Согласно п. 111.1 Налогового кодекса за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются такие виды юридической ответственности как, в частности, финансовая, административная.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим расчетные операции, является Закон от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265), который является специальным законом. Действие Закона № 265 распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или безналичной форме.
Порядок проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг определен разд. II Закона № 265.
При этом, разд. V Закона № 265 предусмотрена ответственность за нарушение требований Закона № 265. Так, в случае установления в ходе проверки факта: проведение расчетных операций с использованием регистраторов расчетных операций (далее – РРО), программных РРО (далее – ПРРО) или расчетных книжек (далее – РК) на неполную сумму стоимости проданных товаров (оказанных услуг) или неполную сумму расчета при организации и проведении азартных игр; непроведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы; невыдача (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта, к субъектам хозяйствования применяется ответственность в виде финансовых санкций в размерах, определенных п. 1 ст. 17 Закона № 265.
Вместе с тем ст. 26 Закона № 265 установлено, что должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг привлекаются к административной ответственности.
В соответствии со ст. 1551 КУоАП нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг – влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 2 до 5 НМДГ и на должностных лиц – от 5 до 10 НМДГ.
За действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, – влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 5 до 10 НМДГ и на должностных лиц – от 10 до 20 НМДГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 КУоАП административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при продолжающемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его выявления, кроме дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 9 и 10 ст. 38 КУоАП, и за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в соответствии с КУоАП подведомственны суду (судье).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 1551 КУоАП рассматривают судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов в соответствии со ст. 221 КУоАП.
Итак, при применении контролирующим органом к субъекту хозяйствования финансовых санкций, определенных п. 1 ст. 17 Закона № 265, лица, осуществляющие расчетные операции и должностные лица такого субъекта хозяйствования, привлекаются к административной ответственности согласно ст. 1551 КУоАП.
ОИР, категория 109.18