Порядок возврата наличных за товар покупателю, если в ящике РРО не хватает наличных средств
Специалисты Главного управления ГНС в Черновицкой области напоминают, что согласно п. 7 разд. III Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 № 547 (далее – Порядок № 547), регистрация выдачи денежных средств в случае возврата товара (отказа от услуги, принятие ценностей под залог, выплаты выигрышей в государственные лотереи и других случаях) или отмена ошибочно проведенной через регистратор расчетных операций (далее – РРО) суммы расчета осуществляется путем регистрации отрицательной суммы. При этом запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно».
Согласно п. 8 разд. III Порядка № 547, если сумма денежных средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 грн, материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче средств. В акте необходимо указать данные документа, устанавливающего личность покупателя, возвращающего товар (отказывающегося от услуги), сведения о товаре (услуге), сумму выданных денежных средств, номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (получение услуги).
Такой же акт составляется при отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета или ошибочно выбранной формы оплаты (наличные, карточка, кредит и т. п.). В акте указываются данные об ошибочной сумме и реквизитах расчетного документа. Акты о выдаче денежных средств и акты об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета, ошибочной формы оплаты сохраняются в течение трех лет. При этом предприятие обязано предоставить указанные акты контролирующим органам во время проведения проверки.
Согласно п. 1 разд. ІІІ Положения о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденного приказом Минфина от 21.01.2016 № 13 (далее – Положение № 13), фискальный кассовый чек выдачи денежных средств – расчетный документ/электронный расчет в бумажной и/или электронной форме (электронный расчетный документ) РРО или программным РРО при проведении расчетов при выдаче денежных средств покупателю при возврате товара, рекомпенсации услуги, принятии ценностей под залог и в других случаях. Фискальный кассовый чек выдачи денежных средств по форме № ФКЧ-2 приведен в приложении 2 к Положению № 13.
Выдача наличных денег из касс производится по расходным кассовым ордерам или расходным ведомостям, что предусмотрено п. 26 разд. ІІІ Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148 (далее – Положение № 148).
Если в ящике РРО недостаточно наличных денег, чтобы вернуть необходимую сумму покупателю, кассир должен обратиться в бухгалтерию предприятия, чтобы из кассы выдали определенную сумму наличных денег для возврата покупателю.
Кассир РРО, получив из кассы бухгалтерии средства, вносит их в кассовый аппарат путем проведения «служебного внесения».
Кроме того, п. 39 разд. IV Положения № 148 определено, в частности, что предприниматели кассовой книги не ведут.
В случае, когда в ящике РРО, используемом физлицом-предпринимателем, недостаточно наличности, чтобы вернуть необходимую сумму покупателю, такое лицо вносит наличные в ящик РРО с помощью операции «служебное внесение».
ГУ ГНС в Черновецкой области
Комментарии к материалу