Права налогоплательщика при обжаловании НУР в административном и судебном порядке
Административному или судебному обжалованию подлежат именно налоговые уведомления-решения, а не акты проверки, которые не содержат сумм налоговых обязательств и штрафных санкций, начисленных предприятию и сами по себе не создают правовых последствий в виде обязанности налогоплательщика уплатить налоги и штрафы в бюджет.
Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган, то есть в ГФС Украины в письменной форме (в случае необходимости с должным образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 НК) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.
Руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика более 20-дневный срок, определенный в пункте 56.8 ст. 56 НК, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика до истечения срока, определенного в пункте 56.8 ст. 56 НК.
Решение ГФС Украины, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
Во время судебного обжалования, особое внимание необходимо обращать на процессуальные сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 года №2747-IV, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 122, иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд, установленного настоящим Кодексом или другими законами.
Правовое предписание «в пределах срока обращения в административный суд, установленного законом» означает, что иск должен подаваться только в тех пределах времени, установленного законом. Кроме того, возможность защиты прав и интересов зависит от соблюдения сроков, установленных в этом случае законом.
Установление процессуальных сроков законом и судом предусмотрено с целью дисциплинирования участников административного судопроизводства и своевременного выполнения ими определенных процессуальных действий, предусмотренных КАС Украины не злоупотребляя ими.
Частью 2 ст. 122 КАСУ предусмотрено, что для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.
При этом, ч. 4 этой статьи Кодекса определено, что если законом предусмотрена возможность досудебного порядка разрешения спора и истец воспользовался этим порядком, или законом определена обязательность досудебного порядка разрешения спора, то для обращения в административный суд устанавливается трехмесячный срок, исчисляемый с дня вручения истцу решения по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий.
Решение контролирующего органа, обжаловано в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.
http://ch.sfs.gov.ua/
Комментарии к материалу