Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учредитель выполняет функции директора: нужно ли ему выплачивать зарплату

25.09.2019

На предприятии учредитель выполняет функции директора. Правомерно ли это? Каким образом оформить такие отношения – как трудовые или корпоративные? Нужно ли выплачивать заработную плату учредителю-директору?

Собственник имеет право быть директором

Напомним, что согласно ч. 2 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины (далее – ХКУ), владелец может реализовать свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом или другими учредительными документами.

Следовательно, ХКУ предоставляет собственнику предприятия право осуществлять управление им в случае, если это предусмотрено уставом или другими учредительными документами. Это подтверждается и рядом судебных решений.

Трудовые или корпоративные отношения: судебные решения

Так, в решении Конституционного Суда Украины от 12.01.2010 г. № 1-рп/2010 относительно официального толкования ч. 3 ст. 99 Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ) указано, что возможность уполномоченного органа общества отстранить члена исполнительного органа от исполнения им обязанностей содержится не в предписаниях Кодекса законов о труде, а в ст. 99 ГКУ, то есть не является предметом регулирования нормами трудового права.

Таким образом, отношения, которые возникают при выполнении основателем функций директора предприятия без заключения трудового договора, являются корпоративными. Но следует понимать, что юридически учредитель выполняет не обязанности директора предприятия, а лишь возложенные на него определенные управленческие функции.

Постановлением Сумского окружного административного суда от 26.03. 2012 г. по делу № 2a-1870/1072/12 определено, что выполнение функций директора основателем не является трудовыми отношениями. Харьковский окружной административный суд в своем решении от 07.06.2018 г. по делу № 820/3159/18 подтвердил, что отношения, возникающие при исполнении основателем функций директора предприятия без заключения трудового договора (контракта), являются корпоративными, а следовательно, отсутствует обязанность заключать трудовой договор, а также начислять и выплачивать заработную плату.

Недавно восьмой апелляционный административный суд в постановлении от 14.03.2019 г. по делу № 857/1476/19 и Черновицкий окружной административный суд в решении от 23.05.2019 г. по делу № 824/189/19-а пришли к выводу, что отношения, возникающие при исполнении учредителем функций директора предприятия без заключения трудового договора, являются корпоративными, а следовательно, обязанность заключать трудовой договор, начислять и выплачивать заработную плату в таком случае отсутствует.

То есть, если трудовой договор отсутствует, то нет и обязанности начислять или выплачивать учредителю заработную плату. Поскольку в соответствии с законодательством трудовые отношения предполагают оплату труда наемного работника, то в случае оформления полномочий учредителя как директора об оплате его труда речь не идет.

Позиция контролирующих органов

Контролирующие органы также допускают, что учредитель может выполнять функции по управлению предприятием без пребывания с ним в трудовых отношениях. Например, Минсоцполитики в письме от 07.02.2012 г. № 113/13/84-12 отмечало, что форма участия собственника (участников) в управлении предприятием в случае, если он выполняет свои должностные обязанности без заключения трудового договора, и способ вознаграждения собственнику за такую деятельность могут быть определены в учредительных документах.

Государственная фискальная служба Украины в индивидуальной налоговой консультации от 01.06.2017 г. № 435/6/99-99-15-02-02-15/ІПК также признает возможность назначить для сдачи отчетности лицо-подписанта (сведения о котором будут внесены в Единый государственный реестр) без назначения директора при условии, что хозяйственная деятельность не осуществляется и на предприятии отсутствуют штатные работники.

Контроллеры называют два условия:

  • отсутствие хозяйственной деятельности;
  • отсутствие в штате работников.

Законодательно такие ограничения не прописаны. Собственнику предоставлено право осуществлять управление предприятием в любое время, если это предусмотрено уставом предприятия или другими учредительными документами.

Следовательно, если на общем собрании участников (или собственником) было принято решение временно действовать без директора (в том числе, если предприятие не осуществляет хозяйственной деятельности или временно ее прекратило), то для этого нужно:

  • в уставе предприятия предусмотреть положение, согласно которому управление им может осуществлять учредитель, а также указать порядок управления предприятием учредителем (без оформления с ним трудовых отношений). Если такого положения в уставе нет, следует внести изменения в него решением общего собрания, оформленным протоколом;
  • общим собранием учредителей (или учредителем) принять решение об управлении предприятием учредителем на основании устава и оформить его протоколом.

В протоколе решения общего собрания и уставе предприятия обязательно нужно указать, что:

  • руководитель может действовать от имени предприятия без доверенности;
  • с руководителем не заключается трудовой договор;
  • руководитель не получает вознаграждение за выполнение своих обязанностей;
  • внести сведения об учредителе, который выполняет функции директора, в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных объединений;
  • уведомить налоговый орган, в котором предприятие находится на учете. Для этого подается заявление по форме № 1-ОПП (приложение 5 к Порядку, утвержденному приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588) с пометкой «Изменения»;
  • при необходимости переоформить договор на признание электронных документов и карточку с образцами подписей уполномоченных лиц в обслуживающем банке.

В таком случае не нужно издавать приказ (распоряжение) о назначении учредителя на должность директора, делать запись в трудовой книжке, уведомлять территориальные органы налоговой службы о начале работы в должности директора.

Итак, если учредитель не состоит в трудовых отношениях с предприятием, ему не нужно начислять заработную плату и платить с нее единый социальный взнос, налог на доходы физических лиц и военный сбор.

В то же время учредителю предоставлено право самостоятельно вести бухгалтерский учет, подписывать финансовую, налоговую и прочую отчетность (ч. 3 и 4 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV), а собственник может подписывать налоговую декларацию самостоятельно (пп. 48.5.1 Налогового кодекса Украины).

devisu.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят закон об обмене информацией и приостановке действия трудового договора Классификатор профессий и квалификационные характеристики объединили с Реестром квалификаций: Закон подписан В ГНС будут подавать информацию о банковских счетах не только СХД, а т...
10.02.2025
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о повышении минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума
Больше по теме: Минимальная зарплата и прожиточный минимум – 2025: какие размеры и на что повлияют Размер минимальной заработной платы Парламентарии представили законопроект № 12462, которым предусматривается повышение прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии по возра...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
Новое
09.05.2025
Как происходит проверка безопасности продукции
Расскажем: что такое проверка параметров продукции; как проходит проверка; каковы сроки и какие бывают места проверок; что именно проверяют; какие документы должны быть; как быть, если продукция опасна. Когда вы приобретаете любой товар – бензопилу для соответствующих работ, скороварку для при...
09.05.2025
Разделение помещения на два и более: как подать форму № 20-ОПП
Если налогоплательщик разделил помещение на два и более объектов разного назначения, то подается заявление по форме № 20-ОПП, в котором информация по такому объекту налогообложения указывается несколькими строками, – подробнее см. ниже. Главное управление ГНС в Житомирской области сообщает, чт...
09.05.2025
ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 07.05.2025
Больше по теме: ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 02.05.2025 ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 22.04.2025 ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 08.04.2025 ГНС в письме от 07.05.2025 № 484/2/99-00-07-03-01-02 ...
Лучшие материалы