Больше по теме:
Налогообложение доходов физических лиц регламентируется разд. IV Налогового кодекса (далее – НК).
Статьей 169 НК определены порядок предоставления налоговой социальной льготы, ее размер, перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу, и ограничения по ее применению.
Так, согласно п. 169.1 НК с учетом норм абзаца первого пп. 169.4.1 НК налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы.
Подпунктом 14.1.222 НК определено, что работодатель – юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение или его представительство) или самозанятое лицо, использующее наемный труд физических лиц на основании заключенных трудовых договоров (контрактов) и несет обязанности по уплате им заработной платы, а также относительно начисления, удержания и уплаты НДФЛ в бюджет, начислений в фонд оплаты труда, другие обязанности, предусмотренные законами.
Заработная плата для целей разд. IV НК – это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) налогоплательщику в связи с отношениями трудового найма согласно закону (пп. 14.1.48 НК).
Статьей 2 Закона от 24.03.1995 № 108/95-ВР «Об оплате труда» определена структура заработной платы.
Основная заработная плата – вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих.
Дополнительная заработная плата – вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает в себя доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.
К другим поощрительным и компенсационным выплатам относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, выплаты в рамках грантов, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства, или которые проводятся сверх установленных указанными актами норм.
Согласно пп. 169.2.3 НК налоговая социальная льгота не может быть применена к заработной плате, которую налогоплательщик в течение отчетного налогового месяца получает одновременно с доходами в виде денежного или имущественного (вещевого) обеспечения военнослужащих, выплачиваемыми из бюджета.
Согласно ч. 6 ст. 2 Закона от 25.03.1992 № 2232-ХII «О воинской обязанности и военной службе» определено, что военная служба по призыву во время мобилизации на особый период является одним из видов военной службы.
Статьей 9 Закона от 20.12.1991 № 2011-ХІІ «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» установлено, что государство гарантирует военнослужащим достаточное материальное, денежное и другие виды обеспечения в объеме, отвечающем условиям военной службы, стимулирует закрепление квалифицированных военных кадров.
Таким образом, если работник, призванный на военную службу по призыву во время мобилизации на особый период, получает заработную плату (средний заработок) и одновременно денежное или имущественное (вещевое) обеспечение военнослужащего, выплачиваемые из бюджета, то работодатель при начислении заработной платы такому работнику не имеет права на применение налоговой социальной льготы.
В то же время следует отметить, что члены семей погибших военнослужащих не отнесены к перечню категорий налогоплательщиков, имеющих право на налоговую социальную льготу в соответствии со ст. 169 НК.
ОИР, категория 103.08