Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Правовые аспекты арендных отношений

11.01.2021

В связи с пандемией многие компании перевели своих сотрудников на удаленную работу. Однако остались бизнесы, которые вынуждены арендовать помещения для размещения своих офисов или производственных мощностей на условиях оперативной аренды. Вспомним важные нюансы таких арендных отношений.

Правовые аспекты арендных отношений устанавливает гл. 58 Гражданского кодекса Украины (далее − ГКУ).

Во-первых, суть учета оперативной аренды заключается в том, что объект аренды после передачи арендатору остается в собственности арендодателя и продолжает учитываться на его балансе. То есть право на амортизацию этого объекта остается у арендодателя. В свою очередь, арендатор учитывает арендованное имущество на внебалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы» по стоимости, указанной в договоре аренды. А в случае его возврата списывает с этого счета.

Во-вторых, особенностью договора аренды является арендная плата за пользование объектом аренды. Обычно ее размер устанавливается договором аренды, а если в аренду передается государственное имущество, арендную плату рассчитывают по методике, утвержденной постановлением Кабмина от 04.10.1995 г. № 786. По выбору сторон арендная плата может вноситься в денежном или натуральном виде в зависимости от условий договора. В учете арендатора сумма начисленной арендной платы признается расходами, а в учете арендодателя − доходом.

В-третьих, гражданское законодательство требует от арендатора по истечении срока оперативной аренды вернуть арендованное им имущество арендодателю в состоянии, в котором оно было получено, или в состоянии, обусловленном договором. То есть если при использовании в хозяйственной деятельности арендованного имущества произошли повреждения или поломка, это − «головная боль» арендатора, а не его владельца (арендодателя). Но всегда ли в арендных отношениях проведение ремонта является обязанностью арендатора? Нет, и подтверждает это ст. 776 ГКУ. В ней сказано, что текущий ремонт арендованного имущества обязан осуществить арендатор за свой счет, а капитальный – арендодатель, если иное не установлено договором. А вот улучшить арендуемое имущество арендатор сможет только с согласия арендодателя (ст. 778 ГКУ). В таком случае арендатор имеет право на возмещение стоимости понесенных им расходов или зачета их стоимости в счет арендной платы.

Улучшением объекта оперативной аренды считается его модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция, что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования.

Также важно помнить, что, согласно ст. 284 Хозяйственного кодекса Украины, порядок восстановления арендованного имущества является существенным условием договора аренды.

Учитывая указанное, право арендатора на проведение ремонтов (как текущего, так и капитального) и улучшений должно быть предусмотрено договором аренды, ведь это имеет определяющее значение для учета расходов, а также право на налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость.

devisu.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
17.09.2025
Дата определения ставки акциза и курса гривни при пополнении остатка горючего
При составлении Заявки плательщиком осуществляется расчет объемов горючего, исходя из уплаченной на электронный счет суммы акцизного налога, рассчитываемой по ставке акцизного налога, действующей на дату ее составления и исходя из официального курса гривни к иностранной валюте, установленного НБУ, д...
17.09.2025
Какие существуют виды инструктажей по охране труда
Инструктаж по охране труда существует не в одном виде и применяется в разных случаях! Более подробно – на инфографике. Больше по теме: Инструкция по охране труда для работников офиса Инструкция по охране труда для студентов, проходящих производственную практику В соответствии со ст. 18 Закон...
17.09.2025
Несвоевременное уведомление о несчастном случае: есть ли ответственность
Случился ли несчастный случай на производстве? Несвоевременно подали информацию о нем? Подробнее об ответственности работодателя смотрите ниже. Больше по теме: Смерть единственного учредителя фермерского хозяйства: как работать дальше? Прекращение трудового договора в случае смерти работника или р...
Лучшие материалы