Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Составлять ли ТТН, если заключен договор перевозки

Разъяснение
06.08.2024

Главное управление ГНС в Херсонской области, Автономной Республике Крым и г. Севастополе напоминает, что по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч. 1, 3 ст. 909 Гражданского кодекса). 

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа, установленного транспортными кодексами (уставами)). 

Товарно-транспортная накладная является документом, составляемым грузоотправителем для оформления перевозок грузов в соответствии с заключенным договором и используется для проведения окончательных расчетов за предоставленные услуги по перевозке грузов. Оформленная товарно-транспортная накладная должна быть у водителя транспортного средства при осуществлении перевозок грузов по договору перевозки. 

В соответствии с абзацем первым пп. 134.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, определенные соответствующими положениями НК. 

Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с НП(С)БУ 16 «Расходы», утвержденным приказом Минфина от 31.12.1999 № 318, и МСБУ 2 «Запасы» от 01.01.2014. 

Согласно п. 9 НП(С)БУ 9 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 20.10.1999 № 246, и п. 10 МСБУ 2 расходы на транспортировку запасов включаются в себестоимость запасов.

Кроме того, расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки включаются в расходы на сбыт (п. 19 НП(С)БУ 16). 

Частью 1 ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы. 

В соответствии с гл. 1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.1997 № 363, товарно-транспортная документация – комплект юридических документов, на основании которых осуществляют учет, приемку, передачу, перевозку, сдачу груза и взаимные расчеты между участниками транспортного процесса. Товарно-транспортная накладная – единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей на пути их перемещения, расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы и является одним из документов, который может использоваться для списания товарно-материальных ценностей, оприходование, складского, оперативного и бухгалтерского учета, которое может быть составлено в бумажной и/или электронной форме и должно содержать обязательные реквизиты, предусмотренные настоящими Правилами. 

Следовательно, при отсутствии товарно-транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке груза, в том числе товарно-транспортной накладной, относящихся к первичным документам и на основании которых ведется бухгалтерский учет, налогоплательщик при определении финансового результата до налогообложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета не имеет оснований для учета стоимости таких услуг при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. 

ГУ ГНС в Херсонской области


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
15.12.2025
Заверение подлинности подписи на документах: что важно знать
Потребность заверения подлинности подписи может возникнуть, когда необходимо подать заявление, документы в учреждение, оформить разрешение. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Кто имеет право подписывать акты приемки-передачи выполненных работ? Как подписать документ квалифицированной электронной ...
15.12.2025
Права человека: что изменяется в условиях военного положения
Рассмотрим, какие права граждан остаются неприкосновенными во время военного положения; какие права могут быть временно ограничены; как государство обеспечивает защиту прав человека во время войны. Больше по теме: Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения у...
15.12.2025
Как применять новые нормы ценообразования в строительстве: разъясняет Минразвития
Чтобы избежать недоразумений в документах, сметах и закупках во время военного положения, формируются понятные, единые правила для всех участников рынка. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Заключаем договор подряда на строительство офиса Строительство хозяйственным способом: какие документы нужно...
Лучшие материалы