чеками РРО с выполнением операции «служебная выдача».

Документом, свидетельствующим о сдаче выручки в банк, являются:

• квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, подписанное ответственными лицами банка и заверенная печатью банка;

• квитанция / чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;

• копия сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными), заверенная подписью и оттиском печати инкассатора-собирателя;

• чек платежного терминала в случае проведения инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.

Наличная выручка обособленных подразделений, не ведут кассовой книги, кажется ними в кассы банка через инкассаторов-собирателей, зачисляется на счет предприятия - юридического лица в безналичном порядке и не требует оприходования в кассовой книге предприятия - юридического лица.

Относительно второго вопроса

В соответствии с требованиями пункта 50 раздела V Положения № 148 учреждение, предприятие на основании этого Положения и с учетом особенностей работы обязаны разработать и утвердить внутренним документом порядок расчета лимита кассы учреждения, предприятия и их обособленных подразделений. В расчете учитывается срок сдачи учреждением, предприятием наличной выручки (наличности) для ее зачисления на счета в банках, определенный соответствующим договором банковского счета. Лимит кассы учреждения, предприятия устанавливают на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы по решению руководителя учреждения, предприятия или уполномоченного им лица.

Для расчета лимита кассы учреждение, предприятие может выбирать любой период выборки для расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы.

Учреждение, предприятие утверждает внутренними документами установленного лимита кассы. Для обособленных подразделений лимит кассы устанавливается и доводится до их сведения соответствующим внутренним документом учреждения, предприятия - юридического лица, небанковского финансового учреждения.

Относительно третьего и четвертого вопроса

В соответствии с пунктом 26 раздела III Положения выдача наличных денег из касс производится по расходным кассовым ордерам (приложение 3) или расходным ведомостям. Документы на выдачу наличных подписываются руководителем и главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем. К расходным ордерам прилагаются заявления на выдачу наличных, расчеты.

Согласно требованиям абзаца пятого пункта 32 раздела III Положения реквизиты в расходном ордере «Получил», «Дата», «Сумма», «Подпись получателя», данные документа, удостоверяющего личность получателя [заполняемые получателем наличных (приложение 3 к настоящему положение)] и в прибыльном ордере «Принято от» не заполняются в кассовых ордерах, оформляемых на общую сумму проведенных учреждением / предприятием кассовых операций (выдача наличных по расходным ведомостям, электронными платежными средствами, сдача наличности в банк, получение наличных с банка по чеку и оприходование ее в кассе). Другие реквизиты в кассовых ордерах и расходных ведомостях являются обязательными к заполнению.

В случае если расходный кассовый ордер оформляется на общую сумму наличности, кажется, например - по расходной ведомости работникам предприятия, то в реквизите «Выдать» указывается фамилия, имя, отчество лица, которое выдает средства (кассир).

При осуществлении проверок относительно соблюдения порядка ведения операций с наличностью учреждениями / предприятиями Государственная фискальная служба Украины руководствуется требованиями раздела VI Положения «Контроль за соблюдением порядка ведения операций с наличностью». В частности, подпунктом 1 пункта 58 Положения № 148 предусмотрено, что контролирующий орган проверяет выполнение учреждением / предприятием требований настоящего Положения относительно соблюдения порядка ведения кассовой книги и оформление операций по приему и выдаче наличных денег из кассы, ведение соответствующих кассовых документов.

Одновременно отмечаем, что требования Положения № 148 вступили в силу с 05.01.2018 г., А следовательно, являются обязательными к исполнению с 05.01.2018 г.

Директор Департамента денежного обращения

Национального банка Украины                                                                        П. Зайвенко

https://bank.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Утверждены изменения к Инструкции о порядке начисления и уплаты ЕСВ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.05.2025 Определены критерии, при которых деятельность не будет считаться предоставлением финансовых услуг Обнародованы п...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
06.06.2025
Таможенное оформление завершено, но РК не зарегистрирован: в каком отчетном периоде отразить НН по товарам РЭО
Данные РК, составленного с целью приведения показателей НН по операциям по экспорту отдельных видов товаров в соответствие с показателями таможенной декларации, в налоговой декларации не отражаются. Больше по теме: Режим экспортного обеспечения: заполняем отчетность по НДС Режим экспортного обеспе...
06.06.2025
В какой очередности уменьшается налоговый долг за счет отрицательного значения в декларации по НДС
Зачисление суммы, указанной в строке 20.1 налоговой декларации по НДС в счет уменьшения налогового долга по НДС в ИКП производится в предельный день подачи налоговой декларации по НДСисключительно для погашения налогового долга по НДС в таком порядке: в первую очередь – в счет основного платеж...
06.06.2025
Что указать работодателю в справке, подтверждающей стаж работы во вредных условиях
В справке должны быть указаны: периоды работы, которые зачисляются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, в которые включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основ...
Лучшие материалы