Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Правовые нюансы процедуры банкротства и ликвидации предприятий

Разъяснение
20.06.2025

В современных условиях хозяйствования вопрос неплатежеспособности имеет особое значение, поскольку несостоятельность должника выполнить свои финансовые обязательства влияет не только на его собственную экономическую деятельность, но и на интересы кредиторов, рынка в целом и экономическую стабильность государства..

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере неплатежеспособности, является Кодекс по процедурам банкротства (далее – Кодекс), устанавливающий условия и порядок восстановления платежеспособности должника – юридического лица или признания его банкротом с целью удовлетворения требований кредиторов, а также восстановления платежеспособности физического лица.

Законодательство о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом не распространяется на банки, которые выводятся с рынка или ликвидируются в соответствии с Законами от 07.12.2000 № 2121-III «О банках и банковской деятельности» и от 23.02.2012 № 4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц».

Согласно абзацу семнадцатому ч. 1 ст. 1 Кодекса неплатежеспособность – несостоятельность должника (иного, нежели страховщик или кредитный союз) выполнить после наступления установленного срока денежные обязательства перед кредиторами не иначе как через применение процедур, предусмотренных настоящим Кодексом, или установленная Национальным банком Украины неплатежеспособность страховщика соответственно.

В соответствии с Кодексом в отношении должника-юридического лица может быть применена процедура превентивной реструктуризации и судебные процедуры банкротства.

Превентивная реструктуризация

Превентивная реструктуризация – система организационно-хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых мероприятий, направленных на недопущение или предотвращение неплатежеспособности должника, которые могут включать изменение состава, условий или структуры активов и обязательств должника, а также любые необходимые операционные изменения или комбинацию этих элементов, осуществляемые в соответствии с планом превентивной реструктуризации.

Превентивная реструктуризация открывается хозяйственным судом по местонахождению должника и только по заявлению должника.

Судебные процедуры банкротства

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Кодекса в отношении должника-юрлица применяются судебные процедуры: распоряжение имуществом должника, санация должника и ликвидация банкрота. Процедуры санации должника или ликвидации банкрота осуществляются с соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции.

Судебные процедуры применяются хозяйственным судом при производстве по делу о банкротстве. Производство по делу о банкротстве открывается хозяйственным судом по результатам рассмотрения заявления кредитора или должника. Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами по местонахождению должника – юридического лица.

Хозяйственный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, в рамках этого дела решает:

  • все имущественные споры, стороной в которых является должник;
  • споры с исковыми требованиями к должнику и по его имуществу;
  • споры о признании недействительными результатов аукциона;
  • споры о признании недействительными любых сделок, заключенных должником;
  • споры о возврате (истребовании) имущества должника или возмещении его стоимости соответственно;
  • споры о возмещении ущерба и/или убытков, причиненных должнику;
  • споры о взыскании заработной платы;
  • споры о восстановлении на работе должностных и служебных лиц должника;
  • споры относительно других требований к должнику, в том числе споры об определении и уплате (взыскании) денежных обязательств (налогового долга), определенных в соответствии с Налоговым кодексом.

Одновременно с открытием производства по делу вводится процедура распоряжения имуществом должника, по результатам применения которой осуществляется переход к следующей судебной процедуре (процедуре санации, ликвидации) или закрывается производство по делу.

Назначение арбитражного управляющего

Для осуществления процедуры превентивной реструктуризации и судебных процедур банкротства хозяйственным судом назначается арбитражный управляющий – физическое лицо, не являющееся государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляющее профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг. Право на осуществление деятельности арбитражного управляющего предоставляется лицу, которое:

  • является гражданином Украины;
  • дееспособно;
  • имеет высшее юридическое или экономическое образование второго (магистерского) уровня;
  • не имеет судимости;
  • способно исполнять обязанности арбитражного управляющего по состоянию здоровья;
  • не имеет запрета занимать руководящие должности или не лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, или деятельностью, приравниваемой к такой деятельности.;
  • не имеет дисциплинарного взыскания в виде лишения права на осуществление деятельности арбитражного управляющего, со дня применения которого прошло менее трех лет;
  • имеет общий стаж работы по специальности не менее трех лет или не менее одного года после получения соответствующего высшего образования на руководящих должностях;
  • прошло обучение в порядке, установленном Министерством юстиции, прошло стажировку в течение шести месяцев в порядке, установленном саморегулирующейся организацией арбитражных управляющих;
  • владеет государственным языком;
  • успешно сдало квалификационный экзамен;
  • получило соответствующее свидетельство и внесено в Единый реестр арбитражных управляющих Украины.

В зависимости от процедуры, применяемой хозяйственным судом к должнику – юридическому лицу, арбитражный управляющий назначается администратором превентивной реструктуризации, распорядителем имущества, управляющим санацией или ликвидатором. Одно и то же лицо может осуществлять полномочия арбитражного управляющего на всех стадиях производства по делу о банкротстве в соответствии с требованиями данного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 2 Кодекса производство по делам о банкротстве регулируется данным Кодексом, Хозяйственным процессуальным кодексом, другими законами Украины. Применение положений Хозяйственного процессуального кодекса Украины и других законодательных актов Украины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом.

Производство по делам о банкротстве должников – казенных предприятий, государственных некоммерческих предприятий и бюджетных учреждений, а также процедура превентивной реструктуризации таких должников не допускаются.

Производство по делам о банкротстве отдельных категорий должников регулируется с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом.

Осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о государственной тайне, производство по делам о банкротстве должников, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной.

Производство по делам о банкротстве с участием кредиторов-нерезидентов регулируется данным Кодексом, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой.

Отношения по принятию, вступлению в силу, обжалованию в административном порядке, исполнению, прекращению действия административных актов в сфере банкротства регулируются Законом от 17.02.2022 № 2073-IX «Об административной процедуре» с учетом особенностей, определенных этим Кодексом.

Информация по состоянию на 19.06.2025.

Минюст

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы