Справка от нерезидента о резидентстве: форма, легализация, перевод
ГНС уведомляет, что в случае выплаты дохода нерезиденту, если такой нерезидент является бенефициарным (фактическим) получателем (владельцем) дохода (если соответствующее условие предусмотрено международным договором) и является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, нерезидент может предоставить соответствующую справку для подтверждения своего статуса резидента для освобождения от налогообложения или применения пониженной ставки налога.
Согласно п. 103.2 Налогового кодекса (далее – НК) лицо (налоговый агент) имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения или уменьшенную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором Украины на время выплаты дохода нерезиденту, если такой нерезидент является бенефициарным (фактическим) получателем (владельцем) дохода (если соответствующее условие предусмотрено международным договором) и является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины. В случае получения синдицированного финансового кредита лицо (налоговый агент) применяет ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором Украины, на дату выплаты процентов или других доходов, полученных из источников в Украине, участникам синдиката кредиторов с учетом того, резидентом какой юрисдикции является каждый участник синдицированного кредита, и пропорционально его доли в пределах кредитного договора, при условии, что он является бенефициарным (фактическим) получателем (владельцем) дохода, независимо от того, выплата осуществляется через агента или напрямую.
Порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения о полном или частичном освобождении от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины предусмотрен ст. 103 НК.
Согласно п. 103.4 НК основанием для освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является подача нерезидентом с учетом особенностей, предусмотренных п. 103.5 и 103.6 НК, лицу (налоговому агенту), выплачивающему ему доходы, справки ( или ее нотариально заверенной копии), подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также других документов, если это предусмотрено международным договором Украины.
В соответствии с п. 103.5 НК справка кажется компетентным (уполномоченным) органом соответствующей страны, определенным международным договором Украины, по форме, утвержденной в соответствии с законодательством соответствующей страны, и должна быть должным образом легализована, переведена в соответствии с законодательством Украины.
Справка о налоговом статусе нерезидента выдается компетентным (уполномоченным) органом страны нерезидента. В контексте ст. 103 НК компетентный орган определяется в соответствии с положениями международных договоров, заключенных Украиной с другими странами. То есть такими компетентными (уполномоченными) органами являются Минфин/налоговая служба соответствующего договорного государства или уполномоченный представитель этих государственных органов.
Важно отметить, что форма справки о налоговом статусе нерезидента не выглядит универсально. В каждом случае эта форма утверждается органом соответствующей иностранной страны согласно ее законодательству. То есть, не существует стандартизированной формы для выдачи справки о налоговом статусе нерезидента, однако каждая такая справка (сертификат и т. п.) обычно содержит следующие элементы:
- название налогоплательщика.
- налоговый год, за который выдана справка (сертификат и т. п.).
- дату выдачи документа.
- подпись уполномоченного лица, уполномоченного выдавать справку (сертификат и т. п.).
- уведомление о том, что указанные налогоплательщики являются резидентами в содержании соответствующего договора об избежании двойного налогообложения.
Обращаем внимание, что НК не предусмотрена возможность использования справки, подтверждающей налоговый статус нерезидента, предоставленной в электронном виде с целью применения преимуществ международного договора в части освобождения от налогообложения или пониженной ставки налога.
Для признания справки действительной на территории Украины она должна пройти процедуру легализации.
Легализация иностранных документов – это процедура, обеспечивающая признание законности и подлинности официальных документов, выданных в другой стране, на территории государства, где они должны быть использованы. Эта процедура регулируется международными и внутренними правовыми нормами стран. Способ легализации справки зависит от страны, резидентом которой является лицо, получающее доходы, а именно: консульская легализация, проставление апостиля или без какого-либо подтверждения (т. е. без консульской легализации и без апостиля).
Порядок консульской легализации официальных документов устанавливается Венской конвенцией «О консульских сношениях» 1963 года, международными договорами и действующим законодательством Украины, а также Инструкцией о порядке консульской легализации официальных документов в Украине и за рубежом, утвержденной приказом Министерства иностранных дел от 04.06.2002 № 113 (далее – Инструкция).
Так, консульская легализация официальных документов согласно Инструкции – это процедура подтверждения действительности оригиналов официальных документов или удостоверение подлинности подписей должностных лиц, уполномоченных удостоверять подписи на документах, а также действительности отпечатков штампов, печатей, которыми скреплен документ.
Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и является подтверждением достоверности подписи должностного лица, его статуса и печатью уполномоченного государственного органа на документах и актах для их дальнейшего использования на территории другого государства. Консульская легализация документов может быть проведена либо на территории государства, выдающего этот документ, либо на территории государства, где используется этот документ.
22 декабря 2003 года для Украины вступила в силу Гаагская Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, 1961 года (далее – Гаагская конвенция).
Официальные документы, которые будут использоваться на территории государств-участников Гаагской конвенции, должны быть заверены специальным штампом «Apostille» (далее – апостиль), проставленным компетентным органом государства, в котором был составлен документ, и не требуют какого-либо дальнейшего удостоверения (легализации).
Странами-участниками Гаагской конвенции являются большинство государств мира, включая страны Европейского Союза, Соединенные Штаты Америки, Австралию, Японию, Индию и многие другие, признающие процедуру апостилирования для легализации документов между собой.
В Гаагской конвенции закрепляется единый образец апостиля, имеющий стандартизированный формат и содержащий необходимые реквизиты для подтверждения подлинности официальных документов, выданных в странах-участницах Гаагской конвенции.
Официальные документы, на которых проставлен апостиль, не нуждаются в каком-либо дальнейшем удостоверении (легализации).
Согласно ч. 2 ст. 3 Гаагской конвенции соблюдение процедуры проставления апостиля не может требоваться государствами – участниками Конвенции, если существуют соглашения между двумя или несколькими государствами, которые отменяют или упрощают данную процедуру, или освобождают сам документ от легализации.
До 29.12.2023 Украина была участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее – Конвенция 1993 года). В соответствии с заключением Минюста документы налоговых учреждений иностранных государств, являющихся участниками договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, на территориях Договаривающихся Сторон должны были приниматься без дополнительного удостоверения.
По информации Министерства иностранных дел, действие Конвенции 1993 года и Протокола к ней для Украины прекращено с 29.12.2023 (письмо Министерства иностранных дел от 06.01.2023 № 72/14-612-2008)
Таким образом, с даты прекращения действия Конвенции 1993 года в отношениях с рф и республикой Беларусь к документам, выданным на территории этих стран, при их предъявлении на территории Украины будет применяться требование удостоверения апостилем согласно Конвенции 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, которая остается в силе в отношениях Украины с российской федерацией и республикой Беларусь.
В отношениях с Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном Конвенция 1993 года действовала до даты выхода Украины, то есть до 29.12.2023.
В отношениях с Республикой Молдова, Республикой Узбекистан и Республикой Грузия действуют двусторонние международные договоры, на основании которых иностранные официальные документы могут приниматься в Украине без дополнительного удостоверения.
В соответствии с разъяснением относительно применения международных договоров Украины о правовой помощи в части, касающейся отмены требования легализации иностранных официальных документов (письмо Минюста от 12.02.2021 № 1326/12.1.1/26-21), наличие соответствующих положений нельзя толковать как автоматически предусматривающие принятие компетентными органами Украины без какого-либо дополнительного удостоверения всех официальных документов, составленных органами иностранных государств, являющихся сторонами таких договоров.
Освобождение официальных документов от требования легализации или иного дополнительного удостоверения (апостиля) на основании соответствующих положений международных договоров Украины не отменяет требования о предоставлении заверенного перевода документа на официальный язык государства, на территории которого документ предъявляется или будет использоваться.
Следовательно, подаваемые налоговым органам справки о статусе налогового резидента должны соответствовать требованиям официальных документов и быть переведены на государственный язык. Перевод должен быть удостоверен нотариусом. Если нотариус не владеет соответствующим языком, перевод может осуществляться переводчиком, а подпись переводчика подтверждается нотариусом (ст. 79 Закона от 02.09.1993 № 3425-XII «О нотариате»).
Однако перевод нотариально заверенной копии справки, подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, не имеет такой же юридической силы, как оригинал. Подлинность копии справки (достоверность, соответствие ее оригиналу) должна быть удостоверена.
Что касается срока действия справки, то в законодательстве Украины определено, что лицо, выплачивающее доходы нерезиденту в отчетном (налоговом) году, в случае предоставления нерезидентом справки с информацией за предыдущий отчетный налоговый период (год) может применить правила международного договора Украины, в частности, относительно освобождения (уменьшения) от налогообложения в отчетном (налоговом) году с получением справки по окончании отчетного (налогового) года (п. 103.8 НК)
Справка должна быть в наличии у налогового агента на момент выплаты дохода, поскольку именно она является одним из оснований для освобождения от налогообложения доходов нерезидента в момент их выплаты.
Лицо, выплачивающее доходы нерезиденту в отчетном (налоговом) году, в случае предоставления нерезидентом справки с информацией за предыдущий отчетный налоговый период (год) может применить правила международного договора Украины, в частности, относительно освобождения (уменьшения) от налогообложения, в отчетном (налоговом) году с получением справки по истечении отчетного (налогового) года. Таким образом справка действительна в пределах календарного года, в котором она выдана.
В случае неподачи нерезидентом справки доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Украины по вопросам налогообложения (п. 103.10 НК).
ГНС
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу