Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Сельскохозяйственный обслуживающий кооператив: право пребывания в реестре неприбыльных

06.08.2020

В соответствии с п. п. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) не являются плательщиками налога на прибыль предприятий неприбыльные предприятия, учреждения и организации (далее - неприбыльные организации), одновременно отвечают требованиям, определенным в п. П. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 НКУ, среди которых запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников) и определения в учредительных документах некоммерческой организации порядка передачи активов в случае прекращения неприбыльной организации как юридического лица.

Положениями Закона Украины от 10 июля 2003 №1087-IV «О кооперации» (далее - Закон №1087) предусмотрена возможность распределять полученные доходы (прибыль) или их часть среди членов обслуживающих кооперативов через осуществление кооперативных выплат и выплат на паи (ст.ст. . 25, 26 Закона №1087).

Аналогично и сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы в соответствии с положением ст. 26 Закона №1087 и п. П. 1, 5 ст. 9 Закона Украины «О сельскохозяйственной кооперации» могут осуществлять выплаты на паи как распределение части дохода кооператива, может получаться сельскохозяйственным обслуживающим кооперативом от предоставления услуг.

О порядке ликвидации обслуживающих кооперативов и сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов необходимо отметить, что порядок ликвидации, определенный ст. 29 Закона №1087, не согласуется с положением п. П. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 НКУ в части передачи активов в случае прекращения кооператива как юридического лица, так абзацем восьмым ст. 29 Закона №1087 предусмотрено, что имущество кооператива, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов кооператива, осуществления выплат членам кооператива паев и выплат на паи, кооперативных выплат, оплаты труда, расчетов с кооперативным объединением, членом которого он является, распределяется между членами кооператива в порядке, определенном уставом. Кроме того, имущество неделимого фонда не подлежит разделу между его членами и передается по решению ликвидационной комиссии другой (другим) кооперативной организации (кооперативным организациям) или зачисляется в доход бюджета.

Однако наличие указанных законодательных оснований осуществлять распределение дохода кооперативами, в том числе при их ликвидации, не может быть обязательной целью создания и функционирования обслуживающих кооперативов и сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов.

Поэтому указанное не исключает возможности приведения обслуживающими кооперативами и сельскохозяйственными обслуживающими кооперативами, положений учредительных документов в соответствие с требованиями НКУ, предусматривающий запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части, в том числе при ликвидации таких кооперативов, для включения в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее - Реестр).

Таким образом, учитывая вышесказанное, обслуживающие кооперативы и сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы могут находиться в Реестре при условии соответствия их учредительных документов требованиям п. П. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 НКУ и соблюдение ими при осуществлении хозяйственной деятельности требований п. П. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 НКУ, согласно которому доходы (прибыль) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что п. П. 133.4.4 п. 134.4 ст. 134 НКУ предусмотрено полномочия контролирующих органов для проведения проверки некоммерческой организации с целью выявления фактов использования неприбыльной организацией доходов (прибылей) для целей иных, чем определенные п. П. 133.4.2 п. 134.4 ст. 134 НКУ, и исключения такой организации из Реестра и начисления налогового обязательства по налогу па прибыль предприятий, штрафных санкций и пени в соответствии с нормами НКУ.

tr.tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
30 сентября – предельный срок подачи отчетности по ТЦО за 2024 год
ГНС напоминает о необходимости своевременной подачи отчетности по трансфертному ценообразованию. Последним днем подачи этих документов за 2024 (отчетный) год является 30 сентября 2025 года.  Больше по теме: ТЦО-отчетность участников международной группы компаний Трансфертное ценообразование: ...
12.09.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в сентябре 2025 года
Индексы для определения компенсации зарплаты за предыдущие периоды, которая выплачивается в 2025 году Порядок начисления и выплаты компенсации заработной платы, начисленной в период с 01.01.2001, утвержден постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159 (с учетом внесенных изменений постановлениями КМУ от ...
11.09.2025
Как запускается механизм принудительного исполнения судебных решений
Открытие исполнительного производства – это стартовый этап, позволяющий обеспечить реальное исполнение судебных решений. Только благодаря эффективному механизму принудительного исполнения возможна полная реализация конституционного права граждан на защиту в суде. Больше по теме: Принудительно...
Лучшие материалы