Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Проводится ли камеральная проверка при несвоевременной подаче деклараций ЮЛ и ФЛП

Разъяснение
23.09.2025

Проводится ли камеральная проверка в случае несвоевременной подачи или неподачи налоговых деклараций (расчетов) ЮЛ, ФЛП (в т. ч. на упрощенной системе налогообложения) и начисляются ли при этом контролирующим органом штрафные (финансовые) санкции, предусмотренные п. 120.1 НК, в период действия военного положения (в т. ч. за отчетные периоды, по которым прошло 1 095 дней)?

Согласно абзацам второму и третьему пп. 75.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) предметом камеральной проверки также может быть своевременность подачи налоговых деклараций (расчетов).

Положениями ст. 76 НК определен порядок проведения камеральной проверки.

Порядок оформления результатов камеральной проверки осуществляется в соответствии с требованиями ст. 86 НК (п. 76.2 НК).

Пунктом 76.3 НК определено, что камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы были подані позднее – за днем их фактического представления, кроме камеральной проверки налоговой декларации или уточняющего расчета (в случае подачи), в составе которых подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, срок проведения которой определен ст. 200 НК.

Камеральная проверка по другим вопросам проводится с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК.

По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт (п. 86.2 НК).

Пунктом 49.2 НК установлено, что налогоплательщик обязан за каждый установленный НК отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или при наличии показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями НК подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является. Этот абзац применяется ко всем налогоплательщикам, в том числе плательщикам, состоящим на упрощенной системе налогообложения учета и отчетности.

Плательщики, определенные пп. 212.1.15 НК, а также другие плательщики акцизного налога, имеющие действующие лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, подлежащей лицензированию согласно законодательству, обязаны за каждый установленный НК отчетный период подавать налоговые декларации независимо от того, осуществляли ли такие плательщики хозяйственную деятельность в отчетном периоде (п. 49.21 НК).

Согласно абзацу первому п. 86.8 НК налоговое уведомление-решение (далее – НУР) принимается в порядке, предусмотренном ст. 58 НК, руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику, его представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции, акта проверки, и направляется (вручается) налогоплательщику в порядке, определенном ст. 42 НК.

Пунктом 120.1 НК определено, что неподача (кроме случаев, если налоговая декларация не подается в соответствии с п. 49.2 НК) или несвоевременная подача налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги и сборы, платежи, контроль за уплатой которых возложен на контролирующие органы, налоговых деклараций (расчетов), а также другой отчетности, обязанность представления которой в контролирующие органы предусмотрена НК, – влекут наложение штрафа в размере 340 грн, за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, – влекут наложение штрафа в размере 1 020 грн за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

Предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к налогоплательщикам соответствуют срокам давности для начисления денежных обязательств, определенным ст. 102 НК (п. 113.1 НК).

Абзацами первым и четвертым п. 102.1 НК определено, что контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НК, не позднее окончания 1 095-го дня (2 555-го дня – при проведении проверки в соответствии со ст. 39 и 392, применение требований п. 141.4 НК), следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, определенной п. 133.4 НК, и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позднее – за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства (в т. ч. от начисленной пени), а спор по поводу такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

По местным налогам и/или сборам, по которым предусмотрено представление годовой налоговой декларации, контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право по результатам проверки самостоятельно определить сумму денежных обязательств, в случае выявления им по результатам проверки занижения суммы определенного налогоплательщиком налогового обязательства по этим налогам, не позднее окончания 1 095-го дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты этих налогов, определенных соответствующими разделами НК.

Денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в абзаце первом п. 102.1 НК (1 095 дней), если налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была подана (пп. 102.2.1 НК).

Следует заметить, что п. 522 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК была предусмотрена на период с 18 марта 2020 года до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), остановка течения сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК.

При этом действие п. 522 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК было остановлено на период действия военного, чрезвычайного положения в соответствии с Законом от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения» (далее – Закон № 2120).

Кроме этого, Законом № 2120 ст. 102 НК дополнена п. 102.9, согласно которому на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения останавливалось течение сроков, определенных НК, другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

В дальнейшем Законом от 30.06.2023 № 3219-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогообложения в период действия военного положения», вступившим в силу с 01.08.2023, п. 102.9 НК исключен.

В то же время п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК.

Так, временно, до 1 августа 2023 года, налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются, кроме:

а) камеральных проверок (пп. 69.2 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Кроме этого, согласно пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК временно, до 1 августа 2023 года, для налогоплательщиков и контролирующих органов останавливалось течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, кроме случаев, предусмотренных абзацами вторым – шестым пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК, в том числе сроков проведения камеральных проверок, оформления их результатов в порядке, определенном ст. 86 НК, подачи жалобы на НУР по результатам камеральной проверки, принятия решения по результату ее рассмотрения, начисления пени (абзац третий пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Итак, учитывая, что камеральная проверка проводится в отношении налоговых деклараций (расчетов) на предмет своевременности их подачи с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК, и периода остановки таких сроков давности с 18.03.2020 до 31.07.2023 (включительно), и учитывая положения п. 113.1, пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК, контролирующий орган имеет право начислить штрафные (финансовые) санкции, предусмотренные п. 120.1 НК, и отправить (вручить) соответствующее НУР за нарушение предельных сроков представления юрлицом, физлицом-предпринимателем (в т. ч. на упрощенной системе налогообложения) налоговых деклараций (расчетов) по результатам камеральной проверки, проводимой в период действия военного положения (в т. ч. за отчетные периоды, по которым прошло 1 095 дней).

ОИР, категория 130.06

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
13.10.2025
Кто является уполномоченным лицом, имеющим право подписи налоговой отчетности
Налоговая декларация должна быть подписана руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухучета и подачу декларации в контролирующий орган. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредни...
13.10.2025
Могут ли плательщики налога на прибыль применять ускоренную амортизацию ОС, введенных после 01.08.2024
Плательщики налога на прибыль могут начислить ускоренную амортизацию в соответствии с п. 431 подразд. 4 разд. ХХ НКУ к основным средствам, которые были введены в эксплуатацию в предыдущем отчетном (налоговом) году, после 01.08.2024. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Продление срока полезного испо...
13.10.2025
Нужно ли легализовать справку нерезиденту страны, с которой заключен международный договор
Легализовать справку нужно, если в международном договоре Украины не предусмотрены условия, которые отменяют или упрощают формальную процедуру проставления апостиля или освобождают сам документ от легализации.    Больше по теме: Легализация справок о налоговом резидентстве для избежания д...
Лучшие материалы