Областные государственные (военные) администрации, действуя от имени государства как собственника лесного участка, вправе потребовать расторжения договора временного долгосрочного пользования лесами в судебном порядке в случае нарушения условий договора временным пользователем, в частности, при осуществлении строительства без согласования с постоянным лесопользователем.
При этом требование о расторжении такого договора является надлежащим и эффективным способом защиты и не требует предъявления требования о снесении самовольного строительства, если договором урегулирован возврат земельного участка и приведение его в пригодное для пользования состояние.
К таким выводам пришла Большая Палата Верховного Суда по делу по иску прокурора в интересах государства в лице ОВА к ООО и ГП о расторжении договора временного пользования и обязательстве вернуть лесной участок.
По обстоятельствам дела из распоряжения ОГА между ответчиками был заключен договор долгосрочного временного пользования лесным участком. Однако ООО провело на ней застройку без согласия постоянного пользователя – ГП, чем нарушило условия договора.
Перед Большой Палатой Верховного Суда встал вопрос о возможности предъявления ОВА, не являющейся стороной сделки в спорных правоотношениях, требования о расторжении договора.
Большая Палата Верховного Суда обратила внимание, что государство реализует свое право собственности на лесные земельные участки путем передачи их в постоянное пользование специализированным государственным лесохозяйственным предприятиям, а право распоряжения путем наделения соответствующих субъектов властных полномочий, действующих от имени государства, правом распоряжения этими участками путем принятия соответствующих распорядительных актов.
Областные государственные администрации (во время военного положения – военные) являются органами, уполномоченными осуществлять от имени государства полномочия собственника лесного участка, совершать действия по принятию решений о передаче лесного участка в постоянное и временное пользование, а также органами, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере лесных отношений.
Следовательно, ОГА (ныне – ОВА) имеет полномочия потребовать устранения любых нарушений прав на землю, возникших из договора временного долгосрочного пользования лесами, в том числе потребовать прекращения права временного пользования лесным участком путем расторжения договора в судебном порядке.
Вместе с тем, согласно условиям спорного договора, его действие прекращается, в частности, в случае проведения ООО любого строительства без согласия ГП. Поэтому установление факта таких нарушений не требует исследования вопроса о существенности нарушений условий договора в соответствии с ч. 2 ст. 651 ГК, а является самостоятельным основанием для расторжения договора.
Также правовыми последствиями прекращения действия договора является, в частности, возникновение в ООО обязанности вернуть лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, и возмещать нанесенный ущерб в порядке, определенном законом. Следовательно, при обращении в суд с иском о расторжении договора от истца не требуется совершение действий, предусмотренных ст. 376 ГК, и не является обязательным предъявление требования о снесении самовольного строительства и/или признания за собственником (пользователем) земельного участка права собственности на недвижимое имущество, самовольно построенное на нем, если это не нарушает права других лиц. Требование о расторжении соответствующего договора является надлежащим и эффективным способом защиты.
Постановление БП Верховного Суда от 07.05.2025 по делу № 902/111/24.
«Судебная власть Украины»